Думаю, мы, наверное, разными словами и разными подходами обозначаем одни и те же проблемы, но менее важными они от этого не становятся. Группа депутатов посетила московские дошкольные образовательные учреждения, были в школе, в Центре образования, видели, как детки могут развивать свои способности в ДОУ и в школе, быть и театралами, и великолепными художниками, и заниматься другой деятельностью для развития своего творчества. Мы убедились, что многие проблемы инклюзивного образования можно решать, ведь это делают московские педагоги и управленцы. Но при сегодняшнем принципе нормативно-подушевого финансирования в образовательных учреждениях эта роскошь возможна не для каждого образовательного учреждения России, где разброс от 10 тысяч нормативно-подушевого финансирования на одного ученика до более чем 100 тысяч в столичных образовательных учреждениях. Чтобы зарплата учителей была выше, из штатов потихонечку убирают социальных педагогов, психологов или их выводят в аутсорсинг, что крайне негативно влияет на качество предоставляемой образовательной услуги, уже не говоря об инклюзивном образовании, урезание штатов далеко не положительно влияет на решение этой проблемы.
Доступность инклюзивного образования заключается в обеспечении подготовленными педагогическими кадрами. Необходимо ввести в высших учебных заведениях обязательную подготовку будущих педагогов к работе с детьми-инвалидами. Но, посещая детские дошкольные учреждения, средние общеобразовательные школы, разговаривая с педагогами, с руководителями общеобразовательных учреждений, мы неизбежно пришли к выводу о том, что не только профессиональная подготовка, не только высокий педагогический статус учителя, не только создание общедоступных условий для детей имеют значение. Имеют значение способность, желание, стремление педагога, всей педагогической команды, всего коллектива сделать необходимое, для того чтобы дети и их родители чувствовали себя комфортно, чтобы были созданы самые благоприятные морально-психологические условия для обучения, воспитания детей, и не только тех, у которых возможности ограничены, но и в целом детского коллектива. Нынешние центры духовно-нравственного воспитания и духовно-нравственного развития ребенка должны быть обязательными спутниками и помощниками в реализации принципов инклюзивного образования. Создание необходимой законодательной базы, вовлечение в процесс развития инклюзивных школ, общественных организаций, родительских групп, профессионалов из системы специального образования и других заинтересованных лиц создадут необходимые условия для реализации и внедрения инклюзивного образования в нашу образовательную среду.
Комментарии