Традиционным модулем плана воспитательной работы школы являются ключевые школьные дела. Это понятие было введено в педагогический лексикон и локальную педагогическую практику Владимиром Абрамовичем Караковским. Весь годовой период школьной жизни был сконцентрирован вокруг отдельных значимых дел. В основании дела стояла яркая, понятная и значимая для всего школьного коллектива идея (тема, проблема), которая воплощалась в общей деятельности, объединяющей педагогов и школьников.
Школа – особенный социальный организм, наличие общешкольных дел создают большой потенциал для формирования мировоззренческой и ценностной основы обучающихся, обеспечивают творческую самореализацию личности, дают опыт деятельности и взаимодействия с другими.
В рамках программы воспитания в нашей школе №368 стартовал проект-фестиваль общешкольных дел «Школьный марафон». Каждый месяц классам предлагается принять участие в школьном деле, которое направлено на достижение конкретной цели. За выполнение дела месяца классам-участникам начисляются баллы, которые заносятся в сводную таблицу на стенде школы. По итоговым результатам марафона планируется выявить лучшие социально активные классные коллективы, поддержать общешкольный командный дух и положительный морально-психологический климат в школе.
Сентябрьское задание «В путь» символизирует начало школьного годового цикла. Классам предлагалось за месяц создать (обновить) свой классный уголок. Список класса, дни рождения одноклассников, расписание уроков, наши классные дела – это не полный список элементов содержания классного информационного стенда. Данное задание было нацелено на сплочение классного коллектива после летних каникул.
Задание октября – «Бумажный бум». Сбор макулатуры объявлялся заранее, чтобы к концу месяца каждый класс мог заработать баллы для своей команды. 1 балл присуждался за каждые 25 кг собранные классом. Данное задание позволило решить несколько задач: значимость сбора вторсырья для дальнейшего его использования в производстве бумажной продукции (формирование экологической грамотности) и единение ребят в решении задачи месяца.
Ноябрь – месяц добрый дел и волонтерской активности. Классы самостоятельно выбирали свой вид и форму доброго дела. В результате школа охватила практически все существующие разновидности волонтерства: социальное, экологическое, патриотическое, медиа, зооволонтерство. Для многих ребят это стало побудительным мотивом проявления дальнейшей помощи и заботы об окружающих.
Декабрьское задание «Операция Новый год» было посвящено украшению класса и двери классной комнаты сказочным персонажем новогодней тематики. Данное задание позволило проявить творческие способности и креативность учеников.
После зимних каникул, в январе, ребята приняли участие в самом зрелищном и эмоциональном задании года «О, спорт!». Классы соревновались в спортивных играх – пионерболе и волейболе. Данное задание выявило спортсменов класса, а также их ярых болельщиков, объединенных общим командным духом.
Задание февраля «Время героев» было приурочено к празднованию Дня защитника Отечества. Классы готовили информационные открытки, посвященные героям Великой Отечественной войны, в которых отображали их биографии и подвиги. Исторические знания играют большую роль в наше время, являясь фундаментом самосознания человека. Задание месяца было ориентировано на формирование патриотизма, гражданственности через знакомство с исторической личностью.
Мартовское задание «В каких театрах я бывал…» посвятили Дню театра, благодаря этому ребята посетили и с удовольствием отрецензировали множество прекрасных постановок. Задание апреля «Он сказал: «Поехали!» было приурочено к Дню космонавтики и авиации, а также смежным научным сферам.
Завершают марафон активности, посвященные одному из ключевых школьных дел – празднованию Дня Победы (задание мая): битва хоров, украшение школы, посещение памятных мест. Также в мае будут подведены итоги проекта-фестиваля «Школьный марафон».
Он может быть реальной формой организации ключевого школьного дела, так как данный проект позволяет достичь поставленных воспитательных задач руководству школы, быть своеобразным барометром социально-психологического школьного климата, формировать традиции, объединяя всех участников образовательного процесса – классных руководителей, родителей и учеников.
Максим СМИРНОВ, учитель истории, педагог-организатор школы №368 «Лосиный остров»
Комментарии