С первого сентября начинается эксперимент по апробации нового содержания образования. Он связан с перспективой перехода на двенадцатилетку. В него включились ведущие педагогические издательства, ведь без новых учебников не обойтись. Какими должны они быть? Об этом и многом другом рассказывает главный редактор “Просвещения╩ Маргарита ЛЕОНТЬЕВА.
– Задача эксперимента состоит не в том, чтобы добавить один год. Нужно отработать содержание образования, и прежде всего – начальной школы. У нас достаточно долго была трехлетняя начальная школа. Практически все учебники были ориентированы на ее программу. Традиционные курсы и системы Занкова и Эльконина-Давыдова – тоже. Это не значит, что у нас вовсе не было четырехлетней школы. В течение пятнадцати лет, даже больше, существовали классы, которые работали по системе 1 – 4. Тем не менее в настоящее время начинается достаточно быстрый переход на четырехлетнее начальное образование. Специалисты прекрасно понимают, что попытка просто растянуть программу, достаточно трудную для начальной школы, не даст ничего. Это не способ создания нового содержания образования. Методы обучения и содержание образования должны отличаться от тех, что были в первом классе трехлетней начальной школы. Нужно найти совершенно новый взгляд на содержание образования. Именно его и предполагается выработать, этим и начнут заниматься экспериментальные школы и издательства.
Для начальной школы появились, хотя и не очень распространены, учебники по физической культуре, музыке, изобразительному искусству. В России это направление не было развито, хотя уже в 60 – 70-х годах учебники стали нормой, например для прибалтийских республик, не говоря уж о многих странах мира. Издательство “Просвещение╩ выпустило для первого класса и для начальной школы учебник известного художника, академика Бориса Неменского. Долгие годы иностранный язык в первых классах существовал лишь в школах для “одаренных родителей╩. Сейчас он вводится в начальной школе со второго класса. Каковы будут результаты, будут ли дети лучше или хуже знать русский язык, если вводится иностранный, – это предстоит выяснить в ходе эксперимента. В учебном плане дореволюционной мужской гимназии было 6 языков. Больше трех часов в неделю на язык не давалось. И никто не говорил о том, что мало времени, о перегрузках, но тем не менее языковая подготовка была достаточно высокая.
Издательство не стоит на месте. Будем создавать под единой редакцией комплект для начальной школы. Независимо от того, математика это или ознакомление с окружающим миром, авторы должны говорить с ребенком на одном языке. Для начальной школы это чрезвычайно важно.
– Эксперимент по отработке содержания образования начинается и в старшей профильной школе…
– Здесь во главе угла – учет особенностей каждого ученика и желания учиться в том или ином профильном классе. Раньше считалось, что абсолютно все дети одинаковы и всех можно подготовить на любые факультеты любых вузов страны. Это не так. К пятнадцати годам ребенок достаточно четко понимает, гуманитарий он или естественник. Он собирается в тот или иной вуз, и у него есть желание заниматься математикой или физикой, историей или литературой. Гуманитарии не потому не понимают физику, что они глупее, – они другие дети. Но в старшей школе нужно давать материал достаточно высокого уровня. Разным детям на разном уровне будет преподаваться и математика, и история. Это совершенно ново для российской школы. Не по всем уровням и предметам есть учебники. Хотя у нас и были школы с углубленным изучением математики, но этого опыта маловато, чтобы сказать, что мы знаем, какое содержание должно быть в гуманитарных школах. Гуманитарное образование находится в становлении. Издательству удалось сделать учебники для гуманитарных классов по физике, химии, математике. Те ли это учебники, тем ли языком написаны – посмотрим.
– А что же средняя ступень?..
– В 2002/03 учебном году войдут в эксперимент 5 – 7-е классы. Накопившиеся в обществе претензии к системе образования, наверное, в большей степени относятся именно к средней ступени. Это перегрузки, неудовлетворенность содержанием образования. Кроме того, современные подростки должны знать основы права, понимать термины экономики. Например, с четырнадцати лет начинается уголовная ответственность, и ребенок должен осознанно понимать свои права, обязанности, знать нормы закона. А кто сможет подготовить ребенка, кроме школы? Школа – не только образовательный, но и социальный институт. В то же время родители категорически не хотят, чтобы было снижение уровня математической подготовки, хотят, чтобы уровень литературного образования был достойным. Встает вопрос об увеличении количества учебных часов. Это невозможно. Следовательно, предстоит серьезно заниматься отработкой содержания образования.
У некоторых есть утопическое желание с завтрашнего дня запустить в школу новые учебники, а от прежних – отказаться. Это говорят люди, которые не понимают, что такое создать учебник, создать концепцию курса. Есть хорошие учебники, которые выбрасывать нельзя, которые могут быть модифицированы, изменены в соответствии с претензиями общества и учительства. Задача Министерства образования, с моей точки зрения, – отобрать учебники, которые соответствовали бы учебному плану, разработанному для эксперимента, и которые отвечали бы задачам современного образования. Нужно отбросить учебники, которые не зарекомендовали себя. Но нельзя задаваться целью создать новые к сентябрю 2002 года. Отдельные учебники, конечно, нужны. У нас нет учебника по граждановедению. У нас нет пока достаточно серьезного учебника по естествознанию для 5 – 6-х классов, задача которого – при отсутствии систематического курса физики и химии дать ребенку представление о естественных науках. Стоит ли при многообразии хороших учебников по русскому языку делать еще один новый? Стоит ли при многообразии хороших учебников по математике для 5 – 6-х классов делать новый? Совершенно незачем. Проблема в том, чтобы сконструировать фактически иные курсы. Другими они станут хотя бы потому, что будут изучаться детьми другой возрастной группы. Издательство готовит учебники для эксперимента практически по всем предметам.
– А как вы собираетесь отслеживать отзывы о них?
– Что касается издательства “Просвещение╩, то не менее двадцати учебников будут отслеживаться непосредственно в контакте со школой. Учитель получит дневник, куда в течение года будет вносить свои замечания. Это нужно нам, чтобы разговаривать с автором и убедить в необходимости поправок, изменений. Мнение учителя порой бывает более авторитетным, чем доводы редакторов. Ведь автора иногда не так просто убедить, что его “дитя╩ нуждается в правке. Дневник получат учителя не только московских, но и сельских школ и регионов. Нам требуется объективное суждение об учебниках.
– Маргарита Романовна, вы один из самых эрудированных специалистов в образовании и в министерстве возглавляли один из самых ключевых департаментов. Помогает или мешает вам эрудированность на новом месте?
– Что вы! Я работаю с огромным удовольствием, потому что занимаюсь своим любимым делом – содержанием образования. Это мне всегда было интересно. У меня такое ощущение, что я никуда не уходила, а делаю то же, только с другими людьми.
Виктор БОЧЕНКОВ
P.S.
30 августа, когда верстался номер, “Просвещение╩ провело пресс-конференцию, посвященную роли издательства в модернизации образования. Генеральный директор Александр Кондаков подчеркнул, что задача “Просвещения╩ – определить содержание образования и дать ответ министерству, что такое учебник нового поколения. Сегодняшние учебники, участвующие в эксперименте, расцениваются как переходные. В издательстве созданы общественный совет по проблемам школьного учебника и научно-исследовательский центр, они призваны решать вопросы разработки учебников нового поколения. Принято решение возобновить книжную серию “Проблемы школьного учебника╩.
Издательство приступило к реализации проекта “Я живу в России╩. Он ориентирован на патриотическое воспитание детей. Уже выпущена одноименная логическая игра для младшего возраста – первая в серии игр, подготовленных издательством. Эта “бродилка╩ по России даст ребенку первые представления о родной стране, познакомит с ее географией, историей, культурой.
Среди других проблем, стоящих перед издательством, – борьба с контрафактными (пиратскими) учебниками. В то время, когда шла пресс-конференция, на рынке в Олимпийском опечатывали очередной склад с книгами, на которых стоит марка “Просвещения╩ и которые не имеют отношения к издательству. Один из способов подделки книги – полностью сканировать ее, затем издать на дешевой бумаге, экономя и на краске. Качество заметно хуже, но учебник берут, поскольку он дешевле. Александр Кондаков заверил, что “Просвещение╩ не остановится ни перед чем в борьбе с книжным пиратством.
Комментарии