Валентин Дикуль при жизни стал легендой. Этот рассказ о нем – не только дань уважения замечательному современнику, но и лучик надежды тем, с кем так же жестоко обошелся рок. Дикуль – доктор биологических наук, академик Международной академии информатизации, народный артист России, неофициальный чемпион мира по пауэрлифтингу (силовому троеборью) в абсолютной весовой категории, автор уникальной, единственной в мире методики лечения и реабилитации больных со спинномозговой травмой и последствиями детского церебрального паралича.
Судьба сама распорядилась за Валентинаса Дыкуляса, каким ему быть. Недоношенный, чуть больше одного килограмма весом, он буквально был вынужден цепляться за жизнь с первых секунд своего появления на свет. Родители мало ему в этом помогали. Отца убили бандиты в лихие послевоенные годы, и о нем крохотный Валентинас знал лишь из рассказов матери. Мама умерла, когда он, вечно больной, еще ходил в детсад. О том, чтобы остаться жить в огромной семье бабушки, не могло быть и речи. И без него прокормить всех было трудно, не говоря о том, чтобы одеть или купить лекарства.
В семилетнем возрасте он стал воспитанником вильнюсского детского дома. Борьба за выживание стала нормой (даже болеть было некогда). Удрав однажды на выступление заезжего цирка шапито, он влюбился в него с первого взгляда и навсегда.
Он убегал из детдома в цирк. Дневал и ночевал там, готов был исполнять любую работу, помогать кому угодно, только бы не прогоняли.
Когда его приняли в Каунасский цирковой кружок, он уже был “стариком” – почти 14 лет. Сказать, что был счастлив, значит, не сказать ничего. Его первый профессиональный номер на арене назывался “воздушный гимнаст”. А когда в знак благодарности за выступление он услышал первые зрительские аплодисменты, чуть не потерял сознание. Валька понял, что ради этого стоит жить и… поднял свой номер почти на максимальную высоту – 13 метров…
На ней-то все и произошло. Случилось то, что случается раз в 100 лет: лопнул штамберт – стальная перекладина, на которой крепятся вся арматура и страховка. Тринадцать метров свободного падения! Он даже не успел сгруппироваться. Зрители, наблюдавшие представление в Каунасском дворце спорта, зашлись в едином выдохе “А-ах!” и смолкли враз, когда тело гимнаста глухо ударилось о пол. Дикуль ничего этого не слышал.
Компрессионный перелом позвоночника в поясничном отделе и сильнейшая черепно-мозговая травма – таким был первый настоящий плод его безрассудной любви к цирку.
Неделю в реанимации, балансируя между жизнью и смертью, Валька не мог в полной мере осознать, что с ним произошло. Зато когда увидел, как сестра, словно бревна, передвигает его ноги, и понял, что они живут отдельно от туловища, – заплакал. А когда на обходе врач сказал, что так теперь будет всегда, Валентин испытал глубочайший шок.
Первое, что сделал Дикуль, окончательно придя в себя, – попросил ребят принести ему из цирка гантели и резиновый эспандер.
Недели через две на очередном обходе врач его отругал. Валентин не бросил своих занятий и одновременно принялся изучать по книгам и учебникам строение человеческого тела, анатомию мышц, биомеханику, проштудировав весь курс медицинского вуза, касающийся всех видов перелома позвоночника…
Выписали его через 8 месяцев инвалидом I группы. До бабушкиного дома он добрался “своим ходом” на инвалидной коляске. Первое время не мог заставить себя выйти на улицу. Ему казалось, что все сразу бросятся жалеть его. Однако сидеть на бабушкиной шее было еще невыносимее, и он поехал через весь город во Дворец культуры профсоюзов на прием к директору.
Валентина приняли на работу руководителем… циркового кружка. Это было равносильно чуду, во всяком случае по эмоциям не уступало тому моменту, когда, очнувшись после падения, он понял, что жив.
Жизнь более или менее налаживалась. Днем он занимался с ребятами, вечером либо “лопатил” медицинскую и цирковую литературу, либо, оставаясь в спортзале после всех, продолжал свои изнурительные тренировки. Но теперь уже со знанием дела, четко представляя, чего хочет добиться конкретным упражнением от определенной группы мышц. Нередко случалось так, что, таская до одури свои безжизненные ноги на костылях по гимнастическим матам (на пол Валентин боялся выходить, потому что, упав, разбился бы наверняка), он падал, когда иссякал суточный ресурс сил, и так засыпал. Утром, находя его в неестественной позе и не сомневаясь, что он мертв, уборщицы вызывали “скорую” и милицию. Так было несколько раз, пока они не разобрались, что к чему.
Дикуль встал на костыли не в одночасье. Сначала до звериного рефлекса он отработал координацию движений при ходьбе шагом, в железо превратил мышцы плечевого пояса, отжимаясь до синих кругов в глазах на брусьях с грузом, привязанным к ногам. Сегодня Валентин Иванович точно знает, сколько движений и какие были проделаны впустую, но также и знает, что без этих “холостых” упражнений не было бы его уникальной методики.
День, когда он почувствовал, что у него снова есть ноги, Дикуль называет началом своей новой жизни. Он упорно шел к этому. Целых пять лет один месяц и семь дней! Шел, несмотря на то, что был приговорен медицинскими светилами к вечной недвижимости.
Еще семь месяцев Валентин проходил, опираясь на палочку.
Будь Дикуль хоть супергимнастом, никакая самая прогрессивная комиссия не допустила бы его работать под куполом. И он решил переквалифицироваться в силовые жонглеры. За пять лет “безногой” жизни Валентин привык все делать руками и знал, что они не подведут.
Начались гастроли по стране, и никогда в своих номерах Дикуль не стоял на месте. Все время что-то совершенствовал в трюках, бесконечно работал над своим многопудовым реквизитом.
Пошли в гору и результаты выступлений на арене. Именно тогда появилась его знаменитая пирамида с общим весом в 1000 килограммов, впервые он поставил феноменальный номер с удержанием на плечах легкового автомобиля, вес его латунных шариков для жонглирования вырос до 45 килограммов каждый. Народ повалил в цирк посмотреть на Дикуля-силача.
Получив добро от Минздрава России на использование своей методики для лечения больных и помещение в одной из городских больниц, Валентин Иванович стал вести прием там. Именно тогда у него родилась мысль создать свой реабилитационный центр.
Никакую отдельную плату с больных Дикуль как не брал, так и не берет. Он получает строго фиксированную зарплату в тех учреждениях, где трудится. Что касается коллекции спиртного у него дома (она, расставленная на полки, занимает весь периметр стен одной из комнат), которая якобы состоит из одних “спасибо” благодарных больных, то Валентин Иванович отметает эти разговоры напрочь.
– Я собираю красивые бутылки со спиртным со всего мира. Это мое маленькое хобби на протяжении уже не одного десятка лет. Что касается выпить за ужином 50 граммов хорошего коньяка или водки – это святое дело и для здоровья полезное, – ей-богу, но мне показалось, что при этих словах Валентин Иванович даже причмокнул, – но чтобы я прикоснулся к своей коллекции? Да никогда! То, что собиралось и собирается для души, внутрь не употребляется.
Сегодня только в одной Москве Дикуль имеет 4 реабилитационно-восстановительных центра и работает в каждом как научный руководитель. По его методике практикуют уже свыше тысячи врачей в России и за границей. Его центры функционируют в США, Японии и в Италии. Каждые 45 дней он обязательно выезжает за рубеж: для консультаций больных, обучения медперсонала, контроля за хозяйственной деятельностью.
И все же особняком среди всех дикулевских центров – тот, который стал первым. Он территориально располагается в парке “Останкино” и находится “под крылом” Московского комитета здравоохранения. В его создании Валентин Иванович принял самое непосредственное участие, начиная от проектирования специальных тренажерных залов и бассейнов и заканчивая выполнением обязанностей обыкновенного прораба. Когда Валентин Иванович был народным депутатом СССР, он продолжал выступления в цирке, который был своего рода отдушиной, где Дикуль черпал душевные и физические силы.
30 декабря 1999 года в присутствии прессы, нескольких десятков зрителей и официальных представителей двух книг рекордов Гиннесса и рекордов планеты Дикуль выполнил три упражнения из программы классического силового троеборья. Приседание со штангой на плечах, жим штанги лежа и становая тяга (поднятие штанги от пола до “ровной” спины). Результат ошеломил всех: первый вид – 450 килограммов, второй – 260 и третий – 460. В сумме троеборья выше официального мирового рекорда на 70 килограммов! И это в возрасте (сам Дикуль кокетливо скрывает свои года), который давно уже по спортивным меркам перешел в ветеранскую категорию. (На прошедшем в Японии в 2000 году чемпионате мира по пауэрлифтингу новоиспеченный чемпион мира набрал в сумме троеборья на 105 килограммов меньше, чем Дикуль).
– Валентин Иванович, вы награждены орденом Трудового Красного Знамени, имеете много медалей и званий, в конце января этого года стали лауреатом премии Владимира Высоцкого “Своя колея” за большое личное мужество и высокую нравственную красоту. Какая из всех наград для вас наиболее значима?
– В 1985 году правительством нашей страны была учреждена медаль “Преодолей судьбу”. Медаль под номером 1 была вручена легендарному Алексею Маресьеву, а вторая – мне. Сравнить меня с таким человеком – это очень дорогого стоит.
Виктор СИРЫК
Комментарии