search
main
0

Марина ШКРОБОВА, кандидат педагогических наук, помощник депутата Государственной Думы РФ, вице-президент МОО «За гражданское образование». Хрустальный шар демократии

Демократические выборы – важнейшая характеристика демократических государств. Право граждан выбирать руководящие органы страны является неотъемлемой чертой современного общества. Участие в выборах – это не просто важнейшее конституционное право, но и событие, требующее от его участников политической ответственности за свои действия.

Выбор всегда труден, ведь есть альтернатива! Даже в простых житейских вопросах мы часто оказываемся, как былинный богатырь, на распутье: как поступить? Что сделать сейчас, а что отложить? Какую книгу прочесть? Тысячи вопросов, тысячи решений, и каждый раз – выбор. От чего он зависит? В первую очередь от приоритетов, от нашего понимания необходимости принятия решения. В масштабах государства – также. Наш политический выбор зависит от нашей гражданской грамотности и от той перспективы, которую мы себе рисуем. А еще – от нашей готовности (и смелости!) отвечать за свой выбор.

Дорога демократии сложна именно этой смелостью. На одном из занятий у нас с ребятами родился образ демократического устройства общества: огромный хрустальный шар, который люди держат на вытянутых руках. Удержать этот тяжелый (и хрупкий!) шар можно только усилиями ВСЕХ, т.е. если свои усилия прикладывает КАЖДЫЙ. Правда, держать его трудно, и может в любой момент возникнуть соблазн убрать руки и немного отдохнуть. Пусть подержат другие! Но… в какой-то момент усилий оставшихся рук может не хватить… и шар разобьется! Вот и получается, что для того чтобы удержать демократические завоевания общества, усилия должен прикладывать КАЖДЫЙ. А все остальное – договор между гражданами, диалог граждан и государства: как будем действовать, чтобы сохранить этот хрустальный шар?!

История общественного развития уже дала нам примеры того, что движение истории вспять возможно. Многое в нашей жизни, ранее казавшееся необратимым, изменилось. Значит, в какой-то момент слишком много граждан «убрали руки», переложив ответственность на других. Можно искать ответы на извечный вопрос: кто виноват? Можно ссылаться на то, что люди разуверились. Но конструктивнее в этой ситуации вспомнить о словах Питирима Сорокина: «Чем жаловаться на всеобщую темноту и невежество, не лучше ли самому зажечь свою маленькую свечу!».

Каждый гражданин решает для себя вопрос: участвовать или не участвовать в выборах. Кто-то не видит в этом смысла, кто-то не хочет обременять себя размышлениями о том, кому из политиков доверить власть, но все без исключения хотят жить лучше и мечтают о справедливом, истинно правовом государстве, готовом защищать интересы своих граждан.

Важно понять одно – демократию, в отличие от колеса, надо всякий раз «открывать» заново в сознании людей и всякий раз заново создавать в каждом социальном учреждении. У школы (и у педагогики в широком смысле слова) есть возможность быть локомотивом истории и вырастить новое поколение государственных деятелей, способных осмыслить и реализовать ценности демократического общества, центральной характеристикой которого является институт демократических выборов.

Задумайтесь: чем отличается политик от государственного деятеля? По мнению Уинстона Черчилля, тем, что «политик ориентируется на следующие выборы, а государственный деятель – на следующее поколение». А на что ориентируетесь вы в своем политическом выборе?

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте