Прошедший пятилетний период имел много особенностей, связанных с глубокими преобразованиями в отрасли, которые не могли не стать определяющими и для нашего отраслевого профсоюза.
Наша пятилетка вместила в себя целую эпоху. Это и новые ФГОС, новый профессиональный стандарт, реорганизация сети на всех уровнях, Закон «Об образовании в РФ», дорожные карты изменений в социальной сфере, социальные указы президента, НСОТ, эффективный контракт, новые подходы к стипендиальному обеспечению студентов, новые процедуры аттестации педагогических и научных кадров. Перечень можно продолжать, но очевидно, что все перечисленное свидетельствует о чрезвычайно быстром темпе перемен, особенно в масштабах Москвы, где всем переменам придают еще большее ускорение.За эти годы мы получили новые условия, стабильность финансирования, новые ресурсы и возможности. Отход от уравниловки в оплате труда, с одной стороны, усилил конкуренцию между учреждениями и педагогами, с другой, вызвал конфликты и напряжение в коллективах.Прошедшие пять лет характеризовали и процессы оптимизации штата, и сокращение численности работающих, введение аутсорсинга, интенсификация труда педагогов, кратное увеличение случаев нарушений трудовых прав работников, более жесткая рабочая среда.Пять лет назад в московской школе не шла речь о «прелестях» (справедливости и оправданности) срочного контракта для учителя, никто не пытался заставить его отбывать на рабочем стуле 36 часов, никто не рвался во что бы то ни стало добыть бонусные баллы. В вузе тогда печалились о своей безденежной участи, о переходе на бакалавриат и магистратуру, а теперь считают потери в численности и увеличившуюся нагрузку.Сложилась новая система измерений эффективности и образовательного учреждения, и педагога.Профсоюз не был просто молчаливым наблюдателем этих процессов, мы реагировали на все происходящие изменения, формировали позицию, разъясняли и защищали работников. Нам тоже многое пришлось пересмотреть, может быть, даже не сразу принять, но уйти в сторону от острых проблем было бы неправильным и недальновидным.За эти годы мы научились разбираться в НСОТ, в определении критериев оценки деятельности педагогов, в проведении мониторинга заработной платы. Мы прошли сложные процедуры оптимизации и сокращения штата практически в каждом образовательном учреждении, когда справедливая и обоснованная позиция профсоюзной организации была особенно важна для членов профсоюза.Положительная тенденция роста заработной платы стала главным итогом работы профсоюза в этом направлении. Сейчас в общем образовании средняя заработная плата практически равна средней в экономике города, подтягивается зарплата воспитателей, значительно вырос уровень оплаты труда профессорско-преподавательского состава в вузах. Но есть категории и среди педагогических работников (педагоги дополнительного образования, научно-технический персонал в вузах), у которых проблема оплаты труда продолжает стоять остро. Решение этих проблем не было найдено ни на федеральном, ни на городском уровнях, ни в самих образовательных учреждениях. Сегодня, в кризисной для экономики ситуации, напряженной для федерального, да и московского бюджета, в условиях сокращения финансовых поступлений в образовательные учреждения (вузы), ожидать централизованного повышения фонда оплаты труда не приходится.Выполнение указов Президента РФ практически полностью переходит в сами образовательные учреждения, что может вновь вызвать непопулярные решения и накалить обстановку в коллективах. Позиция профсоюзной организации и ее место как представителя работников – членов профсоюза в реализации этих процессов особенно важны в предстоящий период.В отчетном периоде Комитет МГО профсоюза, территориальные и первичные профсоюзные организации продолжали работу по всем направлениям деятельности, связанным с трудовыми интересами работников и студентов, членов профсоюза. Главным механизмом представления интересов остается социальное партнерство, роль которого возрастает по мере расширения самостоятельности образовательного учреждения.На уровне России подписано Отраслевое соглашение между Министерством образования и науки РФ и Общероссийским Профсоюзом образования, заключено и действует Московское трехстороннее соглашение. В 2014 году заключено Соглашение между Департаментом образования Москвы и МГО профсоюза. В почти 80% образовательных учреждений действуют коллективные договоры, отдельные из них получили высокую оценку в общероссийских конкурсах (МГТУ им. Н.Э.Баумана, РГСУ, МАДИ).Значительно расширились формы участия профсоюза в государственно-общественном управлении, начиная с управляющего совета в школах, ученых советов в вузах и включая участие в различных общественных советах при Департаменте образования.Мы рассчитываем и на расширение сотрудничества с Московской городской Думой, где в том числе благодаря поддержке первичных профсоюзных организаций в ходе последней избирательной кампании было создано образовательное лобби.В последнее время произошли серьезные изменения в системе управления московским образованием, созданы 37 межрайонных советов, цель которых – построение новой системы взаимодействия между образовательными учреждениями, находящимися на их территории. В ближайшее время перестанут существовать окружные управления образования, а значит, и этот уровень социального партнерства, на котором сейчас реализуется десять окружных соглашений. От профсоюза это потребует создания новых связей, отражающих изменения в структуре управления, новых форм работы, а также усиления действенности городского отраслевого соглашения.Сегодня мы можем говорить и о продвижении информационной работы, которая претерпела серьезные изменения. Только за 2013-14 годы в средствах массовой информации появились около 300 статей о московском профсоюзе, а наш сайт просматривают в год более 300 тысяч раз. Мы начали проведение «Профсоюзного часа» в форме видеоконференции, открыли свои группы в социальных сетях. И все-таки информации недостаточно, ее оперативность невелика, а отсутствие адекватной обратной связи снижает ее эффективность. К сожалению, информирование членов профсоюза на местах остается серьезной проблемой. Передовиков среди первичных профсоюзных организаций в этом направлении можно пересчитать по пальцам. Редко обновляемые профсоюзные стенды, наличие далеко не у каждой первичной профсоюзной организации своего сайта или страницы – вот информационное лицо профсоюзной организации в век информационных технологий. И это должно кардинально измениться, включая создание электронного реестра членов профсоюза, индивидуальную электронную и SMS-рассылки по разным информационным поводам, создание разных информационных каналов и самое главное – обратной связи, которая должна влиять на содержание работы всей организации.Работа профсоюза на всех уровнях многогранна и значима: охрана труда и обеспечение гарантий за работу в особых условиях, аттестация работников, правовая поддержка и обеспечение условий для профессионального роста и повышения квалификации, участие в формировании программы развития образовательного учреждения и ее реализации, коллективно-договорная кампания и участие в профессиональных конкурсах, социальные программы и поддержание благоприятного микроклимата. Обо всех этих направлениях в цифрах и фактах мы рассказали в своем публичном отчете, который был напечатан первоначально в «Учительской газете – Москва», а затем размещен на сайте МГО профсоюза. Работа проделана большая. По каким-то направлениям удалось добиться большего, о чем-то предстоит серьезно задуматься, понять, какие дополнительные ресурсы мы можем задействовать, какие риски нам предстоит преодолеть, как усилить наши возможности для повышения эффективности профсоюзной работы на всех уровнях.Что особенно заставляет нас тревожиться и представляет опасность для развития нашей организации?За пять прошедших лет наблюдалась стойкая тенденция в целом по всей городской организации к снижению членской базы профсоюза. Объяснить это только объективными причинами реструктуризации, оптимизации не получится. Да, действительно в эти годы происходило снижение численности работающих и обучающихся. Если в 2010 году она превышала 586 тысяч, то на 1 января 2015 года она уменьшилась почти на 100 тысяч человек и составила около 493 тысяч работающих и обучающихся. Параллельно с этим сокращалась и численность членов профсоюза. В 2010 году у нас было около 430 тысяч членов профсоюза, а на начало этого года их стало около 313 тысяч. Таким образом, численность работающих сократилась примерно на 16 процентов, а членов профсоюза на 27,5%, то есть темпы сокращения профсоюзных рядов были в полтора раза выше! Не тратя времени на объяснения, задумаемся, а все ли мы сделали, чтобы люди не уходили от нас, чтобы больше верили и полагались на нас? Честный ответ на эти вопросы поможет в дальнейшем перестроить работу, по-новому взглянуть на приоритеты. Приходится констатировать, что среди множества причин, вызывающих такое положение дел, одна из главных – ослабление позиций первичных профсоюзных организаций, отставание в темпах перестройки профсоюзной структуры в период реструктуризации образовательных учреждений, ослабление организационной работы, снижение доверия к первичной профсоюзной организации.Хотя в последний год темп сокращения численности МГО профсоюза значительно замедлился, нашей главной задачей в предстоящий период будет оставаться укрепление нашей целостности, сохранение численности и повышение мотивации профсоюзного членства. Ей должна быть посвящена наша совместная работа на всех уровнях профсоюзной структуры. Главный ресурс в этой работе – усиление позиций первичной профсоюзной организации в каждом образовательном учреждении. Именно она то звено, которое может вытянуть всю цепь, без повышения эффективности работы первички профсоюзное движение не сохранить.Первичная профсоюзная организация должна быть, по сути, ядром трудового коллектива, ни один важный вопрос регулирования социально-трудовых отношений не должен быть вне сферы ее интересов. Добиться этого может только сильный, авторитетный председатель, который воспринимает себя в качестве лидера, руководителя крупной общественной организации, осознавая свою ответственность перед коллективом. К сожалению, прошедшие пять лет явили примеры недобросовестного поведения отдельных председателей, которым в результате манипулирования интересами людей и организации в целом удалось либо кулуарно принять решение о самороспуске первичной профсоюзной организации, либо увести ее в другой профсоюз, более удобный для самого председателя. У нас есть и примеры того, как личные обиды, недоговоренности между председателями при объединении первичных профсоюзных организаций привели к ослаблению этих первичек, к сокращению их численности, к наращиванию напряженности в коллективах. В таких ситуациях находится теневой «предводитель», с помощью и под руководством которого часть сотрудников оказываются в альтернативном профсоюзе.Конечно, было бы несправедливо говорить так обо всех первичках. В системе общего образования, где в ходе реорганизации количество образовательных учреждений за эти годы уменьшилось практически в пять раз и почти во столько же раз сократилось число первичных профсоюзных организаций, при объединении удалось сохранить численность членской базы. В примерно 140 теперь уже очень крупных образовательных учреждениях действуют первичные профсоюзные организации, объединяющие 80-100 процентов работающих. Большую численность сохраняют первичные профсоюзные организации сотрудников вузов в РХТУ, МАИ, МПГУ, МГТУ им. Н.Э.Баумана, профсоюзные организации студентов МАТИ, МАДИ. У нас есть свои передовики и среди территориальных профсоюзных организаций – Западный и Восточный округа Москвы, где численность тоже в целом достигает и даже превышает 80 процентов.Но все же не меньше организаций, где в профсоюзе до 10-15 процентов работников. Как такие организации и их председатели, потерявшие даже формальное право на представление работников, могут позиционировать себя в коллективе и во взаимодействии с руководителем образовательного учреждения? Почему честно не уступить свое место другим, кому под силу поднять организацию, обеспечить ей авторитет и доверие?Конечно, кадровый ресурс один из важнейших в повышении авторитета профсоюза. В предстоящий период и повышение требовательности к действующим председателям, и подбор и обучение кадрового профсоюзного резерва должны стать приоритетом в нашей общей работе.Для этого необходимо работать с молодежью, искать среди нее социально мотивированных, способных стать руководителями людей, внимательно наблюдать за ними, поддерживать и помогать.Для этого же необходимо усиливать гарантии неосвобожденным профсоюзным работникам, создавать им с помощью профсоюза возможности повышения квалификации, получения второго образования по управленческим специальностям.Не надо забывать, что председатели вузовских организаций – это руководители, получающие оплату от профсоюза. Для председателей первичных профсоюзных организаций школ также созданы возможности получения доплаты за свою работу, и около 70 процентов ее имеют. Значительно расширены гарантии для неосвобожденных председателей первичных профсоюзных организаций в городском отраслевом соглашении. Для повышения эффективности работы первичной профсоюзной организации, председателей необходимо разработать понятные и объективные критерии оценки, в основе которых должны быть такие показатели, как динамика развития организации через ситуацию с членской базой, наличие и эффективность реализации коллективного договора, гласность и информационная открытость, эффективность расходования профсоюзных средств, удовлетворенность членов профсоюза, отсутствие обращений и трудовых конфликтов.Очень хочется, чтобы в этот перечень вошла и позиция о забытых за долгие годы профсоюзных собраниях. Может, мы просто разучились разговаривать с нашими членами профсоюза, разучились их слушать и перед ними отчитываться? Это ведь прямая обязанность профсоюзного комитета, а мы подчас с трудом находим, чем отчитаться раз в пять лет. Я знаю только одну нашу организацию – крупнейшую – МГУ им. М.В.Ломоносова, которая не изменяет традиции проведения ежегодной отчетной конференции, а так, оказывается, проще провести конференцию в округе или городе, а не в первичной профсоюзной организации.Говоря о пересмотре подходов к работе первичной профсоюзной организации, не могу не сослаться на прошедшие отчетно-выборные собрания и конференции. Сколько слов было сказано о материальной помощи, путевках и экскурсиях, билетах и подарках. Несомненно, это важная часть нашей работы, но она же и самая легкая – сделал, отчитался, получил благодарность. Гораздо труднее проанализировать свое участие в решении производственных задач коллектива. Для этого нужно реально использовать такие предоставленные первичной профсоюзной организации права, как: обеспечение права работников на управление образовательным учреждением; учет мнения представительного органа работников; проведение консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных актов; получение информации от работодателя по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников, включая реорганизацию и введение организационно-технологических изменений, влекущих сокращение численности и штата; обсуждение с работодателем вопросов о работе образовательного учреждения, внесение предложений по ее совершенствованию; обсуждение планов социально-экономического развития организации; участие в разработке и реализации коллективного договора.Когда каждая наша организация сможет содержательно и полно рассказать о реализации этих прав, тогда мы точно найдем, о чем отчитаться и что обсудить с членами профсоюза. Для каждого из нас наша работа должна строиться на честном исполнении своих обязанностей, большей требовательности и взыскательности к себе. От этого зависит доверие людей и авторитет нашей организации.
Комментарии