search
main
0

Мария Калужская, Екатеринбург: Итоги високосного года, или Все к лучшему в нашей лучшей из систем.

Хорошая новость заключается в том, что появляется множество дополнительных поводов для проявления инициативы. Ведь запрос на живое, настоящее образование остается и даже растет – вместе с разрывом между лозунгами и фактическим курсом.

К 2016 году школы России окончательно разделились на те, что все-таки пытаются адекватно внедрять новые ФГОСы (несмотря на отсутствие финансирования, формальность переподготовки учителей, слабость методической поддержки, чехарду с учебниками и пр.), и те, что привычно занялись имитацией деятельности. Навскидку я оцениваю процентное соотношение первых и вторых как 25% к 75%. Допускаю, что излишне оптимистична.

А еще школа превратилась в важнейший форпост борьбы с коррупцией. Вслед за глобальными планами антикоррупционной деятельности во всех образовательных программах появились (и были дотошно проверены) абзацы, предписывающие противостоять проникновению коррупции во все предметные области и на все уровни образования. Крылатая фраза «Береги честь смолоду» воплотилась в реалии школьной жизни в виде предписаний, инструктивных писем и разработок учебных занятий. Воображение сразу рисует рядом агитационные плакаты в стиле «Окон РОСТА» и дополняет картину зловещими нотами из Ленинградской симфонии Шостаковича.

В августе был отправлен в отставку Дмитрий Ливанов – как символ насаждения ЕГЭ, жесткого реформирования вузовской системы и развала РАН. Ну, и коррупции, конечно. Это в расхожей версии. Справедливости ради скажем, что были люди, называющие его последним «настоящим либералом» в Правительстве и, в общем-то, адекватным человеком, создавшим, к примеру, при своем Министерстве Общественный совет. Завершить прощание с экс-министром хочется словами Сергея Волкова: «А радующимся скажу вот что: если б только они знали, как мало в этом огромном образовательном болоте, уходящем в хтоническую глубь, зависит от МОН. В области общего образования уж точно. Как много подчинено местному и региональному уровню, насколько больше душит завуч или местный методист, чем министр. После смены руководства МОН нас не ждет ничего нового, потому что мы-то всё такие же….».

На старте учебного года по стране прокатилась пара громких школьных скандалов: уже почти забылось?.. Как же: учитель-обличитель из Питера и учитель-растлитель из Москвы. Оказывается, педагоги еще способны выдавать сюжеты для желтых страниц почище подработки стриптизом)) Слава богу, что страсти быстро улеглись, СМИ угомонились, кадровые перестановки прошли спокойно. До новых информационных поводов.

Зато нам облегчили груз отчетности! Ура: вместо 2-х форм сентябрьских отчетов (ОШ-1 и РИК-85) теперь подается одна – ОО-1, объем которой в 5 раз превышает суммарный объем предыдущих. Представлять ее требуется в бумажном виде, а после нескольких сеансов кропотливой правки (тянущейся с сентября по ноябрь) количество потраченной бумаги возрастает до трех стандартных пачек. ООО!.. – стон бурлаков (пардон, завучей) до федерального центра, видимо, не доносится, оптимизация идет своим ходом.

В начале ноября Президент РФ подписал указ об исключении результатов ЕГЭ из показателей деятельности органов местного самоуправления.Такое решение достойно аплодисментов: наконец-то школы перестанут ранжировать по баллам единых экзаменов и требовать их постоянного повышения. Настораживает другое: рейтинги-то остались, а свято место пусто не бывает… Значит, опять по осени начнут считать медалистов, которых не так давно пустили на самотёк.

Новый министр Ольга Васильева борется с бессодержательностью и начетничеством, вводя новые контрольные процедуры и усиленно возвращая школу к советским корням. Многие комментарии к ее заявлениям полны радостными народными возгласами из серии «Наконец-то!». Радикальное предложение г-жи Васильевой о сокращении бюджетных расходов на образование (в СМИ, кстати, писали и о том, что инициативы такой не было, цифры на Минобрнауки «спустили» сверху; но в любом случае – в Думе предложение не поддержали) логично укладывается в эту стратегию. Известно, что наша страна обычно делает рывок в ситуации острого кризиса, когда терять уже нечего, кроме пресловутых скреп. Никакой иронии, между прочим.

свобода обходного маневра

Об автореМария Владимировна Калужская, зам. директора по научно-методической работе гимназии №210 «Корифей» города Екатеринбурга, кандидат политических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте