В Республике Марий Эл в течение 3 лет (1995, 1996, 1997 гг.) проводились единые экзамены (ЕЭ). Инициатором проведения ЕЭ выступило Министерство образования и воспитания Республики Марий Эл (РМЭ). Эта инициатива была одобрена Министерством образования России, поддержана Правительством РМЭ и Советом ректоров вузов РМЭ. В качестве дисциплин ЕЭ были выбраны математика и физика как наиболее представленные среди дисциплин вступительных экзаменов в государственные вузы республики (Марийский государственный университет, Марийский государственный технический университет, Марийский государственный педагогический институт).
Для организации ЕЭ были созданы Объединенная приемная комиссия и объединенные экзаменационные комиссии по математике и физике. В состав объединенных комиссий вошли преподаватели вузов и наиболее квалифицированные учителя школ, рекомендованные Марийским институтом образования. Разработка базы экзаменационных заданий была поручена временным творческим коллективам (ВТК), сформированным из числа преподавателей соответствующих экзаменационных комиссий.
Для информационно-аналитического обеспечения ЕЭ была использована компьютерная технология КАМЕРТОН, разработанная методическим центром РИТМ МарГТУ для сопровождения вступительных экзаменов.
Члены ВТК разработали содержательную структуру контрольных материалов ЕЭ и сформировали базы контрольных заданий открытого типа. По математике билет состоял из 20 заданий, по физике – из 10 заданий по всем важнейшим разделам этих дисциплин. В течение трех месяцев была сформирована полная компьютерная база заданий, которая прошла экспертизу и была частично “обкатана” в нескольких городских и сельских школах. По результатам апробации была также окончательно выбрана структура билетов. Варианты экзаменационных билетов формировались, тиражировались и хранились с соблюдением мер секретности, принятых при проведении вступительных экзаменов в вузы.
Экзамен проводился в Йошкар-Оле и в четырех районных центрах.
Следует отметить, что при проведении ЕЭ использовалась та же методика проверки знаний, что и во время обучения в школе, т.е. с помощью открытых заданий, в которых требовалось показать весь ход решения. Для оценивания таких заданий специально разрабатывались карты проверки, в которых указывалось количество баллов за каждый элемент решения. Билет проверялся группой преподавателей, каждый из которых проверял несколько заданий по определенным темам билета. Опыт показал, что такая организация проверки дает достаточно объективный и надежный результат, увеличивает скорость проверки (в отличие от режима проверки всего билета одним преподавателем), снижает психологическую нагрузку проверяющего.
В последнее время для контроля уровня подготовки школьников широко используются тестовые задания закрытого типа (с выбором ответа), что вызывает у школьников дополнительные трудности, поскольку в российской школе практически не используется такая форма контроля. Вместе с этим нельзя не отметить эффективность использования такого типа заданий при массовых педагогических измерениях, в первую очередь вследствие быстроты обработки результатов. На наш взгляд, наиболее адекватной формой контроля для нашей страны будет сочетание в билетах заданий как открытого, так и закрытого типа. В этом случае возможно сочетание проверки не только умения решать задачи, но эффективно оценивать уровень теоретических знаний.
Участие в едином экзамене было добровольным. Из примерно 5 тысяч выпускников школ республики математику в разные годы сдавали от 1000 до 1300 человек, физику – от 300 до 400.
Экзамен проводился в начале мая. В списке лучших учащихся по результатам единого экзамена было больше школьников из сельской местности. На наш взгляд, на экзамене выявлялись не только фактические знания, но и потенциальные возможности к последующему освоению вузовского курса. Одним из подтверждений этого были результаты проведенного в техническом университете исследования освоения студентами вузовской программы математики: по сессионным оценкам более 50% студентов подтвердили свои отличные результаты, полученные на едином экзамене.
А. НОВОСЕЛОВ,
первый заместитель министра
образования и воспитания РМЭ,
А. МАСЛЕННИКОВ,
методист МЦ РИТМ
Комментарии