Министерство образования в очередной раз озаботилось повышенной учебной нагрузкой российских школьников. В первую очередь это касается объемов и неравномерного распределения домашних заданий: министр Дмитрий Ливанов в своем недавнем интервью…
еще раз напомнил, что даже у старшеклассников ДЗ не должно отнимать более 3,5 часов в день. А в первом классе и вовсе не следует его задавать.
Еще одна насущная задача – оптимизировать расписание, «чтобы не было так, что один день у ребенка вообще нет домашнего задания, а другой день он вынужден сидеть допоздна, а потом не высыпаться».
И тут возникает закономерный вопрос: а сам-то ребенок (или члены его семьи, если он еще мал) не может разумно распределить свою домашнюю нагрузку, чтобы не было «авралов»?.. На самом деле случаев, когда объемное задание нужно готовить прямо к завтрашнему дню, не так уж много. Просто гуляет наш ученик и расслабляется «до упора», а потом напрягается по полной программе, пока первый петух не пропоет… А почему? Да потому, что именно так же (чаще всего) поступают его папа и мама, старший брат и двоюродный дядя.
Вот признайтесь честно: если работу вам выдали на неделю, а сделать ее можно за 5-6 часов, когда приступите к выполнению? Даже опрос захотелось провести на сайте «УГ». Мой прогноз: примерно 30% равномерно распределяющих нагрузку на 70% любителей отложить главное на «попозже».
Отвечу за себя: начну не раньше, чем на четвертый-пятый день. Хотя, вроде бы, сама педагог, разумный человек. Да потому что знаю, что настоящий драйв и креатив придут ко мне, когда «отступать уже некуда».
Теперь давайте проследим действие этого великого принципа «загул – аврал» в нашей национальной истории и психологии.
Буквально на днях прочла статью г-на Давыдова с интригующим названием «Баги и фичи русского менталитета». Как раз на эту тему. Уже в первом абзаце автор подчеркивает: «Мы (русские, россияне – М.К.) можем совершать невероятные подвиги за определенный промежуток времени, но работать долго с постоянным качеством, как это умеют, допустим, немцы и японцы, мы не любим. Но зато на короткой дистанции обскачем и тех, и других вместе взятых. И эти две особенности нельзя рассматривать отдельно, это две стороны одной медали».
Конечно, это связано с климатическими особенностями, потому что весь активный сельскохозяйственный сезон у нас длится 4-5 месяцев, а не 8-9, как в большинстве европейских стран. Очевидно, зимний «застой» между летними трудовыми подвигами, когда приходилось даже ночевать в поле, за долгие века породил своеобразный ритм труда и отдыха, «раскачки» и «рывка». И зарядил наших соотечественников чувством небывалого душевного подъема, «вторым дыханием», позволяющим какое-то время работать на износ. Эта система воспроизводится по сей день – «и в труде, и в бою», и в школе, и на заводе, и в офисе. Авралы и срочные задания в конце квартала, суматошное исправление оценок в последние дни перед их выставлением, подготовка к экзаменам в последнюю ночь… Это же наша традиция! Ведешь себя по-другому – значит, странный ты какой-то.
Посмотрим теперь внимательнее на нашу систему школьного образования. Годовая аудиторная нагрузка у детей в возрасте 7–8 лет (520 часов) одна из самых низких в мире, затем – на следующих уровнях – она постепенно приближается к средним европейским значениям, но!.. Резко увеличивается количество обязательных для изучения предметов, поэтому часов на освоение одного предмета (скажем, биологии или экономики) российские школьники тратят меньше, чем их зарубежные сверстники.
Интересно сопоставить и годовые учебные графики: всем известно, что у нас самые длинные летние каникулы, да и дополнительного отдыха в течение года хватает. При этом большинство детей (да и – что греха таить! – часть педагогов) на время каникул просто «выпадает в осадок», да так, что потом с трудом вспоминает изученное в предыдущем году. Первые недели сентября уходят на адаптацию и повторение пройденного. И последняя неделя мая тоже на учебную уже не похожа.
Сейчас за организацию «продуктивных каникул» взялись серьезно: образовательные поездки, каникулярные школы, языковые курсы, летние познавательные лагеря. Какой процент детей они охватывают? А какой при этом «зависает» между маем и сентябрем, «выключая» все школьные привычки?..
Вот и получается, что система сама часто переносит вес на домашние задания, родительский надзор, кружки и репетиторство. К двум часам пополудни наши дети уже свободны от уроков (в США, Германии, Великобритании – в лучшем случае, к четырем; кстати, в расписание занятий там входит и самоподготовка), школа обычно не предлагает условий (включая методические) для организации самостоятельной работы.
Значит, садимся дома – перед телевизором и/или компьютером, с тарелкой «перекуса» и чатами в мобильнике – и за три часа с тычками и окриками родителей делаем уроки, которые можно легко сделать за полтора.
Так можно ли помочь родному министерству в его нелегкой борьбе за оптимизацию домашних заданий? Конечно, можно. Хотя для этого надо пойти на слом многих культурных стереотипов. Прежде всего, уйти от назначения общего финального срока на выполнение одного конкретного задания.
У меня лично такие предложения (частично мы с коллегами воплощаем их на практике):
· В начальных классах все выполнение ДЗ организовывать в школе – при этом учить самостоятельно планировать нагрузку на несколько дней вперед;
· С 1-го по 11-й класс обучать приемам и технологиям эффективной самоподготовки и самоконтроля;
· Организовывать взаимопомощь учащихся (например, создать «школьный репетиторский центр», где старшие сопровождают младших);
· Оценивать результат в зависимости от срока выполнения задания;
· Предлагать ученикам самостоятельно назначать для себя срок выполнения задания (в разумных пределах, разумеется);
· Задавать для решения столько задач из списка, сколько можно выполнить за фиксированный промежуток времени;
· Выполнять (в том числе, и дома) недельные и двухнедельные проекты, принимая их поэтапно.
Или давайте лучше пока расслабимся, а потом порешаем этот вопрос…
Об авторе
Мария Владимировна Калужская, зам. директора по научно-методической работе гимназии №210 «Корифей» города Екатеринбурга, кандидат педагогических наук
Комментарии