– Марина Владимировна, сейчас многие интервью с руководителями образовательных организаций начинаются с вопроса о том, как они пережили дистант. Давайте продолжим эту традицию.
– Давайте. Ситуация с коронавирусом не могла не отразиться на жизни вуза в целом. Безусловно, возникали особые моменты, которые были связаны с жизнедеятельностью университета, с принятием оперативных решений, реагированием на поставленные задачи от руководителей как федеральных, так и региональных органов власти. Нужно учитывать, что мы впервые столкнулись с мировой самоизоляцией и с тем, что основной образовательный процесс перешел в дистанционный формат. По сути, пришлось работать 24 часа 7 дней в неделю. Но в то же время нельзя забывать о том, что дистантом все вузы уже давно пользуются, знают и применяют эти технологии, и наш университет не исключение. Однако подчеркну, что для нас как для педагогического вуза крайне важно, чтобы все внутренние процессы – от научных исследований до системы воспитания – проходили в очном формате.
– Почему это важно?
– Мы готовим учителей, наши выпускники будут работать с детьми, и я убеждена, что, как бы хорошо и педагоги, и ученики ни владели компьютерными технологиями, детям необходимо быть в живом контакте с учителем. У нас сегодня достаточно широкое информационное поле, мы много читаем и перед собой ежедневно имеем три экрана – телевизор, ноутбук и телефон. Что и говорить, перед нами огромный информационный выбор, но как научиться пользоваться той информацией, которая поступает? Кто сможет научить этому, кто даст ориентиры, кто укажет на ценности, которые сформированы в педагогическом и гражданском обществе такими мэтрами, как Лев Выготский, Константин Ушинский, Антон Макаренко и др.? Конечно, педагог. Сегодня школы неплохо оснащены техникой, различным оборудованием, но без живого общения, контакта ученика с учителем не получится сделать так, чтобы ребенок захотел прийти в школу, захотел изучать предмет.
Ведь очень часто школьник начинает открывать, любить предмет, потому что предмет любит сам учитель, увлечен им и умеет передавать свой восторг другим. Педагог сам должен быть интересен детям, быть личностью, уметь нестандартно проводить уроки. Мы бы хотели, чтобы из нашего вуза выходили такие ребята, а чтобы они такими выходили, мы считаем, нужны не только серьезные лекции, тренинги, мастер-классы, но и жизнь в особой атмосфере – атмосфере педагогического вуза, когда он является центром творческого и плодотворного общения и когда образовательный процесс в нем направлен не только на то, чтобы дать знания и умения, но и чтобы сформировать такие нравственные ценности, как доброта, порядочность, ответственность.
В процессе обучения студентов мы задействуем разные технологии, которые требуют живого контакта. Например, у нас реализуется проект «Студенческий театр». Мы подошли к вопросу очень серьезно, взяли на работу молодых и талантливых режиссеров, провели кастинг среди студентов. Хотя даже те, кто не прошел кастинг, все равно могут посещать занятия по сценическому движению, сценической речи, актерскому мастерству. Это очень интересная задумка, и студенты, которые стали заниматься в театре, преобразились. Начали больше читать, размышлять, стали свободнее, открытее, почувствовали себя артистами, и это замечательно, потому что каждый педагог – это и актер, и режиссер. Он, как любая творческая личность, создает свой авторский урок.
– Марина Владимировна, когда вы стали руководителем педагогического университета, а это произошло относительно недавно, на что обратили внимание? Что нужно было, на ваш взгляд, изменить в первую очередь?
– Первоочередным шагом мне виделось изменение образовательного пространства. От этого многое зависит. На мой взгляд, сегодня важно создать среду, способную наиболее эффективно поддерживать компетенции студентов – учителей будущего, мотивирующую студента, формирующую пространство, в котором интересно учиться. Мы создаем в университете коворкинг-зоны, чтобы студенты могли общаться. Хотим обыграть все свободные пространства так, чтобы в них было комфортно находиться, заниматься, пользоваться книгами, интерактивными экранами. Мы убеждены, что в университете должны быть просторные классы, современное оборудование, хорошая материально-техническая база. Наши выпускники придут работать в школы, многие из которых прекрасно оснащены, и с этим новым оборудованием, с новыми технологиями студентов нужно знакомить. Мы стараемся создавать площадки, где студенты могут заниматься стартапами, проектами, исследованиями, репетировать и тренироваться. Это иное видение вузовской жизни, где главный акцент на студенте. Студент – ядро жизни вуза, и все здесь должно быть для студента. Между прочим, все дизайнерские решения мы придумываем сами, в том числе привлекая студентов. Это воспитание культуры, эстетического вкуса. Когда человек вращается в подобной среде, есть надежда, что он в хорошем смысле слова заражается культурой.
– И как, получается?
– Представьте, да. Видно, что нашим студентам нравится в стенах университета, они себя комфортно чувствуют, общаются; если видят что-то оригинальное, например лавочки, обитые искусственной травой, то сразу все фотографируются на них. Им нравится, что это модно, современно. Многие признаются, что чувствуют себя в вузе как дома.
– А когда они, такие эстетически воспитанные, пойдут в школу, которая достаточно консервативна…
– …то ничего страшного не произойдет, наоборот, только в противоречиях можно обнаружить проблеск истины. Не может быть так, чтобы все смотрели в одном направлении. Обязательно находятся те, кто задает много вопросов, в том числе непростых. Мне понравилось одно интервью Николая Цискаридзе, в котором он упоминал о том, что педагог готовил его к Большому театру не только в плане мастерства, но и эмоционально. Мы также должны готовить студентов к борьбе за свои идеи, за их реализацию. Вся жизнь состоит из этого. Но для того чтобы побеждать, нужны знания, нужно быть специалистом и профессионалом. Хочешь быть победителем, работай над собой, и твоя работа – это приобретение компетенций, навыков и умение их применять.
Я давно поняла, что лучший способ подготовить студента к сложностям настоящей жизни в целом – проектная работа в команде. Выпускников педагогического университета насчитывается не одна тысяча. Со многими мы переписываемся, и они активные члены Ассоциации выпускников. Они многого достигли и стали удивительными людьми. Владимир Ильич Василькин – управляющий Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Мордовия, окончил физико-математический факультет; выпускница факультета педагогического и художественного образования Оксана Владимировна Шуляпова – заместитель директора Департамента по социальной политике администрации городского округа Саранск – начальник Управления образования; Галина Николаевна Илюшова- заместитель директора по воспитательной работе Республиканского лицея для одаренных детей – окончила факультет психологии и дефектологии; выпускник факультета иностранных языков Евгений Владимирович Плисов- заведующий кафедрой теории и практики иностранных языков и лингводидактики Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина, доктор филологических наук, профессор; Ирина Александровна Бачкова, директор Лицея Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарева – выпускница физико – математического факультета.
Еще одна большая ошибка – мы учим детей уделять внимание лишь самим себе и своим результатам: «Ты должен учиться на «отлично», поступить в лучший вуз, найти хорошую работу». В итоге у них редко остается время подумать, как можно помочь остальным. Доброта и благодарность уходят на второй план, хотя ученые доказали: именно эти качества позволяют человеку быть счастливым.
– Профессия учителя популярна в регионе?
– Педагогическое образование востребовано современной молодежью. В 2020 году для обучения на бюджетной основе в институт поступили 1114 студентов на уровень высшего образования, из которых 647 – на очную форму обучения, 39 – на очно-заочную, 428 – на заочную форму обучения, 125 студентов – на уровень среднего профессионального образования. Благодаря инициативе Президента Российской Федерации В.В.Путина региональным вузам уделяется пристальное внимание: контрольные цифры приема абитуриентов в 2020 году увеличены на 152 бюджетных места по сравнению с 2019 годом. Выполняя постановочные задачи главы Республики Мордовия В.Д.Волкова, дополнительные места распределены с целью удовлетворения потребности региона в учителях математики, информатики и иностранных языков.
– Существует ли проблема оттока молодых специалистов в крупные города?
– Наш вуз расположен в столице региона – городе Саранске, который уже несколько лет подряд признается самым благоустроенным городом в России. В рамках чемпионата мира по футболу-2018 мы заявили о себе и стали одной из самых гостеприимных площадок. Сегодня Саранск и Республика Мордовия становятся туристической точкой на карте мира. Так что есть куда развиваться, и, что важно, сейчас очень много ребят хотят работать в своей школе. Кто-то, уехав, потом возвращается и приходит в школы региона. Дистант показал, что если есть желание послушать маститых лекторов, то это можно делать дистанционно, не обязательно ехать в Москву. Для системы образования это плюс. И это позволяет оставаться в регионе талантливым ребятам.
– Марина Владимировна, вы автор интересных проектов, посвященных национальной мордовской азбуке, знакомству детей с профессиями. Как успеваете?
– Это невероятно сложно – найти время. Сейчас каждый руководитель решает много хозяйственных вопросов, и на творчество практически не остается времени, но если есть мысль или идея, то они всегда найдут выход. Поэтому у нас много проектов в перспективе, которые мы планируем реализовывать и на площадке нашего вуза, и на площадках других организаций, со студентами, с социальными партнерами, с другими педагогическими университетами. Сегодня педагогические вузы являются центрами науки и практики, культуры и искусства. Мы стараемся развивать в наших студентах креативное мышление. Научить ему нельзя, но, мне кажется, креативность формируют та среда, в которой находится человек, люди, с которыми он общается. Поэтому важно, чтобы учитель был творческим человеком. Ведь если творческий ребенок встречается с нетворческим учителем – это катастрофа. Некреативный учитель хочет всех усреднить, уравнять, в его логике инициатив должно быть меньше, но тут я согласна с Александром Асмоловым: каждый ребенок чем-то увлечен. Нет неодаренных детей. Задача педагога – разглядеть это креативное зерно в каждом, помочь развить его, поддержать ребенка, вовлечь. В этом случае мы опять возвращаемся к личности учителя, без его творческого задора ничего не получится.
– Вы сказали, что креативности нельзя научить…
– Я понимаю подтекст. Конечно, к нам ребята приходят уже сформировавшимися, и не всегда в ком-то из них творческое начало ярко проявляется. Мы пытаемся помочь им раскрыться через проектно-исследовательскую деятельность, учим работать в команде, включаем в социальные, научные, образовательные проекты. Стараемся работать с каждым студентом индивидуально через разные активности. И потом многое зависит от наставника-преподавателя, который увидит студента, вовлечет его в проектную деятельность. В нашем университете это системная работа. В то же время хочу напомнить, что студенчество – это пора максимализма, когда хочется перевернуть весь мир. Подавляющее большинство наших студентов – это потрясающе творческие личности. Они заряжают энергией всех вокруг, в том числе и нас, и это здорово!
Наталья АЛЕКСЮТИНА
30 июня 1962 года было принято постановление Совета министров РСФСР «Об открытии в г. Саранске Мордовского государственного педагогического института». На момент основания в структуре института было три факультета – филологический, естествознания, физико-математический.
На современном этапе МГПУ имени М.Е.Евсевьева является признанным лидером педагогического образования региона.
В вузе обучаются более 6 тысяч студентов. Осуществляется подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации по 10 отраслям науки, действуют 2 совета по защите докторских и кандидатских диссертаций.
Комментарии