Учебный год завершился – позже, чем хотелось бы и было объявлено Минпросвещения РФ. Будут ли учтены уроки и опыт дистанционного обучения в будущем, если осенью Россию накроет вторая волна коронавирусной инфекции?
11 июня для нашей семьи, в которой трое школьников, завершилось дистанционное обучение. Во время всеобщего карантина речи чиновников касались в основном школьного образования, а о дополнительном почти все молчали, будто у нас нет его вовсе.
А оно было, есть, я надеюсь, и будет. И дополнительное образование, о котором часто говорят как о том, что может определить судьбу и жизнь ребенка, продолжалось и во время карантина. Как и обучение в общеобразовательной школе, оно в Карелии было организовано через соцсети. На мое возражение о том, что вновь нарушаются права детей на доступное образование, получила ответ: “Другого способа организовать обучение у нас нет”.
Мне приходится организовывать обучение троих школьников через собственный аккаунт в социальных сетях. Страниц у детей во “ВКонтакте” нет. Поэтому и не было у меня уверенности в том, что каждый справится с занятиями в музыкальной, а один из детей еще и художественной школах.
Сформулирую еще точнее – уверенности в том, что в этом году дети при помощи родителей с этим справятся, у меня не было вообще. Все вновь свелось к роли личности в истории. Если бы не индивидуальный подход к каждому ребенку, готовность учителей дополнительного образования ждать, подбадривать и помогать, дети были бы неаттестованы. А так у младшего ребенка только неаттестация по двум предметам в обычной школе: музыке (это несмотря на то, что экзамены в музыкальной школе сданы) и физкультуре (без комментариев).
О том, что обучение и образование в дистанте – это два разных процесса я задумалась после публикации Надежды Казакевич на нашем сайте. Оно и понятно: когда фотки с детскими работами отправляешь педагогу, получаешь (тут уж никак не дистанцируешься, двойка за выполненное не так задание приходит сразу в родительский аккаунт) отметки, задания и прочее, то настолько погружаешься в процесс, что кажется, не будет ему конца.
Ощущение, что четвертая четверть завершится так или иначе, очень подбодрило меня. Выбивали из колеи тут и там мелькавшие новости о петициях, родительские эмоции по поводу того, что теперь наши дети так и будут учиться через экран. Я получила не один десяток сообщений с вопросом, а будет ли так на самом деле, пойдут ли дети в школу 1 сентября. Про День знаний я до сих пор сомневаюсь – пока нет вразумительных прогнозов о второй (я об этом не мечтаю) волне заболеваемости, но говорить о дистанционном образовании для школьников не приходится. Наши дети будут ходить в школы, как только это станет возможно. В период ЧС, ЧП и прочих непрогнозируемых ситуаций школьники смогут учиться дистанционно. Теперь это закреплено законодательно.
И вот на перспективах дистанционного обучения мне бы хотелось остановиться отдельно. Во всей этой истории с дистантом меня на самом деле очень волнует вопрос законности того, что происходило в этот момент в виртуальном пространстве. По большому счету всех детей школьного возраста значимые взрослые отправили… в Интернет. Произошло это с добровольного согласия родителей, которые в первые дни подписали заявление о том, что они согласны на такое обучение. Происходило это буднично – прислали форму, заполнили форму, отправили классному руководителю. Что же происходило далее?
Карельский институт развития образования, например, предложил несколько стратегий организации дистанционного обучения. Каждая школа, исходя из условий, в которых она находилась, выбирала свой вариант взаимодействия с семьей и школьником. Но по какому бы пути не шла школа, практически всюду был использован ресурс социальных сетей. Иногда родителям удавалось сдержать лавину сообщений и регламентировать процесс, но чаще папы и мамы, особенно работающие, позволяли детям находиться в социальных сетях, завести собственные страницы, вступить в группы класса, получать и отправлять задания через соцсеть.
До недавнего времени ни одно родительское собрание не проходило без учительских увещеваний: не пускайте, не давайте, следите. Сейчас же, в экстренном режиме, огромное количество школьников оказались в социальных сетях. И если две недели назад школьники там учились, то сейчас в большинстве своем они не организованы и не связаны никакими делами. Можно говорить о том, что дети остались в этом пространстве без сопровождения взрослых. Что найдут там школьники, к каким последствиям это приведет и какие сложности привнесет в жизнь?
Карелия оказалась в ситуации особой. В 2018 году в школах республики внедрили электронную систему “БАРС”, на которую потратили 98 миллионов рублей. Несмотря на то, что представители разработчиков каждый раз обещают разработать и усовершенствовать систему, ее работа вызывает нарекания. Учителя сообщают о том, что система висит, не дает выставлять оценки, особенно в конце четверти и года. Родители неоднократно сталкивались со сбоями работы системы. Ко всему прочему платформа не позволяет ученикам прикреплять и отправлять задания, получать обратную связь. Зато с функцией обратной связи справились соцсети. В такой ситуации, полагаю, государство должно создать единую платформу для обучения школьников, рабочую среду, в которой каждый учитель и каждый класс смогут получить возможность общаться, обсуждать и работать в безопасном пространстве.
Получается, что сегодня практически все школьники РФ так или иначе подверглись опасности с молчаливого согласия взрослых, которые решили, что для обучения и коммуникации будут использоваться социальные сети. Учителя стали намного ближе к родителям и ученикам. Хорошо это или плохо? Будет ли эта нерегламентированная связь мешать или помогать в обучении детей? Как изменятся отношения в социальных сетях и к чему это приведет в дальнейшем? Какая помощь нужна учителям, чтобы в их жизни осталось хоть какое-то личное пространство? Пока эти вопросы даже не обсуждаются…
Вопрос безопасности не праздный и в отношении иных платформ, которые используют учителя для проведения онлайн-консультаций для класса. Так на урок одного из моих школьников ворвались интернет-хулиганы. Дело ограничилось нелитературной лексикой, а бывали ситуации и острее. И одно дело, когда это происходит в старших классах, а если с этим сталкиваются ученики начальной школы, совсем еще малыши? И в том и другом случае это однозначно плохо, недопустимо, но как не допустить подобного? Кто это объяснил учителям и помог им справиться с пережитым стрессом?
Еще одна сложность коснулась семьи в вопросе качества обучения. Так, первые недели дети получали и отсылали задания – их было много, но практически никакого интерактива не случилось. У одного из моих школьников за всю четверть не было ни одного интернет-урока, ни одной индивидуальной консультации, никакого общения с учителями – режим “получил задание – сдал – оценили”. Поскольку все это шло через родительский аккаунт с минимальным набором слов и ответов, то можно предположить, что школьник остался в неком вакууме. Вроде бы за этот вакуум ответственны родители, которые не отпустили ребенка в соцсеть… Но и иного формата взаимодействия, объяснения нового материала не было. Выручали лишь ссылки на уроки и лекции в интернете, по которым другие учителя и эксперты рассказывали о новом материале. Мне бы хотелось быть уверенной, что учителя предварительно смотрели и анализировали эти видео перед рекомендацией, но, зная, о свалившейся на них нагрузке, я сомневаюсь, что это было всегда возможно.
В итоге мы выдержали. Это был сложный, но интересный опыт, который поставил передо мной серьезные вопросы о том, как организовать обучение детей в режиме дистанта. У меня нет родительской уверенности в том, что новую платформу для обучения детей наше государство создаст в ближайшие несколько месяцев, а предложенные образовательные платформы будут работать без сбоев. Полагаю, что необходимо учить школьников общению в соцсетях и отпускать их в эту виртуальную жизнь. Тем более, о том, как это сделать правильно, есть школьный учебник. И есть несколько месяцев, чтобы его проштудировать. Уверенности в том, что предстоящая осень не актуализирует все полученные навыки, у меня нет. Поэтому готовиться будем на семейном уровне, на государственные решения проблемы надеяться не приходится. Это вновь о родительском сожалении и о том, что в образовании, прежде чем получить результат, необходимо создать условия для работы. В истории с дистанционным обучением в четвертой четверти государство использовало личный ресурс учителей, родителей и детей, подвергнув всех участников процесса серьезным рискам. Будут ли учтены уроки дистанта в будущем, если осенью Россию накроет вторая волна коронавируса?
Комментарии