search
main
0

Мария ГРЕЧКИНА, учитель географии школы №1227: Я понимаю, что учительство – большой и интересный труд

Мария Сергеевна Гречкина – так ее зовут в школе – выпускница Московского городского педагогического университета, учитель географии, работать начала на пятом курсе, сегодня ведет уроки с пятого по одиннадцатый класс и имеет солидный стаж в два с половиной года. Мы решили поговорить с Марией Сергеевной о жизни и работе, ведь это так интересно.

– Совпали ли ваши представления об этой профессии со школьными реалиями? – Знаете, я начала готовиться к своей работе еще в старших классах школы, когда решила, что буду учителем. В школе была старостой, активно участвовала в жизни школы, помогала классному руководителю, старалась в любой ситуации не терять присутствия духа, сохранять оптимизм (брала пример со своего классного руководителя). Во всяком случае, ясное понимание того, что профессия учителя – большой и интересный труд, пришло давно, так что мои представления совпали с реальностью. – Люди довольно редко осознанно выбирают профессию в столь юном возрасте, что подвигло на решение поступить в педагогический вуз? – Впечатления накапливались, а потом в один прекрасный день проснулась и решила – хочу учиться в педагогическом. У меня было множество интересов – и литература, и русский, и история, даже учителем физкультуры хотела быть. – Почему победила география? – А она объединяет в себе все эти предметы, я абсолютно в этом уверена! Ведь географию можно связать с историей (что и когда происходило в этой части света, в этом районе на карте), с литературой (где происходило действие произведения), с математикой (масштаб, расстояния), с рисованием (живопись разных стран), с черчением (картография)! И так практически в каждом предмете. Да, я забыла физкультуру – конечно, походы, физическая подготовка! – А почему вы выбрали Московский городской педагогический университет, ведь это относительно новый вуз? – Я готовилась, объездила все педагогические вузы Москвы. Когда в день открытых дверей попала в МГПУ, зашла на факультет географии – сразу понравилось, я поняла – это мой вуз. Потом, когда училась, впечатление подтвердилось, у меня прекрасные педагоги были, атмосфера замечательная, студенческая жизнь кипела. Строгость сочеталась с демократизмом, всегда можно задать любой вопрос педагогу, получить ответ и совет. Так что у меня самые прекрасные воспоминания о студенческих годах. – Какие открытия вы сделали для себя на первом году работы в школе? – К концу первого года работы я поняла, что учитель – это не профессия, это образ жизни. Ты не можешь после уроков закрыть за собой дверь и сказать: «Все, ребята, а теперь у меня другая жизнь!», ты не можешь выйти из школы и оказаться… не учителем. Учитель – это не только в классе, это твое поведение вне школы, манера говорить, одеваться, места, которые ты посещаешь, твой круг чтения, музыка… да всё! В чем-то мне придется себе отказывать, но это же мой выбор, моя жизнь. Люди разные, кто-то выдерживает, кто-то нет и уходит из профессии, я это понимаю. – Обычно молодые учителя с удовольствием становятся классными руководителями. А почему вы не сразу стали классным? – Не была готова к этому внутренне, для меня это большая ответственность. Я благодарна директору моей школы, которая мне пошла навстречу, дала время подготовиться. Ведь когда я думала о выборе профессии, понимала, что основой должна быть любовь к людям – всем, детям и взрослым. Уважение и любовь вообще основа мира. Классное руководство – это общение и с детьми, и с родителями. Готова ли я к нему? Сейчас я точно знаю, что готова к диалогу, уважаю любого ребенка и его родителей, что хочу делиться знаниями с детьми и помогать их родителям. – Януш Корчак когда-то сказал: «Дети – это такие же люди, только маленькие». Вы с ним согласны? – Абсолютно. Заходишь в класс и понимаешь – они знают тебя лучше, чем ты сам, их не обмануть, дети – это люди-телепаты, хоть и маленькие! Дети замечательные, любопытные, умные, с желанием учиться. Основная сложность, пожалуй, состоит в том, чтобы донести до них на моем уроке простую мысль – не все плохо в современном мире, у нашей страны впереди огромные перспективы развития, мы просто не можем исчезнуть как государство. Как географ я говорю им: «Посмотрите, какие у нас природные богатства, какие колоссальные территории, какая потрясающая природа, как красива наша Россия! Экономическая география: давайте видеть перспективы, причины и следствия!» Когда я готовлюсь к уроку, всегда думаю, что сказать детям, чтобы формировался положительный образ родной страны. Мне очень не хочется, чтобы у них закладывалась готовность уехать, я хочу, чтобы дети учились и жили в России. Мы недавно говорили с коллегами – пора уже делать специальные фильмы для школы, умные, здорово снятые операторски, показывающие красоту и мощь России, рассказывающие о путешественниках-первооткрывателях. Какая студия может за это взяться? – Трудно ли учителю сохранять оптимизм в наше не очень простое время? – Меня окружают очень позитивные люди! В школе, в университете (я продолжаю учиться в аспирантуре), вне школы. И я сама для себя давно решила, что лучше быть оптимистом! Это мой выбор. – Учителя, особенно молодые, утверждают, что ни на что не хватает времени. Это так? – Я начинала работать в школе далеко от дома, в другом округе, времени оставалось очень и очень мало, поэтому решила: все-таки нужно работать там, где живешь! Открыла компьютер, нашла портал ЦОУО, нашла телефон методиста по географии ОМЦ, приехала на собеседование, мне помогли найти школу, я очень благодарна за такую помощь и внимание. Теперь есть возможность и время общаться с коллегами-географами в округе, мы постоянно обмениваемся информацией. Географы – это такое братство, это особенные люди, оптимисты! Любое сообщество дает ощущение опоры, это очень ценно. – Сегодня часто говорят, что молодому учителю мало быть просто учителем, ему хочется еще сделать успешную карьеру. – Как человек, которому все интересно, я хочу развиваться, но при этом не покидать школу. Развиваться ведь можно по-разному: можно активно участвовать в жизни школы, участвовать в конкурсах, самообразование важно, быть хорошим классным руководителем тоже важно, а для этого нужно стать и психологом, и ориентироваться в современном правовом поле. Расти в конце концов как личность! В плане карьерного роста хотелось бы, конечно, достичь чего-то большего. Для начала я хочу защитить диссертацию. Моя тема связана с методикой преподавания – «Реализация стандартов второго поколения с помощью личностно-деятельностного подхода (на уроках географии)». Я мечтаю написать такую работу, чтобы она не покрывалась пылью в хранилищах, чтобы ее использовали мои коллеги в работе. – Кто помогал вам набраться опыта, есть ли наставничество в вашей школе? – У меня есть наставник – завуч по учебной работе, который приходит на уроки, помогает их анализировать, для меня это огромная помощь, потому что педагог – это прежде всего опыт, секреты мастерства, которые я могу получить только от наставника. В нашей школе я могу любого учителя спросить, можно ли прийти к нему на урок, отказов не бывает, помогут, расскажут, объяснят. Конечно, многое зависит от атмосферы в школе. Я рада, что мой директор – Юлия Игоревна – всегда идет навстречу, учитывая мою учебу в аспирантуре и участие в конференциях, семинарах, а ведь очень важно, когда тебя не ставят в жесткие рамки («сидеть и не уходить»), а дают возможность развиваться. Я заметила, что творчество – очень хрупкое состояние, вижу знакомых молодых педагогов, которые уходят из тех школ, где все «по линейке», где педагоги не улыбаются. С моей школой мне повезло. Своим дорогим коллегам я бы пожелала работать в полную силу, отдавать детям как можно больше. Не останавливаться на достигнутом («Вот я такой молодец, всего достиг, все знаю и умею!»). Мне кажется, знаний всегда не хватает, я оглядываюсь на курсы и семинары, в которых участвовала (логика, коммуникация, походы одного дня), и думаю – мало! Нужно учиться дальше.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте