Когда-то давно, когда я еще была маленькой девочкой, я безумно любила играть в школу. Старательно рассаживала вокруг себя плюшевых мишек и зайчиков и рассказывала им о том, что видела вокруг себя. Время шло… Плюшевых мишек заменили подружки, с которыми я гуляла во дворе. А потом игры постепенно забылись, но осталась мечта: я хотела стать учителем!
И вот я в школе… Нет, вы не угадали, я еще не учитель, я пока ученица. Наконец-то первый раз в первый класс! Эх… Золотая пора безграничного детского счастья! До сих пор вспоминаю свою первую учительницу, даже сейчас, узнав много замечательных учителей, я уверена, что таких, как она, больше нет. Шли годы, приближался одиннадцатый класс, нужно было выбирать профессию. Несмотря на то что мечта у меня была, педагогика не была моим единственным выбором. Но видимо, так уж было задумано высшими силами. Я поступила в педагогический университет. Мало кто из моих сокурсниц собирался идти работать в школу, большинство посчитали, что учитель – непрестижная, плохо оплачиваемая работа. Тем не менее я оказалась в числе тех немногих выпускников, которые пошли работать по специальности, хотя тоже не сразу, видимо, и тут вмешались неведомые силы.Я учитель! Причем предмет мой совсем даже не сложный, а наоборот, он о том, что находится вокруг нас. Я учитель биологии. Наука о природе близкая и родная, все мы в какой-то мере сталкиваемся с этой наукой. И вроде бы ничего сложного, но тут меня и поджидало множество сюрпризов, и не все они были приятными. Я знала, что профессия учителя сложная, отбирает много времени и сил, но на самом деле подводных камней оказалось больше, чем я ожидала.В чем же заключается вся «колючесть» нашей профессии?Для меня большую сложность в начале моей деятельности представляла длительная и тщательная подготовка к урокам. Ведь прежде чем учить кого-либо, я должна сама все вспомнить. И со временем легче стало не намного, потому что каждый урок – это нечто новое, нужно постоянно находиться в творческом поиске. Для того чтобы ученикам было интересно на уроках, я сама должна проявлять неподдельный интерес ко всему, что происходит вокруг, а работая с детьми, нужно всегда знать то, что для них близкое и понятное, уметь соединить свои знания с их интересами и потребностями. Другая сложность – встреча с детьми. Для работы с детьми мало их любить, как я уже сказала, надо их понимать, уважать и принимать такими, какие они есть, то есть уже личностями со своим характером, своими пристрастиями, интересами, потребностями. И для того чтобы работа с детьми была интересной, нужно подняться до их уровня, попытаться раскрыть каждого… У детей, как и взрослых, есть свои проблемы, которые для них зачастую важнее уроков, и, приходя на урок, я понимаю, что нужно им помочь, но не всегда знаю, как именно это сделать. Бывает, что после длинного рабочего дня опускаются руки, пропадает желание стремиться к чему-либо, не получилось что-то… Сложно быть для ребенка эталоном, пробиться сквозь его защиту и найти там то единственное и неповторимое, что этого ребенка делает личностью. Наша задача – найти, раскрыть в ребенке его индивидуальность, ведь каждый из них – это звездочка, и мы должны помочь ей подняться и сиять ярче, а это титанический труд, который не каждому под силу. Общаясь с детьми, начинаешь каждого воспринимать как родного, переживать и радоваться с каждым. Это тоже большая и сложная работа – уметь поддержать и найти слова для каждого. Иногда в голове мелькает мысль: «А может, все бросить? А может, это не мое и я смогу найти себя в другой ипостаси? Ведь учитель – это не профессия, это призвание, дар свыше. Так, может, у меня нет этого дара, я ошиблась…» Но проходит совсем немного времени, и я понимаю, что не смогу бросить своих детей. Для меня, например, было очень дорого, когда одна из моих учениц сказала: «Марина Андреевна, вы настоящий друг, спасибо вам за вашу помощь и поддержку». Разве это не прекрасно? Знать, что кому-то я помогла. Прекрасно, когда я вижу на уроке глаза детей, прекрасно слышать их искреннее спасибо. Учитель должен заниматься не только передачей энциклопедических знаний, но и воспитанием души. И потом, через время, если эта душа, которую мы, учителя, вырастили, говорит нам спасибо, значит, мы не зря топчем эту землю.Я думаю, что один из прекраснейших моментов нашего призвания – осознание того, что наш труд не бесполезен, что мы не зря проживаем нашу жизнь. Вновь возвращаясь к своим школьным годам, вспоминаю, что никогда не хотела быть очень взрослой, что в моем понимании было равноценно старости. Теперь я прекрасно понимаю, что старых учителей не бывает. Работая с детьми, в душе мы всегда молоды, и старость нам ни в коем случае не грозит. Как мне кажется, понимание вечной душевной молодости, понимание своей необходимости и значимости – это и есть розы педагогического труда. И для того чтобы достать эти розы, поистине не жалко рук, расцарапанных шипами в кровь.
Комментарии