Марине Девовне Лошак, директору Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, всегда некогда. Водоворот дел, встреч, выставок, заграничных командировок диктует свои правила. Кажется, что она буквально одержима своей работой, и, надо признать, результаты этого каждодневного труда налицо. Несмотря на тотальное отсутствие времени на общение с прессой, она сделала исключение для «Учительской газеты» и согласилась ответить на наши вопросы.
– Марина Девовна, некоторое время назад в прессе появилась информация, что в Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина могут привезти знаменитую «Джоконду». Правда ли это? Если да, делается ли что-то в этом направлении?
– 22 марта исполнилось 96 лет Ирине Александровне Антоновой, президенту музея, его многолетнему директору. Ощущаете ли вы преемственность поколений?
– Модернизация музейного дела – производное от модернизации общества в целом. Готово ли к этому сегодняшнее российское общество? Если да, как отвечает его запросам музей в меняющемся мире?
– Какой вам видится судьба коммерческих и некоммерческих культурных площадок при музеях? Какие шаги стоит предпринимать для их развития?
– В интервью The Village в 2014 году вы говорили о планах «работы с новым искусством» и тенденции к «совмещению искусства старого и нового». Расскажите, пожалуйста, что было сделано в этом направлении за прошедшие годы?
– В беседе со мной для журнала «Лиterraтура» Павел Фокин, филолог, ведущий сотрудник Государственного литературного музея, высказал мнение, что «музей должен выступать с позиции силы по отношению к посетителю» – навязывать свою идеологию, свою позицию. Разделяете ли вы эти взгляды? Если да, то как воплощаете их на практике?
– В постсоветское время идеологическая функция культуры отпала, а новые функции оказались крайне неопределенными – говорят об отсутствии государственного заказа на культуру. Каково отношение государства к музейной сфере в последнее время? Чувствуете ли вы тенденцию к возвращению идеологии?
– Марина Девовна, что происходит в Пушкинском музее в последнее время? Какие дальнейшие планы вы строите?
– Марина Девовна, признаюсь, все это впечатляет! Однако многие горожане летом покидают столицу. Какие сюрпризы вы готовите им на осень?
Затем откроется большая выставка из Парижа, которую мы готовим с Музеем Пикассо. Она посвящена русской жене Пикассо, балерине Ольге Хохловой.
Досье «УГ»
Марина Девовна Лошак – советский и российский куратор, галерист, арт-менеджер, искусствовед, коллекционер, музейный работник, директор Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина.Окончила Одесский государственный университет имени И.И.Мечникова по специальности «классическая филология».Первое место работы – Одесский государственный литературный музей.После переезда в 1986 году в Москву работала в Государственном музее имени В.В.Маяковского.В 1998 году заняла должность PR-руководителя банка «СБС-Агро» (ранее называвшегося «Столичный»), где курировала одну из первых российских корпоративных коллекций искусства.С 1999 по 2003 год – директор Московского центра искусств (МЦИ) на Неглинной.В 2005 году начала работу в качестве арт-директора Галереи Гари Татинцяна (Gary Tatintsian Gallery).В 2007 году основала (совместно с Марией Салиной) и возглавила галерею «Проун» на Винзаводе.С 2010 года является членом экспертного совета, с 2014‑го входит в состав жюри Премии Кандинского, а в 2017 году вошла в жюри премии «Инновация».С 2012 года – руководитель Музейно-выставочного объединения «Манеж», в состав которого входили ЦВЗ «Манеж», МГВЗ «Новый Манеж», МВЦ «Рабочий и колхозница», ВЗ «Домик Чехова», Музей-мастерская Д.А.Налбандяна и музей Вадима Сидура.1 июля 2013 года назначена директором Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина.Сохраняя верность музейным традициям, заложенным еще основателем Иваном Владимировичем Цветаевым, развивает новые направления, показывающие связь классического искусства с современным.Руководит масштабным проектом реконструкции музея – созданием «Музейного городка», включающим в себя открытие новых экспозиционных площадей и восстановление комплекса исторических зданий. К 2022 году в состав «Музейного городка» войдут девять зданий, в каждом из которых будут созданы пространства для постоянной экспозиции и временных выставок, фондохранилища, магазины, лекционные залы, общественные зоны, кафе.
Комментарии