search
main
0

Маргарита ЛЕОНТЬЕВА:

Устраивать карательные операции не имеет смысла

По традиции, весной один из корреспондентов “УГ” отправляется в Министерство образования на Чистопрудный бульвар с заданием взять интервью у главного специалиста по школьным экзаменам – начальника Департамента общего среднего образования Маргариты Романовны Леонтьевой.

– Много споров в этом году возникло из-за решения Минюста отменить совместный приказ Минздрава и Минобразования об освобождении от итоговой аттестации по причине болезни. В новых рекомендациях о проведении итоговой аттестации (опубликованы в “УГ” # 10, 14 марта 2000 г.) появился термин “щадящий режим”…

– Прежнее положение действительно противоречило Закону “Об образовании”. В нем четко сказано, что итоговая аттестация является обязательной. Но мне звонит мама, у ее дочки недавно был инсульт, как она может сдавать экзамены?

Это как раз тот случай, когда исполнение закона не в пользу для всех. Что нужно сделать? Внести поправку в закон. На это уйдет немало времени. Пока же поправка не появилась, я сознательно пошла на то, чтобы сказать: для “тяжелых” детей ввести щадящий режим экзаменов. Кто-то будет сдавать экзамены дома, кто-то – по облегченной процедуре. Справедливости ради надо заметить, что совместный приказ Минздрава и Минобразования об освобождении от итоговой аттестации тоже надо исправлять. Там перечислены те болезни, которые освобождают ребенка от школьной итоговой аттестации, но позволяют ему без напряжения сдать вступительный экзамен в вуз.

– Рекомендации разрешают использовать для проведения экзаменов средства массовой информации. Где-нибудь уже есть такой опыт?

– Такой опыт есть в Краснодаре, Санкт-Петербурге и Воронеже, когда по радио или телевидению в день экзамена объявляют темы. Пакеты с экзаменационными материалами не поступают в школы, они хранятся в региональных органах управления образованием, и управление объявляет темы прямо перед началом экзамена.

– Это значит, что в каждом классе должен быть телевизор или радиоточка?

– Абсолютно верно. Более того, в одном из регионов проведение подобного эксперимента позволило органам образования обеспечить свои школы телевизорами.

– Что делает министерство для сохранения “тайны” главных экзаменов? Ведь были случаи, когда “Московский Комсомолец” публиковал темы сочинений.

– Что касается “МК”, то он просто сочиняет свои и будоражит народ. Во-первых, объявление тем – каких бы то ни было – это обман. Было бы смешно, если бы мы на всю огромную страну, от Владивостока до Москвы, выставляли один пакет тем. Существует не менее 12 различных вариантов. Более того, для таких больших мегаполисов, как Москва и Санкт-Петербург, тоже существует не один вариант.

Во-вторых, даже не будучи большим специалистом, можно догадаться, что в прошлом году обязательно должна была появиться тема, связанная с творчеством Пушкина, в этом году – с Великой Победой. Зная программу 10-11-х классов по литературе, можно ориентировочно предположить темы. Но пока еще не было прецедента, чтобы темы, опубликованные в “МК”, точно соответствовали нашим.

– Согласно рекомендациям, экзамены по выбору могут проводиться в форме тестирования. При этом тесты, составленные школами, должны получить экспертную оценку “соответствующими методическими службами”. Какого уровня должны быть эти службы? Пыталось ли министерство оценить разброс в уровне тестов между различными районами?

– Методическая служба есть в каждом региональном управлении образования – имеется в виду институт повышения квалификации.

Тесты мы не анализировали, и такого права у нас нет. Министерство ежегодно выпускает примерные билеты, примерные вопросы, сборники задач для экзаменов, чтобы помочь учителю, сориентировать его на некий уровень требований. Но право выбора остается за конкретным педагогом. Он лучше знает свой класс.

Устраивать карательные операции на выпускном экзамене не имеет никакого смысла. Для учителя это собственная оценка того, чего он достиг. Для детей – подведение итогов и первый опыт представления своих знаний в неординарной ситуации. Они обязаны научиться этому, тем более пока в России не отменены вступительные экзамены.

– По желанию ученика педагогический совет школы может засчитать результаты централизованного тестирования в качестве результатов итоговой аттестации. А могут ли ему отказать в этом?

– К сожалению, педагогический совет школы имеет такое право. Централизованное тестирование прежде всего направлено на возможность ребенка проверить себя и получить оценку для поступления в вуз.

– Имеет ли право ученик записывать свою экзаменационную работу под копирку?

– А зачем? Если ученик хочет подать апелляцию, он может обратиться в экзаменационную комиссию и получить свою работу с поправками и выставленной оценкой.

В сложных случаях, когда школьная и городская экзаменационные комиссии “не сошлись в оценках”, некоторые работы присылают к нам, в министерство, – и не копии, а оригиналы.

– Часто возникают такие конфликты?

– Не могу сказать, что часто. Ежегодно мы получаем из регионов три-четыре апелляции в год, это, как правило, медальные работы.

– Изменятся ли в этом году требования, предъявляемые к медалистам?

– Только что вышел приказ министерства о внесении изменений в положение о золотых и серебряных медалях для выпускников этого и следующего года. Согласно положению, которое было утверждено в прошлом году, при выдаче золотой медали просматривались результаты обучения детей начиная со 2-го полугодия 10-го класса. В этом году требования ужесточились: решили учитывать оценки за 1-е полугодие тоже. Но, поскольку ученики, которые заканчивают в этом году 11-й класс, начинали в 10-м классе по старым правилам, мы поставили их в трудное положение. Поэтому было принято решение о том, чтобы для этих выпускников и следующих сохранить правила, действовавшие ранее. У них будут просматриваться результаты обучения только начиная со 2-го полугодия 10-го класса. Те же ребята, кто придет в сентябре этого года в 10-й класс, должны знать, что у них более жесткие правила.

– Какая оценка для выставления итоговой важнее – экзаменационная или текущая?

– Это решает только учитель, поскольку он знает своего ученика. Никаких инструкций на этот счет не существует.

– Как Министерство образования относится к переводным экзаменам?

– Законом определена только итоговая аттестация. Проводить ли переводные экзамены, решает педагогический совет школы с участием родителей. Я лично категорически против того, чтобы были экзамены по окончании начальной школы. Я считаю, что по принципу возрастания можно давать экзамены в 7-8-м классе. Это нормально. И совершенно нет необходимости проводить экзамены в 10-м классе, когда пройдено только полкурса.

– Вузы на вступительных экзаменах нередко завышают требования школьной программы. Пытается ли министерство отстоять права абитуриентов?

– В период, когда у нас не было стандартов, а в вузах шли бурные демократические процессы, ученики были поставлены в тяжелейшие условия. На вступительные экзамены выносились предметы, которых вообще в школе нет. Это министерство уже в прошлом году жестко ограничило. Если вуз поставил экзамен по праву, значит, его можно и не сдавать. Соответствующий приказ министерства зарегистрирован в Минюсте. Это первый шаг.

Во-вторых, в прошлом году был утвержден обязательный минимум содержания образования в старшей школе. Теперь на основании этого документа мы имеем право заявить: вот обязательный минимум, и его вы можете спрашивать. Кроме того, программы вступительных экзаменов, которые мы составили в этом году, впервые основаны на содержании образования именно старшей школы.

В этом году в министерстве будет работать “горячая линия” по вопросам поступления, куда можно будет сообщить о том, что в данном вузе были предъявлены требования, резко завышающие школьную программу.

Я считаю, что наши вузы весьма некорректно ведут отбор студентов. Они пытаются перепроверить школу на более высоком уровне. Хотя ясно, что, если я хорошо сдала математику, это совсем не значит, что я буду хорошим авиаконструктором. Пожалуй, только театральные и художественные вузы знают, как отбирать себе студентов. Остальные не умеют этого делать и идут самым простым путем.

Наталья БУНЯКИНА

Телефон “горячей линии” в Министерстве образования (095)925-17-16.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте