В прошлом году Федерация Интернет Образования провела «круглый стол» «Как увлечь ребенка книгой». В свое время федерацией был организован конкурс для родителей на лучший рассказ по теме «Как я увлек ребенка чтением», и вот указанный «круглый стол» стал его своеобразным завершением. Подводились итоги, специалисты (психологи, библиотекари, педагоги) делали выводы.
Один из выводов таков: научных исследований проблемы детского чтения недостаточно. Надо четко определить, что это вообще такое – детское чтение. Если подросток прочитал книгу по автоделу, разве это не чтение? Необходима организация какого-то надведомственного учреждения – исследовательского института, например, который бы всерьез занялся проблемой. У него должна быть координирующая роль.
Имеющиеся исследования подтверждают, что прежде всего круг чтения детей определяет школьная программа. На втором месте – семья. Но как родители выбирают книги? Они не следят за чтением ребенка. Школа не имеет возможности прицельно заниматься детским чтением. Надо искать пути объединения усилий школы и семьи. Рецепт: ребенок должен читать родителям книгу каждый день минут по пятнадцать, вслух. А родители должны слушать. И вместе вести читательский дневник: что читали, слушали, понравилось ли и т.д. Тогда родители будут думать, что бы им для ребенка выбрать. А школе надо раскачать родителей.
Этот рецепт вызвал возражения. Виктория Юркевич, психолог:
– Мы переходим к другой цивилизации. Не той где книга – источник знаний. Но достоинство книги в том, что она дает возможность домыслить. Ребенок ее как бы дописывает. Но мы не любим то, что нам задают. Это внешняя мотивация. Чтобы ребенок полюбил чтение, нужно сделать его приятным, без насилия, без программы, без «каждый день».
Евгения Абелюк, завлаб. словесности Научно-исследовательского института развития образования:
– Система образования не включает воспитание интереса к чтению. И традиция семейного чтения ушла. Задача литературного образования ориентирована на стандарты. Они подчинены функции контроля – как ребенок ответит на вопросы, как напишет сочинение. Должна быть разработана национальная программа детского чтения.
Алексей Кушнир, директор издательства «Народное образование»:
– Двадцать лет назад говорили о тех же проблемах, хотя они не воспринимались как катастрофические. Мы можем сделать прекрасные иллюстрации – любить книгу ребенок не начнет. Будем заставлять родителей – не начнет. Где закладывается нелюбовь к чтению? Она – в начальном обучении. Дети читают с полным пониманием. Критерий понимания – переживание. Умирает девочка – слезами закапаны странички. Надо запрещать домашние задания по чтению. Родители, не приближайтесь к ребенку! И тогда мы гарантируем результат. Чтение – уникальный процесс. Нормальное чтение – эйдетическое. Если у ребенка есть врожденная способность артикулировать то, что он слышит (в психологии это называется артикуляционное эхо), то, включив магнитофон, я получу у него готовую артикуляцию. Не мучительное воссоздание звукового образа слова, а непроизвольную артикуляцию текста. Формируется другая реакция: я вижу слово и оно у меня звучит автоматически. Включив на уроке магнитофон, научив ребенка следить пальчиком за чтением диктора, мы получаем высокоразвитый, взрослый навык чтения. К четвертому классу. Свободно, без напряжения. Звучит звонок, дети плачут: Мариванна, давайте не пойдем на перемену, еще почитаем. Порядка ста тысяч детей прошло через это. Но эти разработки почему-то не реализуются. То, что закладывает учитель в начальных классах, та психофизиологическая модель – это воссоздание звукового образа слова по графической модели. Здесь модель принципиально другая. Магнитофон дает уже готовую артикуляционную модель, полное понимание здесь и сейчас, параллельно подключает воображение. В школе ребенок учится по этой модели, дома родители заставляют читать по другой. Все, зачеркнули, конфликт систем.
Конечно, и эта методика вызвала вопросы: мешает ли техника чтения понимать? Ведь может случиться и так, что читать ребенок научился, а удовольствия нет. Слушаю – приятно, а когда сам читаю – никакого удовольствия. В психологии нет ничего стопроцентного. Ученые спорят и по-разному смотрят на проблему. И вправду, нужен научно-исследовательский институт детского чтения.
Комментарии