\”Мы сегодня своих голубей провожаем в прощальный полет\”, – эта песня из кинофильма 1960 года \”Прощайте, голуби\” до сих пор иногда звучит на школьных последних звонках. От нее веет грустью неизбежного взросления и расставания…
…ведь выпускники (за редким исключением) редко возвращаются в стены родных школ.
Хотя для них «всегда открыта в школе дверь», но по тихим этажам подросшие юноши и девушки будут теперь ходить только мысленно. А еще в сновидениях, где снова грозит четвертная контрольная или не успел списать домашку…
Даже мне, окончившей школу в лохматые 80-е, регулярно (раз в полгода уж точно) снится кошмарный сон про экзамен по математике. Правда, это уже почему-то ЕГЭ, но школа-то грезится та самая, с плакатами про социализм, тетей Марусей на вахте и стайкой девчонок в белых фартуках. Она прочно засела в подсознании и вылезает оттуда детскими страхами или (если повезло) мечтами, опытами первой любви и дружбы.
Получается, что более актуального места школа в жизни выпускника занять не может? Времена-то изменились, и в соцсетях многие указывают свои школы и классы; продолжают общаться – хотя бы цифровыми приветами и поздравлениями с днем рождения – с педагогами и одноклассниками. Значит, технологическая основа для поддержания связей есть. А где взять смысловую (для чего?), мотивационную (зачем это мне/нам?) и эмоциональную (какая от этого радость?).
Российская школа сегодня почти не работает с выпускниками. \”Почти\” – это за исключением отдельных кадров, приходящих в нее работать (их гордо демонстрируют городу и миру: вот, вернулись – значит, любят свою alma mater! значит, хорошо у нас!), и нечастых юбилейных встреч. Конечно, попадаются особо сплоченные классы, которые ежегодно встречаются, навещают своих любимых педагогов и шлют им открытки из разных городов и весей. Но это, скорее, исключения.
Вспомните: когда лично вы в прошлый раз заглядывали в свою школу? Не тусовались с отдельными школьными друзьями в кафешке или у кого-то на квартире, не обменивались приветами по скайпу, а именно приходили в школу? То-то и оно, особо делать там нечего.
А ведь задумайтесь: школа (например) с 50-летней историей имеет гораздо больше выпускников, чем учащихся с 1 по 11 класс. И это сообщество с каждым годом разрастается, обогащается новыми уникальными личностями – учеными, политиками, артистами, путешественниками, врачами и библиотекарями, спортсменами и музыкантами… Большинство из них может быть полезно и интересно сегодняшним ученикам – в качестве лекторов, наставников, мастеров, тренеров, консультантов, разработчиков продуктов и производителей услуг, да и просто людей со своим взрослым опытом.
Выпускники нужны современной школе – это очевидно. И вот аргументы.
1) Выпускники дают самую адекватную и значимую обратную связь. Успешность (в широком смысле) и жизненная состоятельность выпускников – один из критериев качества образования. Для учеников и родителей мнение выпускников о школе тоже имеет особый вес. Поэтому постоянный мониторинг жизненных и профессиональных путей выпусков разных лет, работа с обратной связью – очень важная задача.
2) Выпускники могут включаться в образовательные программы школы. Например, вести классные часы в День Знаний, читать открытые лекции, предлагать практикумы и мастер-классы, принимать группы учащихся на своих предприятиях, вести экскурсии, стажировки, приобщать к организации социально значимых мероприятий. Традицией может стать \”ДВ\” (\”День Выпускника\”), в программу которого войдут только занятия и встречи с выпускниками разных лет.
3) Выпускники, приходящие в школу, повышают жизненный тонус и самооценку своих учителей. Уверена, что теплый круг благодарных выпускников – самая надежная гарантия от профессионального выгорания.
4) Выпускники могут (а в перспективе и хотят) поддерживать школу материально. Среди них есть состоятельные люди, способные обеспечить долгосрочную помощь: вложить средства в эндаумент-фонд, стать основателями именных стипендий или персональных пенсий. Но даже люди вполне обычные и не слишком богатые согласятся поучаствовать в благотворительной акции или сборе средств на крупный проект. Если почувствуют собственную причастность к событиям, которые происходят в школе сегодня.
5) Итоговый и самый важный аргумент. За счет выпускников школьное сообщество расширяется в разы. Представьте себе, что вам нужно получить голоса в поддержку – теперь вместо тысячи вы можете собрать пять! Продвижение новой идеи, важная договоренность, доброе слово, сказанное в нужный момент, – умножайте все на 5! Волшебный эффект выхода за рамки: школа – это множество взрослых, состоявшихся людей в разных концах страны и мира. И каждый (так или иначе) может внести свою лепту в ее развитие. Достаточно просто быть на связи.
А теперь самое главное и сложное. Зачем школа нужна выпускникам?
Для начала пусть задумаются над простым тезисом: в школе учатся 11 лет, а выпускниками становятся навсегда. Такой вот статус – и не только для строчки в соцсетях, особенно если речь идет об известной школе. Всю жизнь можно гордо повторять: \”Я – выпускник \”девятки\”! Номера хороших школ для каждого города свои, но суть одна: принадлежность к ним – часть личного бренда.
А если номер не такой престижный и никакого статуса не добавит? Все равно выпускников много, яркие и успешные личности есть – сообщество создавать можно. Но где основа для сближения сотен незнакомых людей разного возраста, даже не учившихся в одно время? А вот здесь и зарыта наша призовая собака!:)
Если интервал между выпусками больше 3-4 лет, то их представители, скорее всего, ничего не знают друг о друге. Но многие из них могут быть друг другу полезны – в деловой сфере и не только. Общие увлечения, социальные проекты, мероприятия, клиентские базы, обмены жильем в поездках, консультации по недвижимости и советы путешественникам – это отдельные сегменты системы нетворкинга для выпускников.
Школа, которая создаст и приведет в действие такую сеть, станет модератором делового и личного общения. Организует сетевую голубятню, куда, если что, можно залететь за полезной информацией и заодно оставить свою: \”Живу в Петербурге, могу провести экскурсию / предложить жилье на пару ночей\”; \”Готов провести для школьников практикум по финансовой грамотности\”; \”Предоставлю корпус базы отдыха для встречи выпускников\” и т.д.
В таком раскладе бывший \”второй дом\” становится площадкой не только для юбилейных встреч и вечеров воспоминаний, но и для курсов, тренингов, семинаров и консультаций из цикла \”Выпускники – выпускникам / учащимся / педагогам\”. В выходные дни и каникулы, например. И скоро закрутится новая жизнь, родятся проекты, появятся дополнительные средства – это уж точно.
Голуби, возвращайтесь! Мы не прощаемся))
Об авторе
Мария Владимировна Калужская – заместитель директора по научно-методической работе гимназии №210 \”Корифей\” города Екатеринбурга, кандидат политических наук
Комментарии