В марте 2015 года гимназия №12 вошла в число участников проекта фондов «Новые технологии развития» и «СУЭК – регионам» по проектированию модели «Марафона предприимчивости». Предложенная модель «Марафона предприимчивости» является уникальной, так как представляет собой единый механизм урочной и внеурочной деятельности, направленный на достижение результатов ФГОС основного общего образования, освоение основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Гимназия №12», существенное обогащение социального опыта учащихся.
Гимназия №12 реализует федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования с 2013 года в пилотном режиме. В условиях введения ФГОС в гимназии разработана основная образовательная программа основного общего образования, основными приоритетами которой являются результаты личностного роста, ориентация на овладение обучающимися универсальными способами учебной деятельности посредством организации личностно значимой деятельности.Ведущей идеей организации и осуществления образовательной деятельности было определено объединение всех ресурсов социума в интересах ребенка для его развития и самоопределения, а также создание развивающей среды по воспитанию и социализации учащихся.Данные идеи нашли свое отражение в проектах «Гимназия – центр духовно-нравственного развития и воспитания» и «Марафон предприимчивости».Оба проекта представляют собой единый механизм урочной и внеурочной деятельности, направленный на достижение результатов ФГОС.Обогащению социального опыта учащихся гимназии способствует «Марафон предприимчивости». Он начинается с подготовительной работы, в ходе которой учащимся в урочной и внеурочной деятельности предстоит овладеть новыми техниками, методами и технологиями, чтобы быть готовыми на заключительном этапе к прохождению дистанций «Проблем нет!», «Эффективный спикер», «Эрудит», «Экспериментальный коллайдер».Самая длительная и трудоемкая дистанция – «Проблем нет!». В течение двух месяцев ученики изучают, какие проблемы они могут решить в школе (микрорайоне, классе), определяют наиболее значимую. После этого проходит презентация идей для социально значимого проекта всех проектных команд. Для оценки идей проектов приглашается жюри. Далее ребята работают над проектами, а в конце марафона – защита проекта в творческой форме.На подготовительном этапе гимназисты учились находить проблемы, оформлять проекты. Например, в рамках данной дистанции учащиеся 6‑9‑х классов осваивали «Альманах» – это коллективное социально значимое творчество учащихся. Результат: выпуск альманаха, основным содержанием которого является анализ социально значимой и интересной проблемы.Для того чтобы узнать способы решения проблем, ознакомились с технологией «креатив-бой» – это интеллектуальное командное соревнование, в котором в качестве заданий предлагаются творческие, изобретательские, исследовательские задачи. В рамках развития предприимчивости формат мероприятия меняется. На этапе подготовки учащиеся самостоятельно определяют проблемы, которые будут решаться в ходе креатив-боя. Для этого они встречаются с представителями власти, СМИ, жителями микроучастка. Затем формулируются проблемы. Лучшие решения, которые предлагаются в ходе боя, обязательно воплощаются в жизнь. Например, в ходе креатив-боя была решена проблема с открытыми люками на улице Орджоникидзе, учащиеся прошли все инстанции – от водоканала до администрации города.На дистанции «Эрудит» ребята показали знания города и шахтерских профессий, отвечали на различные вопросы, например: «Кто такой титестер?», «Что такое копанка?», предлагали решения для добычи альтернативной энергии.При подготовке к данной дистанции педагогами и учащимися была освоена технология живых квестов. Квест «Взгляд в прошлое» позволил ребятам проявить умение работать в команде, работать с различными информационными источниками, ознакомиться с интересными страницами истории города, узнать, что находилось на месте сегодняшних объектов. По окончании учащиеся получили задание: приготовить экскурсию для младших школьников и составить карту изменений.При подготовке к дистанции «Эффективный спикер» ученики знакомились с правилами эффективной коммуникации и делового общения, развивали умение выступать перед аудиторией, доносить свои мысли, идеи, знакомились с приемами «Презентация в лифте», «Аргументированное лото», осуществляли пробы в проведении ток-шоу.Приемам обучения изобретательству («Изобретение нового на основе старого», «Приемы типового фантазирования» и др.) учат при прохождении дистанции «Экспериментальный коллайдер». Обучение начинается с простых приемов по развитию воображения, далее ученики учатся составлять ленту изобретений – исследование видоизменений предметов с течением времени. Для составления ленты изобретений учащимся необходимо найти и проанализировать материал из различных источников: учебников, книг, журналов, газет, Интернета. И следующий шаг – они изобретают свое, что-то новое, продолжая эту ленту.При прохождении каждой из дистанций уделяется большое внимание нравственным аспектам. Так, на дистанции «Экспериментальный коллайдер» акцентируется внимание на том, что изобретателю требуется соблюдать правило «не навреди!».Память о прошлом, знание истории города, края и страны и бережное отношение к объектам культуры – духовно-нравственная составляющая при изучении материалов при подготовке к дистанции «Эрудит».Особенность марафона заключается еще и в том, что содержание всех дистанций имеет профориентационную направленность. На подготовительном этапе прошли марафоны «Интересные факты шахтерской профессии», «Подземные тайны СУЭКа». На заключительном этапе проведен марафон «Город горняков». В ходе подготовки и проведения марафонов ученики гимназии изучали работу градообразующей компании «СУЭК», историю города, выполняли социально значимые проекты. Было проведено более 20 классных часов, посвященных труду шахтеров, открыли экспозицию «История шахтерского снаряжения» в музее гимназии.При прохождении дистанции «Проблем нет» учащиеся активно работали над такими проектами, как «Клумба», «Книжный патруль», «Читать – это модно!». Для того чтобы выполнить данные проекты, ученикам пришлось изучить основы профессий садовода, учителя, библиотекаря.Своей деятельностью мы пытаемся донести до педагогов и обучающихся, что новое качество образования в условиях непрерывно меняющегося мира заключается не в том, чтобы люди соблюдали стандарты, а в том, чтобы они имели возможность соответствовать более высоким стандартам.Сложившийся на сегодняшний день опыт по организации внеурочной деятельности в гимназии является, на наш взгляд, прочным фундаментом дальнейшего развития учащихся, помогает педагогам эффективно организовать работу по воспитанию и социализации через предоставление возможности каждому подростку заявить себя в той деятельности, где он может быть успешен, и получить бесценный опыт проявления своей гражданской позиции, что чрезвычайно важно в современных условиях воспитания и образования.Лариса ШЕМЕЛИНА, Елена НЕВЕДРОВА, Татьяна ГОПП, гимназия №12, Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область
Комментарии