Меня всегда удивляет, почему эксперименты в России часто проводятся лишь ради эксперимента и, что самое ужасное, практически никогда не продумываются до конца. В рамках модернизации образования в нашей школе проводился эксперимент по 12-летнему обучению: четыре года учительница работала по системе Занкова без выставления отметок, а в средней школе ее ученикам сразу стали ставить оценки. Теперь эти дети не только в стрессе, а просто в панике, но о них мало кто думает.
Когда эксперимент только начинался, я пробовала преподавать информатику в начальной школе. Приехали к нам специалисты и говорят: уроки ваши должны проходить в компьютерном классе. В России сейчас в среднем один компьютер на 40 учеников. И это считается большой победой, потому что предыдущая цифра – одна машина на 80 человек. Нам в школу сначала поставили два компьютера для экспериментального класса, и дети сидели (заметьте, я нарушала все санитарно-гигиенические нормы) по десять человек у монитора и, конечно, ничего не видели и не понимали. Позже дали нам еще два компьютера для директора и бухгалтера, потом еще четыре – для занятий. Но восемь компьютеров на всю школу – это безнадежно мало. Получается, что наши сельские дети ущемлены во всем, в том числе и в обучении новым технологиям, хотя изначально компьютеризация затевалась именно для сельских школ.
Следующий шаг – профильная школа. К чему она приведет? В старших классах больше двадцати учеников у нас не бывает, делить их на профили невозможно. Значит, останется один-единственный общеобразовательный профиль. О каком выборе мы тогда говорим? Учиться в районе они, естественно, не смогут: большинство семей у нас – малообеспеченные, куда-то возить детей им просто не по карману.
Следующая проблема – ЕГЭ в сельских школах, экзамен, который, как нам говорили, должен помочь сельским ребятам поступать в престижные столичные вузы. Мне интересно, чем руководствовались чиновники, останавливая свой выбор на математике в качестве обязательного экзамена? Я бы оставила русский язык, потому что он действительно нужен всем, а математика – такой предмет, который, во-первых, не из простых, во-вторых, большинству детей в будущей жизни просто не нужен. В-третьих, и это, наверное, самое главное – в сельской школе говорить о качестве обучения очень трудно, потому что из-за нехватки учителей-предметников математику зачастую преподают специалисты совершенно иного профиля.
Одним словом, на нас реформа сказывается не лучшим образом, мы прекрасно понимаем, что качество обучения в сельской школе оставляет желать лучшего, но в том не наша вина. Идти вперед мешает плачевная ситуация с педагогическими кадрами. Учителя русского языка вынуждены преподавать историю, о каких будущих успехах моих детей может идти речь? Государство заботится о сельских учителях лишь на словах. К примеру, мы с мужем уже десять лет снимаем квартиру. Все коммунальные платежки оформляются на хозяев, поэтому мне никто ничего компенсировать не может. О своем доме или квартире мы уже даже и не мечтаем. Ведь теперь жилье не то что не дают, но даже и не обещают.
minobr@adygnet.ru
Комментарии