search
main
0

Марафон. Лучшим может стать каждый

Свой первый урок Анна МИЛЕНЬКАЯ помнит очень хорошо. Было это в студенческие времена на институтской практике. Выучив и отрепетировав урок дома, пришла в восьмой класс. Но когда увидела глаза детей, из головы все вылетело… и весь урок провела минут за 20. Провела и села. Пришлось к доске выходить другому учителю и завершать начатое Анной Викторовной. А она получила двойку. Но это нисколько не охладило ее отношения к профессии, скорее наоборот, подхлестнуло. И вот спустя почти 13 лет Анна Миленькая стала учителем года Ульяновской области-2004.

Кочевая жизнь папы-военнослужащего забрасывала семью в разные места, и родилась Анна Викторовна в Киеве. Здесь же окончила школу, потом педагогический институт. Начинала работать вожатой. Еще с ученических времен она занималась с октябрятами, потому и вопрос – куда поступать – решился сам собой. Выбирала только факультет – химия или история, так и готовилась к вступительным экзаменам по двум программам. История перетянула, потому что это было всегда семейным увлечением, в центре которого и по сей день остается папа. После вуза пошла работать в школу. И здесь еще с первого курса не было никаких сомнений, хотя предлагали остаться в аспирантуре, но заниматься наукой Анне показалось скучноватым. «Тогда, в 1991 году, не было вопроса – престижно или непрестижно быть учителем, это была уважаемая профессия. Многие мои одноклассницы тоже поступили в пединститут, мечтали работать учителями, но получилось так, что сейчас из всех только я одна работаю учителем, остальные пошли по другому пути».

Если и зародится педагогическая династия Миленьких, то Анна Викторовна будет ее родоначальницей. Хотя «…это такая работа, что нужно полностью отдавать себя, – говорит она, – здесь не получается работать по часам: приходишь домой и все забываешь. И ночами иногда просыпаешься и обдумываешь какую-то проблему, ищешь решение. Все время в этой работе, и я изнутри знаю, насколько это изнурительно, насколько требует самоотдачи, иначе ни школа, ни дети не принимают». Желает ли мама такой судьбы дочерям? Все равно они выберут профессиональную дорогу сами, а пока семиклассница Настя и младшенькая, которая в этом году пойдет в первый класс, играют и в школу, и в детский сад.

В Ульяновске семейство Миленьких «служит», потому что замуж Анна Викторовна вышла за военнослужащего. И гимназия № 79, где Анна Викторовна преподает историю, в силу обстоятельств стала третьей школой за те несколько лет, что семья живет здесь. «Безусловно, гимназия – это школа рангом выше, – считает учитель года-2004. – Работаю здесь уже третий год, и для меня много значит, что приняли сюда, то есть оценили как профессионала».

Значит, что-то разглядела в Миленькой администрация школы, коль на второй год работы предложила в числе других кандидатов участвовать в районном конкурсе «Учитель года». Но сначала она отказалась, и только дома, когда муж сказал веское слово: «Сколько можно от всего отказываться? Ты идешь на этот конкурс!» – судьба ульяновского учителя года была решена. Правда, до этой вершины еще было далеко. И на районный конкурс Миленькая шла только с одной мыслью – не занять призовое место, а дать хороший урок. «Когда стала просматривать материалы конкурсантов прошлых лет, поняла, что нужно пойти по другому направлению, – говорит Анна Миленькая. – У меня получилось так, что все этапы «Учителя года» – это не подведение итогов, а дальнейшее развитие всей моей профессиональной деятельности. Мне пришлось много работать над собой, отрабатывать свою методику, и здесь очень помогли завучи, особенно Валентина Васильевна Гаврилова, которая курирует нас, историков. И районный конкурс мне дался особенно трудно. Я не публичный человек, и мне было трудно выступать на публике – петь, танцевать, говорить со сцены. Приходилось очень сильно ломать себя, я брала уроки у профессионального режиссера, училась актерскому мастерству. Доходило до того, что и плакала, и истерики были дома, что все брошу. А наш директор Лидия Назаровна Копцева настолько ответственно подходит ко всему, что принимала у меня всю программу, вплоть до того, как стоишь, как ходишь. Теперь понимаю, если бы не было всего этого, я опозорилась бы даже на финале района. А на областном конкурсе мне было уже легче – я уже могла спокойно смотреть в глаза слушателям, но опять-таки шло шлифование меня как учителя. И говор украинский, как оказалось, остался – приходилось думать над каждой фразой, как она звучит, чтобы была красивая и правильная речь. Вот такая черновая работа над ошибками произошла только благодаря конкурсу.

А как много интересных учителей было на областном конкурсе! Потом я узнала, что первое место решилось лишь на последнем этапе – мастер-классе. То, что урок удался, – такое чувство удовлетворения у меня было, но я прекрасно понимала, что проигрываю своим соперницам в практике, в опыте. После того как объявили результаты, я опешила. Конечно, была радость, но ощущения того, что я лучший учитель области, не было весь год. Почему? Потому что я была лучшей только среди тех 25, и то по каким-то отдельным номинациям, и так сложилась ситуация – мне удалось лучше раскрыть себя, реализовать свои возможности. Понимала даже и то, что, может быть, я пока и до Всероссийского финала не доросла – не в плане уроков, а в плане опыта, осмысления».

Тот мастер-класс Анну Викторовну до сих пор просят показать педагоги области. Ульяновские учителя года три года назад по предложению победителя-2002 Раиса Загидуллина объединились в клуб, и в Главном управлении образования области идею поддержали. Впрочем, особенность конкурса в этом регионе заключается в том, что его участниками становятся не только школьные учителя, но и воспитатели детских садов, и преподаватели профессиональных учебных заведений. С того времени клубовцы ездят по Ульяновской области и даже в соседние города, чтобы показать свои наработки, поделиться опытом, зажечь других огоньком творческого эксперимента и убедить: учителем года может стать любой. Лучшие учителя области рады, что их деятельность немало способствует тому, что сторонников этого движения становится все больше и больше, несмотря ни на что. «Равнодушные лица, конечно, встречаешь – свой отпечаток накладывает финансовая сторона, когда учитель вынужден брать по две, две с половиной ставки, – вздыхает Анна Викторовна. – О каком же творчестве может быть речь? А конкурс действительно очень большая нагрузка, на которую не каждый решится. Еще большое значение имеет семья. Меня поддержали и муж, и его родители, и дети. Вообще этот конкурсный марафон коренным образом изменил их отношение к моей профессии. Только когда изнутри увидели, что приходится учителю выдержать, какой объем работы надо выполнять каждый день, чтобы не уронить себя в глазах учеников, родителей, коллег, – появилось серьезное уважение.

Так получилось, что в нашей гимназии я была одним из первых учителей, кто стал использовать компьютерные технологии на уроках. Но наш директор считает, что надо с помощью компьютера не просто показать картинку или схему – это ведь можно и на доске нарисовать, но и сделать этот процесс в корне отличным от традиционного – более интересным для нынешних школьников. Например, опыт показать, или подвижную карту сражения, или продемонстрировать какой-то редкий видеофрагмент. Вот такие медиа-наглядные пособия я и стала делать, используя новые учебники. И мужу пришлось освоить компьютерную программу, чтобы делать фильмы. Сейчас у меня на каждую тему есть такие подвижные карты боевых сражений. Деткам интересней, когда точки мигают, стрелочки двигаются. Но делала это вовсе не для конкурса, это было еще раньше достигнуто, в ходе постоянной работы. А теперь мы с коллегами пошли еще дальше: старшеклассникам при изучении информатики даем задания по сбору материала, и они ищут слайды, сканируют картины, портреты, набирают текст, распределяют по темам. Когда ученики видят, что их работу используют и они принимают участие в подготовке урока, им самим становится интересно учиться.

Хочется, чтобы ребята не заблудились в этой жизни и чтобы с ними не происходило тех трагедий, которые произошли с моим поколением в 1990-е годы, когда весь мир перевернулся, с поколением моих родителей, когда рухнули идеалы всей жизни. Но даже если такое произойдет, то пусть будут готовы и к этим изменениям в жизни. Может, меня осудят коллеги, но именно поэтому мы с учениками на уроках больше тратим времени на размышления, сравнение, проведение каких-то аналогий между историческим прошлым и современным настоящим».

А с каким нетерпением гимназисты 79-й ждут «Умников и умниц»! Нет, им не надо для этого ехать в Москву, и если смотрят эту передачу по ТВ, то только для того, чтобы больше узнать. Почему? Просто пока еще малы. В ульяновской гимназии № 79 «Умники и умницы» в первый раз прошли среди пятиклассников. Тогда состоялись три игры, посвященные Востоку, Греции и Риму. На следующий учебный год игры прервало участие учительницы в конкурсе, а в нынешнем ребята уже сами попросили Анну Викторовну: «Давайте восстановим!» И не важно, что все это требует дополнительного чтения огромного количества литературы, театральных постановок, ведь здесь все как в оригинальной передаче: дорожки, ордена, костюмы. Главное – интересно и нескучно! «Это, наверное, те минутки, когда понимаешь, ради чего терпишь всю рутинную работу учителя и не спишь ночами, придумывая что-то. Видишь их горящие глаза и чувствуешь отдачу», – признается Анна Викторовна.

С недавнего времени забот у Миленькой прибавилось. Помимо всего прочего конкурс «Учитель года» подтолкнул к решению все же заняться научной деятельностью. Сейчас она сдает экзамены на соискательство. Уже определено, что кандидатская диссертация будет связана с историей и педагогикой. Школьная администрация приветствует это, тем более что уже три педагога учатся в аспирантуре. «Все-таки наука нужна школе», – с уверенностью говорит Анна Миленькая.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте