search
main
0

Марина ИВАНОВА, первый заместитель председателя Московской городской организации Общероссийского профсоюза образования: Проблемы молодых нужно решать серьезно и сообща

​Мы решили обсудить сложную комплексную проблему, которая имеет множество аспектов: социальный, методический, психологический, организационный, правовой, экономический, социологический. Конечно, мы изначально были далеки от мысли, что все эти аспекты мы сумеем осветить и, более того, сделать какие-то выводы и рекомендации, поэтому, наверное, в большей степени рисовали штрихи портрета молодого учителя. Но, надеюсь, что это будет небесполезно и те решения, которые мы в итоге сумеем выработать, помогут в организации работы с молодыми учителями Москвы, а может быть, и других стран, и субъектов Российской Федерации.

Когда мы говорим о молодом учителе в современной школе, ключевые слова «молодой» и «современная».  И чем раньше эти слова найдут друг друга, чем крепче будет сцепление между ними, тем сильнее могут измениться и школа, и учитель. В английском языке молодого учителя называют «green teacher» или «fresh teacher», то есть «зеленый» или «свежий». Действительно, молодой учитель – это недавний выпускник педагогического вуза или колледжа, не имеющий педагогического и жизненного опыта, еще не научившийся общаться с коллегами, а уж тем более с учениками и родителями, еще не всегда до конца уверенный в том, что сделал правильный выбор. Чаще всего это  человек несамостоятельный, не отделившийся от родителей, не имеющий своей семьи, своего  домашнего хозяйства. То есть действительно человек «зеленый». Но при этом молодой учитель – это, употреблю не совсем благозвучное слово, тем не менее еще не обструганный системой и подсистемой педагог. Человек, перед которым еще даже не маячит профессиональное выгорание, которое стало, наверное, самой сложной проблемой педагогической профессии.  Молодой учитель – это  человек, у которого свежий взгляд на многие вещи,  на педагогику, школу и коллег,  человек, который близок по возрасту и иногда всего лишь на несколько лет старше своих учеников. Это педагог, у которого взгляды, интересы, технологии такие, как у его воспитанников, то есть действительно педагог  – человек со свежим восприятием. Молодой учитель в Москве сегодня поставлен в рамки конкуренции со своими коллегами, и когда он только приходит устраиваться в школу, и когда начинает свою педагогическую деятельность, и когда в отношении его работы  применяют те же критерии,  которые применяются в отношении более зрелых, старших коллег. Конечно, молодые учителя –  выпускники педагогических вузов – сталкиваются с тем, что они встречают отсутствие вакансий в нашей системе. Но само положение с молодыми учителями сложное хотя бы потому, что каждый вкладывает в это понятие совершенно разный смысл, в том числе и в отношении статистики, которая применяется, для того чтобы узнать, сколько же этих молодых учителей работает в системе образования. Многие говорят о молодых учителях только как о молодых специалистах, у нас в Москве  существует статус молодого специалиста для начинающих учителей. Многие говорят о молодых учителях как о тех, кто имеет стаж до пяти лет, но в основном государственная статистика по многим аспектам говорит вообще  о молодежной среде, о молодежной прослойке в обществе как  о людях до 35 лет. На мой взгляд, это вносит смешение и в сами задачи, которые ставит любая организация и любое учреждение, если оно будет исходить из того, что люди до 35 лет – молодые учителя, потому что в основном это люди, которые имеют уже значительный педагогический стаж. Если мы посмотрим вообще на проблему молодых учителей с точки зрения того, как их много в Российской Федерации и в Москве, то мы увидим, что Москва в этом смысле находится в более благоприятном положении, потому что у нас прослойка учителей от 20-22 лет, как это реально бывает, когда они только приходят в школу, и до 35 лет, по статистике 2011 года, составляет 26 процентов от всех работающих. Но эта цифра конкурирует с тем количеством людей, которые уже достигли пенсионного возраста. (Ничего не хочу сказать плохого о тех учителях, которые уже достигли пенсионного возраста, тем более что я сама его достигла.) Эти две балансирующие группы  продолжают конкурировать уже и в современной школе.  Но в столице всего 1,1 процента тех, кто молод, но уже стали администраторами, управленцами в школе, в России 69 процентов имеют уже административно-управленческую должность, и при этом в очень молодом возрасте, здесь Москва резко проигрывает, потому что у нас 40 процентов руководителей школ – люди пенсионного возраста. Мы изучаем, что же все-таки представляет  собой молодой московский учитель. Для этого мы проводим социологические опросы, с результатами которых обязательно знакомим молодых, опросы,  из которых мы не только черпаем  информацию, но и делаем какие-то выводы.  Последний такой опрос мы проводили летом в нашем лагере-семинаре, были опрошены 210 участников лагеря (73 процента из них имеют стаж до пяти лет). Получился некий социологический портрет, и выявилось то, что привлекает педагога, –  два начала. Первое начало – духовно-нравственное и творческое, это возможность экспериментировать, узнавать что-то новое, возможность творческого роста, и благородное начало – желание общаться с детьми, высокая  оценка общественной значимости профессии. Второе начало присутствует потому, что мы живем и понимаем:  наши молодые учителя в значительно большей степени становятся прагматиками по сравнению со своими коллегами из предыдущих поколений. Мы  обратили внимание на то, что для них важно в смысле условий работы, в смысле режима, отпуска. Так как  педагогика  сфера женская,  то мы понимаем, что и удобство работать около дома, и удобство вообще иметь профессию с таким режимом,  конечно, для женщины подходит. Как же молодые учителя  оценили привлекательность педагогической деятельности с точки зрения оплаты труда? Ответивших утвердительно было всего четыре процента. Это говорит, с одной стороны, о том, что, наверное, молодые учителя почувствовали, как меняется к лучшему заработная плата, а  с другой стороны, что это не самый главный фактор, главный фактор  для них –  это все-таки интерес к  самой профессии. Молодые учителя ответили нам на вопрос, какие же у них есть трудности  в работе:  это отсутствие знаний, методик,  мотивации учащихся на  познавательную деятельность, организация их деятельности.  Кстати, всего 14 процентов  учителей ответили, что у них есть трудности в развитии творческих способностей детей.   Здесь, наверное, можно предположить, что молодые учителя не до конца представляют себе эту труднейшую из труднейших проблем, потому что она именно сейчас становится самой главной, а недооценка  ее приводит к тому, что только 14 процентов считают, что это им не удается. Интересны ответы на вопрос, о чем бы хотели узнать молодые педагоги. Это тоже трудности, о которых они, может быть, не всегда пишут как о трудностях, но сам интерес говорит о том, что молодым педагогам есть о чем подумать, есть что узнать и что научиться применить. В работе  с родителями, в установлении взаимоотношений с коллегами и администрацией  молодых педагогов очень волнуют проблемы психологии как разновозрастной детской аудитории, так и организации детского коллектива. Эти вопросы должны стоять в повестке дня, когда с молодыми педагогами проводят работу на семинарах, курсах повышения квалификации, в  таких различных активных формах, как тренинги и игры, ибо  все эти проблемы для них являются актуальными. У молодых учителей много трудностей, и, наверное, большинство этих трудностей можно было бы отнести и к предшествующим поколениям молодых учителей. Но сегодня есть колоссальное отличие от прежних лет, и заключается оно  в  состоянии современного общества,  в сущности и миссии современной школы, которые резко меняются. Можно говорить о многом, но совершенно очевидно, что никогда раньше мы не жили в век глобализации, увеличения мобильности, приводящей к смешению народов и смешиванию национальностей, языков, культур, религий, когда важнейшей компетенцией учителя становится толерантность как искусство общения с не похожими на них и друг на друга детьми. Никогда прежде объем знаний не удваивался так быстро, а информационные потоки не росли с такой скоростью, никогда раньше  мы не жили в сетевом пространстве, никогда прежде учитель так резко не отставал от ученика.  Это происходит прежде всего потому, что ученики рождаются чуть ли не генетически с наличием новых информационных технологий. Никогда раньше школа не была элементом массовой системы коммуникаций, а главной ее задачей, как для учителя, так и для ученика, не было формирование компетентности к обновлению компетенций, что возможно только в режиме диалога в ходе совместных действий, цель которых не запихнуть как можно больше информации и знаний в голову ученика,  а найти общее понимание процессов и результатов. Эти «никогда» можно было еще продолжать долго, но понятно, что на эти и другие вызовы отвечать в дальнейшем, в будущей школе, придется сегодняшнему и завтрашнему молодому учителю. В ответ на развитие вариативности школы у студента и молодого учителя должны формироваться новые компетенции. Об этом сейчас говорят очень много в связи с предложением формирования нового стандарта учителя. Те тезисы, которые  представил по этому поводу в своей статье в «УГ-М» директор Центра образования №109 Евгений Ямбург, совершенно очевидны, они еще раз говорят о тех вызовах, которые стоят перед молодым учителем. Так же как вчера, но сегодня, может быть, в новом соотношении, учитель, особенно молодой учитель, которому это ближе, чем  его коллеге, уже привыкшему к своей работе, должен обладать целым веером каких-то знаний и умений, и, главное, не всегда теми, с которыми он родился, и теми, которым его обучали, когда он учился в педагогическом вузе. Не буду комментировать эти ролевые позиции, которые каждый учитель использует в работе с детьми, скажу только, что они очень разные и очень по-разному каждый из нас их применяет на своем уроке. Очень хочется, чтобы для молодых педагогов этот набор компетенций стал основой и для каждодневной работы, и для профессионального роста. Как представители профсоюзной организации, мы понимаем, что одним из направлений нашей работы должна быть работа с молодыми педагогами. В течение 2010-2011 годов мы опирались на программу работы с молодыми педагогами, итоги которой уже можно подвести, и фактически сегодняшнее наше заседание и подводит итог выполнению нашей программы.  Сегодня  мы разработали материалы новой программы на следующий двухлетний период, и надо сказать, что здесь сочетание и обязанностей нас как профсоюза,  и возможности наши как организации в смысле сотрудничества, которые мы берем на себя по координации деятельности различных структур, и, конечно, профессиональные, и трудовые интересы самих молодых педагогов, без учета которых ни одна программа просто не могла быть реализована, ибо  не нашла ни тех, кто ею заинтересовался, ни тех, кто готов был бы работать над ее выполнением. Мы понимаем, что наши действия должны подкрепляться решением  определенных задач. Хотели бы, чтобы эти задачи рассматривали на различных уровнях  профсоюзной работы, потому что не только Московская городская организация как общность, как нечто единое целое представляет собой и первичную профсоюзную организацию, и территориальную профсоюзную организацию, и городскую организацию в целом. Самое главное – то, как первичная профсоюзная организация, фактически трудовой, педагогический коллектив будут работать с молодым учителем. Несомненно, важной частью этой работы  будет наставничество. Именно человек, который может помочь, повести за собой, который может снивелировать какие-то трудности для молодого учителя, должен быть рядом с ним. Первичная профсоюзная организация, трудовой коллектив в первую очередь должны решать эту задачу.Как некую нормативную основу для создания условий для работы молодого учителя, конечно, нужно использовать коллективный договор, потому что в нем можно отразить то, что для молодого учителя важно иметь расписание без окон, аттестованное рабочее место и свой кабинет, что для этого учителя необходимо обеспечить преемственность в учебной нагрузке и небольшое количество параллелей. И тут уже, наверное, можно оговорить любые другие условия в конкретном учреждении, конкретной школе, которые могут быть созданы для молодого учителя.Очень важно помнить о том, что у нас молодой учитель приходит и, может быть, не думает, что после двух лет, но в течение первых пяти лет он пройдет первую аттестацию. Кто-то пройдет раньше,  тот, кто почувствует в себе силы и захочет получить квалификационную категорию, а кто-то будет ждать, пока руководитель отправит его на аттестацию для подтверждения соответствия занимаемой должности. Создание портфолио, каких-то документов, которые будут помогать молодому учителю, – это тоже форма сопровождения и  адаптации молодого учителя к школьной жизни.Эти задачи должна решать не только администрация, но и профсоюзный комитет. Мы сейчас оказались в ситуации новой системы оплаты труда. Тезис о том, что платить за молодость не нужно, наверное, правильный, он должен формировать некие амбиции, чтобы платили не за молодость, а за качество твоей работы. Но тем не менее молодому  учителю нужна дополнительная материальная поддержка, потому что именно она позволит не набирать много часов, не подрабатывать по другим учреждениям, она позволит молодому учителю сосредоточиться на том, чтобы научиться быть учителем. Именно поэтому мы понимаем, что в каждой школе, которая теперь сама творит свою новую систему оплаты труда, этот вопрос тоже обязательно должен стоять на повестке дня. В своих ответах на все анкеты, которые мы многие годы проводим с молодыми учителями, наши коллеги отвечают, что им очень трудно установить отношения с администрацией, а часто и с коллегами, поэтому помощь молодым тоже одна из задач профсоюзной организации.Вторая задача, которую мы ставим перед собой,  тоже комплексная и  заключается в поддержке стремления молодых учителей к творческому росту. Прежде всего, учитывая, что мы профсоюз,  а не методическая служба, мы это имеем в виду как одну из задач, стараемся ее решать через вовлечение молодых учителей в различные, в том числе  профсоюзные, конкурсы. В 2012  году нам впервые как Московской городской организации профсоюза, как представителям профессионального сообщества предоставлено право в соответствии с Положением о проведении конкурса «Педагог года Москвы-2013» выдвигать кандидатов от нашей организации на участие уже во втором этапе этого конкурса. Мы создали свое положение,  выявили свои определенные требования, все это расписали, довели до наших первичных профсоюзных организаций, что члены профкомов и члены профсоюзной организации, обладающие педагогическими должностями и чувствующие в себе силы, могут заявлять о своем желании  участвовать в первом отборочном туре, и на сегодняшний день  уже поступило  около 20  заявок от наших председателей и членов профсоюзных комитетов – учителей,  из них половина – учителя до 30 лет, что нас, конечно, очень радует.Еще один конкурс – «Педагогический старт». Мы его проводим уже 4 года, в этом году он вышел на международный уровень, было представлено  значительное количество работ, и большое спасибо «Учительской газете-Москва», которая не просто стала соучредителем этого конкурса, но и освещает  его,  печатает все работы наших участников, поэтому  все  педагоги Москвы (и не только Москвы) могут ознакомиться с их творчеством. Центровым нашим действом   по работе с молодыми учителями стал лагерь-семинар, который мы проводим уже 7 лет. После него были сделаны специальные материалы, которые тоже пошли по различным образовательным учреждениям не только среди молодых учителей,  так как мы считаем, что и у молодых учителей есть очень интересный опыт, который надо обязательно пропагандировать. Кроме того, мы стараемся, чтобы в лагерях-семинарах  были мастер-классы, тренинги, чтобы в активных формах ребята постигали методические или педагогические проблемы. Мы стараемся, чтобы они повышали свою правовую грамотность, и для этого  проводим не только консультации, но для молодого педагога  на первом  году его работы  мы формируем  дневник молодого специалиста, в котором расписана вся нормативная база, даны  какие-то педагогические, методические советы, ссылки по проблемам,  интересующим молодых специалистов. Надеюсь, что молодые специалисты получат этот диск, который смогут использовать в своей работе на компьютере, потому что  это делается через территориальные профсоюзные организации.Я думаю, что важно не только нам, но и  Департаменту образования, и вообще любому учреждению, чтобы молодые люди, приходящие к нам, обладали активной позицией  в своей педагогической деятельности, чтобы они стали точкой роста в этом учреждении, находили себя в построении вертикальной карьеры. Поэтому у нас формируется такой профсоюзный резерв. В этом году впервые по предложению департамента мы сформировали резерв из председателей профсоюзных организаций с возможностью замещения должности руководителя комплекса. Пока нет у нас практических результатов в этом направлении, но, я думаю, они у нас обязательно будут.Третья задача, которую мы перед собой ставим, –  это организация культурно-массовых мероприятий, досуга, разработка различных социальных проектов. Наверное,  это не самая сложная часть нашей работы, потому что она сразу отвечает всем интересам молодых педагогов, дает им возможность и развлекаться, и узнавать что-то новое в культурной жизни. Очень активно этим занимаются, конечно, территориальные профсоюзные организации. Как профсоюз, мы очень много занимаемся разработкой социальных программ поддержки учителей, такие же возможности предоставляются нашим молодым коллегам. Это прежде всего участие в Кредитном союзе учителей, где они могут получить ссуду; разработка системы профсоюзной карты, которая дает бонусные возможности в магазинах и скидки в различных торговых сетях; организация добровольного медицинского страхования; организация отдыха, которым тоже могут пользоваться и молодые учителя.Наиболее сложной проблемой остается жилищная, мы прекрасно понимаем, насколько сложна сейчас  эта задача, как трудно, практически невозможно ее реализовать, и работаем, чтобы создавать льготные условия для членов профсоюза, молодых учителей по получению ипотеки в банках.Перефразируя известную поговорку «плох тот солдат, который не мечтает стать генералом», мы можем сказать, что недальновидна та организация, которая не стремится укрепить себя молодыми сильными членами. Мы к таким организациям стараемся не относиться, постоянно стремимся к увеличению нашей членской базы, привлекая молодых специалистов к повышению мотивации молодых педагогов к участию в профсоюзном движении и в целом в общественной жизни. На сегодня у нас в Московской городской организации общий охват членов профсоюза в школах составляет 80 процентов от всех учителей,  среди всех членов профсоюза, по статистике, 30 процентов – работающие в школах, это молодые люди. Что особенно радует и подтверждает все то, что мы говорили и про активную жизненную позицию и еще другие вопросы, – это то, что 30 процентов председателей профсоюзных организаций – педагоги до 35 лет.Сегодня, обсуждая профессиональные, социальные, трудовые  проблемы молодых педагогов, мы готовы и к сохранению традиций, и к новым решениям.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте