search
main
0

Марина ПОЛОВКОВА, первый заместитель директора НИИ ИСРОО: Москва станет Городом образования

​Инновационные идеи проекта «Строим Школу будущего» и соответствующая им опережающая образовательная практика, сложенная на экспериментальных площадках Москвы, стали потенциалом для решения задач национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Это оказывается возможным в силу того, что при разработке проекта «Строим Школу будущего» учитывались основные проблемы современного образования и целенаправленно формировались способы их решения.

Изначально основная идея формирования российской Школы будущего в Москве состояла в том, чтобы, выделив лучшие образцы существующей практики столичного и мирового образования, а также осуществляемые прорывные проекты, создать на их основе единую инфраструктуру общенародной школы будущего вначале в Москве, а затем и по всей России – это созвучно концепции нашей новой школы. Одно из неоспоримых преимуществ проекта «Строим Школу будущего» – открытость к взаимодействию с представителями других сфер практики. Идет создание новых образовательных моделей, усиливающих интеграцию фундаментальной науки, инновационной промышленности и образования и через это – обновление знаний в школе. Для реализации этой задачи – обновления содержания образования в школе – должны эволюционно появиться новые профессиональные позиции. Особого осмысления требуют положения о необходимости развития творческой среды для выявления одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе, а также форм работы, поддерживающих сформировавшуюся одаренность. На мой взгляд, работу с детской одаренностью следует сочетать с другим требованием – самостоятельной постановкой и достижением серьезных целей. Важнейшая роль собственно образования – это включение детей в понимание и развитие окружающего социального мира, где мы начинаем воспитывать и учить ребенка преобразовывать общество, в котором он живет в соответствии с вырабатываемыми им идеалами. Принципиальное отличие московского проекта – его характеристика как комплексного проекта. Это означает системное рассмотрение всех аспектов школьной жизни в их взаимосвязи – содержания образования, формирования уклада, построения детско-взрослой общности, воспитания и мировоззрения учащихся и комплекса условий, обеспечивающих эту взаимосвязь, – новые виды деятельности педагога и новые схемы управления школой, общая информационная платформа. Задачу новой школы – сделать ее центром взаимодействия с родителями и местным сообществом – московский проект решает в рамках модуля «Детско-взрослая общность. Уклад школы». Общность включает в себя педагогов и управленцев, родителей и учащихся, политиков и ученых, предпринимателей и представителей искусства, это живой организм, в отличие от школы понимаемый как производственная организация. Сегодня уже разработана типология детско-взрослых общностей, технология диагностики ее сформированности, а также самое важное – технология построения детско-взрослой общности. Проект «Строим Школу будущего» изначально выстраивался как инфраструктурный проект. Целостная инфраструктура обеспечивается в том числе и специально создаваемыми центрами – центром инструкционного дизайна, эпистемотекой, телекоммуникационным методическим центром, центром диагностики развития способностей. Задача проекта состояла в том, чтобы заложить реперные точки практических систем Школы будущего, которые станут обязательными элементами через несколько лет, но создаются эти центры и реперные точки новой инфраструктуры уже сейчас. В этом случае у школы появляется мощный дополнительный ресурс, позволяющий ей переходить в новое качество. Для обеспечения реализации новых масштабных задач, связанных с инициативой «Наша новая школа», нужны учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, новые профессиональные педагогические компетентности. В рамках проекта «Строим Школу будущего» разработаны ключевые требования к новому педагогическому профессионализму, включающие в себя все новые ориентиры, создана инновационная модель подготовки кадров для работы на экспериментальных и инновационных площадках, апробирована модель включения студентов в опережающие исследования и практику, в том числе студентов технических вузов для работы с прорывными проектами. От того, какие социальные компетенции, какой потенциал позитивной социальной активности будут сформированы у подрастающего поколения, непосредственно зависит будущее нашей страны. В рамках проекта «Школа будущего» целенаправленно разрабатывались и были апробированы авторские программы и технологии, позволяющие решать эти задачи. В их основу были положены лучшие образцы экспериментального опыта Москвы, в частности, представленные в деятельности крупных сетевых ГЭП (Западный округ – «Единое воспитательное пространство – социальная инфраструктура детства», Северо-Западный – «Интеграция науки, промышленности, образования и стратегическая занятость молодежи»). Мы стремимся к созданию в Москве Города образования, представляющего максимальные возможности для молодого поколения. Сейчас отрабатывается программа создания на базе основных достижений московского образования системы ресурсных центров, призванных включить в развитие и преобразование не только лучшие школы, но и массовую школу – все образовательные учреждения города. Система столичного образования может предложить Рос     сии свой вариант прорывного проекта нашей новой школы на основе «Строим Школу будущего». Этот проект и работа экспериментальных площадок вызывают постоянный интерес и готовность брать его за основу «Нашей новой школы» регионами Российской Федерации, а также нашими зарубежными партнерами в Германии, Украине (АРК), Латвии, Белоруссии, Словении, Сербии, Болгарии. Педагоги, педколлективы образовательных учреждений, целые регионы, сетевые структуры высказывают желание подключиться к этому проекту. Все эти запросы позволяют предложить проект «Строим Школу будущего» в качестве базы для реализации инициативы «Наша новая школа» на федеральном уровне.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте