Программно-целевой подход, обеспечивающий стабильное и эффективное развитие систем образования Москвы, предполагает динамические изменения во всех направлениях организации инфраструктуры системы, к которым относится дополнительное профессиональное образование (ДПО).
В условиях перехода на новые стандарты начального, общего и высшего профессионального образования регионы, как показывает опыт взаимодействия, движутся в основном по пути совершенствования организационно-правовых форм. Москва прежде всего занимается реальным обновлением содержания образования и качественной подготовкой учителя к работе в новых условиях.Обновленная вариативная и конкурентоспособная система дополнительного профессионального образования призвана решать эту задачу.Развитие и совершенствование системы ДПО:- создание координационного совета, обеспечивающего качество программ повышения квалификации;- разработка портала, обеспечивающего открытость и доступность образования;- создание программ и модулей, удовлетворяющих заказ на повышение квалификации;- постановка новых задач перед методической службой города.Первая, наиболее важная и в некоторой степени новая для нас – логистика как стратегическое управление потоками учителей – потребителей системы дополнительного профессионального образования. Управление информацией в логистической цепи учитель – субъект ДПО с целью эффективной реализации требований государства к системе образования, главную роль в которой играет сегодня методист. Методическая служба имеет алгоритм деятельности по работе с учителем в системе.Шаг 1. Учитель осознает свои потребности в повышении квалификации, соотносит их с изменениями в области государственной политики, программой развития города, округа, образовательного учреждения.Всегда ли учитель способен сделать это самостоятельно?Здесь задача методиста в просветительской деятельности, организации широкого и качественного информирования о том, что необходимо системе и учителю как ее качественному звену. Один пример: окружной методист по химии имеет один из лучших информационных ресурсов на leaening(e), с помощью которых она проанализировала и анонсировала программы ДПО и организовала в рамках просветительской деятельности семинары с участием ведущих ученых-химиков, разработала индивидуальную траекторию повышения квалификации учителей округа. Как результат – самый высокий средний бал ЕГЭ по химии за последние годы в городе.Шаг 2. Учитель планирует повышение квалификации на 5 лет из расчета 216 часов. Методист совместно с учителем определяет, по какому из типов образовательных программ будет обучаться учитель, будь то введение федеральных стандартов нового поколения, устранение пробелов или элективные курсы.При этом не следует забывать, что работа учителя в современной школе не может и не должна ограничиваться только деятельностью предметника, он является классным руководителем, педагогом дополнительного образования, организатором проектной и исследовательской деятельности. Необходимо помочь учителю создать личную программу развития. Только тогда мы сможем говорить о построении вертикали инноваций: город, округ, образовательное учреждение, педагог.Мы много говорим о портфолио учителя, и мне видится, что первой страницей этого документа должна стать программа индивидуального развития и профессионального роста учителя в рамках системы повышения квалификации с учетом возможных и необходимых потребностей системы образования. Таким образом, учитель становится реальным действующим лицом развития образовательного учреждения, округа, города. Шаг 3. Учитель определяет программу курсовой подготовки, получает рекомендации методистов и руководителя образовательного учреждения, регистрируется на портале дополнительного профессионального образования.Шаг 4. Учреждение ДПО осуществляет зачисление слушателей на портале. Эта информация отображается в личном кабинете педагога и на странице администратора курсов, т. е. методиста.Таким образом, к окончанию комплектования курсовой системы методический центр формирует базу данных слушателей по всем направлениям ДПО, что обеспечивает возможность:во-первых, отслеживать качество изменений в образовательных учреждениях округа как результата общего повышения профессионализма педагогов;во-вторых, формировать заказ к системе ДПО исходя из потребностей и задач развития округа и города.Опыт такой работы у методических центров уже есть. Так, на протяжении ряда лет, решая задачи, поставленные центральным окружным управлением образования, методический центр проводит наблюдения и исследования по внедрению в образовательную практику освоенных знаний заместителями директора ОУ, а также формирует заказ к системе ДПО по повышению квалификации педагогов, работающих в инклюзивных образовательных учреждениях, по обучению коллективов школ с целью создания программы развития и многое другое.Шаг 5. После прохождения программы и сдачи итоговой аттестации учителем на портале ДПО появляется электронная запись об окончании курса.Здесь начинается другая работа методиста. В межкурсовой период учитель не должен растерять приобретенные знания. Мы должны через систему постоянно действующих семинаров, мастер-классов, организацию клубов, других профессиональных сообществ дать учителю возможность не выпасть из системы непрерывного образования, закрепить полученные знания и навыки и, главное, перенести их в повседневную педагогическую практику. Таким образом, задачи по совершенствованию методической службы в условиях обновления системы ДПО можно обозначить так:1. Повышение информационной и аналитической культуры методиста, а значит, необходима особая система повышения квалификации методистов.2. Создание индивидуальной программы развития каждого методиста, т. к. он должен опережать учителя.3. Методист должен совместно с учителем:- моделировать учебные занятия;- создавать образцы педагогической практики;- планировать профессиональный рост и карьеру.Методист должен перестать идти рядом с учителем, сопровождать его, он должен научиться работать вместе с ним.
Комментарии