search
main
0

Марина ЗАХАРОВА, министр образования Московской области: Каждый из нас одновременно учитель и вечный ученик

​- Марина Борисовна, что представляет собой система образования Московской области?

– Здесь ключевое слово «система». Когда система создана, есть результат. Говоря о системе образования Московской области, в первую очередь нужно сказать о тех, кто получает образование: дошкольниках, школьниках, студентах, и о тех людях, которые помогают им получить это образование. Для того чтобы система работала, каждый должен четко понимать, что он делает, в какой последовательности он это делает, и самое главное – зачем и для кого он это делает. Если что-то из этого механизма будет работать неправильно, то конечный результат всегда будет отрицательный. Он скажется не сразу, но его последствия могут быть очень серьезными для всех сторон. Система образования сильно изменилась. У нее теперь другие цели и задачи, чем несколько десятилетий назад. Если раньше в основе всего были знания и умения, то сегодня главное – научить ребенка учиться, уметь делать выбор и нести ответственность за сделанный выбор. Поэтому сдать ЕГЭ, поступить в вуз – это не цель образования. Хотя школа и не самое главное место в жизни ребенка, но оно самое важное, потому что именно здесь происходит его социализация, взросление, здесь он учится общаться, отстаивать свою точку зрения и уважать чужую.- Марина Борисовна, вы сейчас говорите о том, что мы обычно называем результатами обучения. Но как их посчитать? – Это очень интересный вопрос, над которым сегодня задумываются все, кто связан с образованием. Потому что сложнее всего «просчитать» человека. А в образовании главным является человек. Вот понять, как он воспользуется, как он будет применять то, что он получил в школе, очень сложно. Использовать какой-то один критерий, показатель неправильно. Здесь должно быть наложение разных показателей, разных критериев, учет многих факторов, иногда скрытых.- Вы создали в области одну из лучших в стране систем рейтингования. Чем она отличается от множества существующих в других регионах?- В Московской области впервые рейтинги стали применять в 2006 году. Первоначально они строились по линейному принципу. Позже, когда стали говорить не только о содержании образования, но и об условиях образовательного процесса, пришли к решению, что при определении результатов обучения нужно обязательно учитывать условия, в которых ученик эти знания получает. При этом мы понимаем, что важен не просто год постройки здания и насколько в этом здании опрятно, а наличие современной материально-технической базы, ее использование в образовательном процессе. Первые результаты были весьма неожиданными. В некоторых школах с очень хорошей материально-технической базой и неплохим кадровым потенциалом образовательные достижения учащихся были крайне низкими. И случалось наоборот: высокие результаты показывали учащиеся школ, где условия образовательного процесса не полностью соответствовали современным требованиям. Рейтинг, на мой взгляд, – это тот инструмент, который дает нам возможность эффективно управлять системой образования и вовремя исправлять имеющиеся недостатки.- Марина Борисовна, мне кажется важным вот еще что. То, что вы делаете, на самом деле выявляет все внутренние связи образовательной организации, но ведь существуют разные школы. Можно ли сравнивать малокомплектную школу в отдаленном районе и продвинутую гимназию в райцентре?- Я с вами абсолютно согласна, что сельские школы надо рейтинговать отдельно. Но давайте посмотрим на это с другой точки. Самое главное у нас – ученик. И он должен иметь одинаково хорошие условия и высокое качество образования независимо от того, где он живет. Он не должен страдать, оттого что его школа чего-то недополучает от учредителей. В этом, наверное, самая большая на сегодняшний день задача образования – обеспечить равный доступ всех к качественному образованию.- Вот финны обеспечили это и стали во всех международных сравнительных исследованиях качества образования первыми, а их система образования считается одной из лучших в мире. – Я уверена, нельзя экономить на образовании! Нефть, газ – это ресурсы, которые когда-нибудь закончатся, а образование – ресурс, который не закончится никогда. Раньше мы говорили, что образование получаешь на всю жизнь, сегодня понимаем: образование происходит на протяжении всей жизни. Если мы не будем постоянно учиться, мы все время будем кого-то догонять.- Что для вас важнее всего в едином государственном экзамене?- Каким образом достигается результат. Один педагог как обучал детей по своей программе, так и продолжает обучать, не пропуская ни одной темы, ни одного раздела. Другой начиная с десятого класса только и натаскивает детей на сдачу ЕГЭ. И у первого учителя дети сдадут экзамен, и у второго. Но в первом случае будут получены знания на длительный период, а во втором они кратковременны. Я уверена, если нормально построен учебный процесс, то никаких дополнительных занятий по подготовке к ЕГЭ не требуется. Ребенок сам его сдаст, без каких-либо репетиторов.- Если дети на экзамене не преодолели допустимый порог, кто виноват?- Так не бывает, что виноват кто-то один. Виноваты в этом и учитель, и родитель, и ученик. Ведь раньше как говорили? На оценку «три» я обязан научить каждого. Если я его не научил, то расписался в своей профессиональной несостоятельности. Сегодня что говорит родитель? «Научить ребенка обязана школа!» Что отвечает учитель? «Это обязанность родителя, чтобы ребенок пришел в школу с выученными уроками, а я только проверю!» Как только кто-то начинает говорить, что он должен сделать только это, а остальное за него должны сделать другие, положительного результата не достичь. – Признайтесь, губернатор ругает вас за результаты ЕГЭ? Или хвалит? Или вообще не обращает на них никакого внимания?- Наш губернатор Андрей Юрьевич Воробьев очень внимательно следит за всем, что происходит в образовании, и за ЕГЭ в том числе. За региональным и всероссийским рейтингом, за прорывными практиками других субъектов Российской Федерации, за ведущими зарубежными трендами. Он очень чутко реагирует на все, что связано с системой образования, и считает, что это основной показатель развития региона.- Что нового появилось у вас за последнее время? – Первого сентября открылся физтехлицей. Там со временем будут обучаться 725 детей, из них 300 иногородних будут жить в интернате. Недавно воспитанникам лицея читал лекцию нобелевский лауреат Майкл Левитт. Такие встречи станут постоянными. Собираемся проводить конкурс на лучшего учителя-предметника. Это совсем непростая задача. Какие должны быть к нему предъявлены требования? Что значит лучший в своей области? О нем должны знать педагоги, он должен быть известен детям, о нем должна знать родительская общественность. По каким показателям его оценивать? По результатам ЕГЭ? Поступлению в вузы? Доле обученности? Этого мало. Так что работаем пока над критериями. «Учительскую газету» обязательно пригласим принять участие в проведении конкурса и освещении его хода.- Два года подряд учителя Подмосковья побеждают в конкурсе «Учитель года России». Это случайность?- Нет, не случайность. Это результат труда всех учителей области, заинтересованности в конкурсном движении педагогической общественности и отношения правительства региона к системе образования. – Марина Борисовна, у вас есть такая опасность, какой нет ни в одном другом регионе Российской Федерации, – Москва рядом. Удержать учителя, когда по соседству зарплата 70 тысяч, очень трудно. Как вам удается держать этот удар?- Спасибо за вопрос! Мы хотим, чтобы наших детей кто учил? Человек, который только что получил диплом и еще не вошел в профессию? Или учитель, который уже имеет опыт, знания, видит свои ошибки, учится и у него есть результат?- Родители наверняка предпочитают вторых.- Поэтому мы должны думать о том, как сохранить в системе образования именно эту часть педагогов, одновременно помогая молодым специалистам. Мы изучали опыт других регионов, которые предоставляют субсидии учителям для решения жилищной проблемы, разработали свои меры поддержки. Стараемся всячески поддержать карьерный рост учителей как по вертикали, так и по горизонтали. Совершенствуем систему морального стимулирования, развиваем профессиональное конкурсное движение.- Вы говорите, что учитель все время должен учиться, чтобы овладевать новыми требованиями, компетентности свои развить. А как вы переучиваете подмосковных учителей? – У нас существует Академия социального образования, на которую возложена почетная миссия учить учителей, вести их переподготовку. При академии созданы центры, которые занимаются развитием системы образования и повышением качества педагогов. Мы должны всех обучить умению работать по новым стандартам. Но мы должны не просто ознакомить слушателей с тем, что и как будет меняться, а объяснить им, как это новое будет применяться, внедряться и воплощаться в жизнь. Я думаю, именно в этом главная задача повышения квалификации. – Когда вы приходите в школу, на что обращаете внимание в первую очередь?- Как только закрываю калитку за собой, смотрю на территорию. Понимаю, встречают по одежке, провожают по уму. Но когда ребенок подходит к образовательному учреждению, неприглядные внешний облик, неблагоустроенная территория могут сыграть отрицательную роль. Ребенок должен всегда находиться и воспитываться в красоте. Все вокруг школы должно быть ухожено. А внутри должна чувствоваться теплая, дружественная атмосфера.- Кто ее должен создавать, эту атмосферу? И как?- Она создается коллективом единомышленников. И это видно сразу: есть он в этой школе или его нет.- Марина Борисовна, сейчас не принято говорить о трудовом воспитании. Но я считаю, что это было одно из достижений и преимуществ советской школы. Научить ребенка учиться невозможно, если не заниматься в школе, особенно сельской, физическим трудом…- Совсем недавно, перед началом учебного года, я побывала в Рузском районе, там лицей как раз находится в сельской местности. Конец августа – огромная территория вся в цветах, яблоневый сад, приусадебное хозяйство, трудятся дети. Спрашиваю директора лицея: «Готовите школу к началу учебного года?» Отвечает, что она давно готова, а ребята ухаживают за этим огромным участком в течение всего года, и на каникулах тоже. Я спросила, как относятся к таким занятиям родители. «Я привела родителей сюда и сказала: или мы все это с вами сохраним и научим наших детей трудиться, или всего этого не будет и дети наши не научатся ценить труд и упорство, – ответила мне директор. – И родители настояли на том, чтобы сад жил». Этот пример уважения к труду не единичный в области.- В Подмосковье хорошая база для научно-исследовательской работы школьников. Вы ее используете?- Московская область в этом плане уникальна. У нас восемь наукоградов. Мы уже создали три научно-образовательных кластера в Пущино, Дубне и Долгопрудном. С другими наукоградами мы также взаимодействуем, хотя потенциал их еще используется недостаточно. Сегодня, мне кажется, мы можем уже говорить о едином образовательном пространстве как некой карте Подмосковья, на которой видны все возможности не только тем, кто задействован в образовательном процессе, но и родителям, чтобы вместе с ребенком определить его будущее. – Одна из серьезных бед, я бы сказал, даже угроз современной школе – поборы. Вы боретесь с ними?- Боремся!- На что в основном собирают в школах деньги?- На охрану. Хотя мы строго предупредили, что с этого года никаких сборов на охрану не должно быть. У нас на сегодняшний день 17 муниципальных образований полностью оплачивают охрану образовательных учреждений. Хотим, чтобы и все остальные делали то же самое. Логика проста и очевидна: муниципальное образование, являясь учредителем образовательной организации, обязано обеспечить ее безопасность.- Кто был вашим главным учителем?- У меня было много учителей. Я помню всех. Свою первую учительницу, Раису Николаевну Отрадинскую. Очень благодарна своим преподавателям Московского областного педагогического института имени Н.К.Крупской. Искренне признательна тем людям, которые помогали мне, когда я пришла работать учителем. Помню свой первый рабочий день в родной школе. Меня часто спрашивают, не было ли страшно, что не справлюсь. Нет, не было. Случались трудности, но они закаляют. Я люблю критику. Она помогает развиваться. Я бы сказала так: все, кого я встречала в жизни, в той или иной степени были моими учителями. Мне очень близка мысль одного из современных философов: «Вся жизнь – бесконечная учеба, и каждый из нас одновременно учитель и вечный ученик».- Когда вы работали в школе, случались ли у вас такие ситуации, когда нельзя было найти решение с ходу?- Думаю, что таких ситуаций не возникало. Был вопрос, который заставил меня надолго задуматься. В самом начале работы один из моих учеников подошел и спросил: «А вы тоже год отработаете и уйдете?» В глазах этого ребенка стояло столько страха! Что его испугало? То, что у него все время меняются преподаватели? То, что учителя, перед которыми он раскрывается, уходят? Этот вопрос меня заставил задуматься вообще над процессом, который идет в образовании. Мы не задумываемся порой, что каждый наш поступок, каждое слово серьезно отражается и в ученике, и в его родителях. Мы общаемся с этим человеком до сих пор. А тогда я ему сказала, что у меня и мысли никогда не возникало, что, выбрав профессию учителя, можно изменить своему выбору и уйти из школы.- Что вы цените в людях, с которыми работаете?- В первую очередь их чувство команды единомышленников. То, что они понимают, что все, что мы делаем, – это ради будущего наших детей, то, что я могу на них положиться, могу делегировать им полномочия. Ну и, наверное, их трудолюбие.- Какие задачи стоят на ближайшее время перед образованием Подмосковья?- Мы продолжим ликвидировать очередность в дошкольные образовательные учреждения, будем сокращать количество школ, работающих во вторую смену, продолжим работу по повышению качества образования. И будем делать все, чтобы образование стало основой динамичного развития Московской области. Михаил КУЗМИНСКИЙ (фото)

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте