search
main
0

Манная каша и высокие технологии. Конкурс «Воспитатель года России»: первый блин не комом

Нехитрые арифметические вычисления показывают, с кем больше всего времени проводит среднестатистический ребенок, которого счастливчики-родители сумели, несмотря на все очереди и нехватку мест, пристроить в детский сад. С воспитателем, конечно же. С тем первым человеком из большого незнакомого мира, который встречает ребенка за порогом родительского дома. Поэтому Всероссийский профессиональный конкурс «Воспитатель года», впервые организованный этой осенью Общероссийским профсоюзом образования, Министерством образования и науки РФ при поддержке правительства Московской области, – это не просто очередное педагогическое соревнование, но в первую очередь дань уважения людям, которым мы доверяем своих детей.

Справедливость пора было восстановить давно.  У учителей есть свой конкурс.  Ежегодно называются лучшие педагоги дополнительного образования. Выбирают сильнейших мастеров производственного обучения. Соревнуются между собой директора школ. И только «дошкольники» до сих пор оставались не у дел. Будто их и в природе не существует. К этой ступени образования вообще какое-то несерьезное отношение. В массовом сознании закрепилось, что серьезная жизнь начинается только в школе: там олимпиады, первые попытки научно-исследовательской работы. А детский сад – что? Горшки да манная каша. Разве можно серьезно относиться к манной каше? Но ведь никто не отменял народную мудрость,  что воспитывать ребенка надо, пока он поперек лавки лежит. Потом поздно…По словам главы Общероссийского профсоюза образования Галины Меркуловой, главная задача новорожденного конкурса в том и заключается, чтобы убедить общество иначе взглянуть на воспитателей, повысить престиж профессии, привлечь внимание к проблемам дошкольной системы, а их немало, взять хотя бы острейший кадровый голод. И конечно же, продемонстрировать профессиональному сообществу множество методических и практических находок, накопленных «дошкольной» творческой элитой. Находок действительно немало. Это становится ясно уже на первом этапе конкурса, когда участники из 62 российских регионов защищают перед членами жюри свой профессиональный опыт. Интересные решения предлагают коррекционные педагоги. Ольга Якимович из Чебоксар, воспитатель детского сада №2 для детей с нарушением речи, борется с ребячьими недугами при помощи арт-терапии. «Особые» дети любят рисовать, возможно, даже больше, чем здоровые, но рисунки их, как правило, бедны и неинтересны. Как правило, эти  дети боятся кисточки, она чужеродна и только мешает.  Уже два года Ольга Сергеевна работает над проектом рисования без кисточки. Ее воспитанники пользуются любыми подручными средствами. Лучший инструмент – собственные пальцы. Динамика фантастическая: не только рисунки становятся ярче и выразительнее, но и речь улучшается. Такую же методику использует и Оксана Березина, воспитатель детского сада №108 «Снежинка» города Петрозаводска. Ее подопечные страдают различными нарушениями опорно-двигательного аппарата, сразу совладать с кисточкой им тоже непросто, а вот рисование солью, мыльной пеной, свечами или техника «кляксография» поначалу не кажутся чем-то серьезным и потому не пугают. Шаг за шагом выравнивается координация движений, что-то начинает получаться, и приходит осознание первого успеха, которое психологически лечит лучше любых лекарств. Больше всего на свете дети любят возиться с водой: это подтверждают и весьма солидные психологические исследования. На основе этой невинной детской страсти воспитатель псковского детского сада №41 Юлия Фомченкова  выстроила собственную педагогическую теорию, воплотившуюся в проекте «Радость общения с водой». Игры с водой не только закаливают, но и развивают. В программу Юлии Николаевны  вошли самые разнообразные виды деятельности: изучение воды и ее свойств в мини-лаборатории, чтение сказок о воде, беседы о растениях и животных водного царства. Конек Римы Галлиулиной, воспитателя уфимского детского сада №197, – гендерный подход к воспитанию, построенный на основах башкирской национальной культуры. Девочкам в ее группе предлагаются исконно девчачьи игры, мальчикам – все, что имитирует настоящий мужской труд, чтобы с раннего детства не путались дети в своих социально-половых ролях. Правда, на вопрос одного из членов жюри, есть ли в семье самой конкурсантки машина и водит ли она ее,  Рима Вагизовна, отчего-то смутившись, ответила утвердительно…В завершение первого тура воспитатели давали открытые занятия в детских садах Подмосковья. Обсуждая увиденное, члены жюри сходились в том, что в будущем организаторам следует более четко прописать требования к участникам и критерии оценки. Потому что многие приехали с изначально неверной установкой и, например, во время защиты своего опыта в «Творческой презентации» говорили не о принципах работы, а устраивали театрализованные представления. И на этом теряли очки, добрать которые даже во время блестящего занятия в детском саду было уже невозможно.Согласно положению в суперфинал должны были выйти семь педагогов. А вышли десять: несколько человек набрали одинаковое количество баллов. Такой вот подарок за смелость – принять участие в первом, во многом экспериментальном, конкурсе. Задание второго тура – двухчасовой «круглый стол», дискуссия по самым острым вопросам дошкольного образования. Вместе с главным редактором «Учительской газеты» Петром Положевцем  говорили о том, как важно дать ребенку наиграться, а значит, нельзя подменять игру учебой. Журили родителей, которые зачастую не умеют ни играть, ни просто слышать собственных детей. Родителям от воспитателей вообще досталось: за педагогическое невежество, за потребительское отношение к детскому саду, как к камере хранения. Дошла речь и до компьютеров:  нужны ли они маленьким детям и чего в них больше – вреда или пользы. Приводились пугающие цифры: анкетирование, проведенное в одном из детских садов, показало, что 85% родителей позволяют своим детям играть на компьютере от 30 минут до полутора часов в день.  Единственный мужчина-конкурсант, Сергей Куранов из Ивановской области, сначала заметил, что компьютер, конечно, штука неплохая, удобная, потом на мгновение замялся и выпалил: «Знаете, у нас с детьми столько спортивного инвентаря, нам компьютер точно не нужен!» Самой взвешенной в оценке этой проблемы была, пожалуй, Юлия Маляшок, воспитатель детского сада №123 из Мурманска:- Чтобы подготовить ребенка к существованию в информационной реальности, мы все равно, нравится нам это или нет, должны знакомить дошкольников с компьютером. А если будем игнорировать этот интерес, то окажемся просто недальновидными взрослыми. В нашем детском саду есть такой опыт, и скажу вам, это не страшно, а напротив – очень интересно. Компьютер помогает развитию мыслительных функций, формированию учебно-познавательного мотива, позволяет ребенку осознать себя как личность, ставить цель и добиваться ее. А чтобы исключить возможные риски – нарушения психики, доступ к опасной информации, и нужны мы, опытные педагоги. Которые знают, что занятия на компьютере не должны превышать десяти минут, что использовать можно только специальные игры для дошкольников, что компьютер – это не самостоятельный вид деятельности, а лишь часть какой-то общей игры. И тут, конечно, не обойтись без просветительской работы с родителями.Не могли воспитатели не коснуться в разговоре и вопросов, связанных с президентской инициативой «Наша новая школа». И тут открылась удивительная вещь: педагоги вовсе не обижены, что тема развития детских садов не вошла в документ отдельной строкой. Потому что все до единого посчитали, что данный проект целиком посвящен… дошкольному образованию: «Проблемы детского здоровья – разве нас они не касаются?!», «Воспитание инициативной творческой личности – разве это не про нас?!», «Творчески работающие педагоги – неужели это не мы?!», «Замените слово «школа» понятием «детский сад», а вместо «учитель» прочитайте «воспитатель» – и смысл документа не поменяется!»По словам Петра Положевца, его немало удивило, с какими фантазией и оптимизмом воспитатели прочитали проект «Наша новая школа»:- Если вы придете к чиновникам, отвечающим за финансирование этой программы, и скажете, что хотите развивать все, о чем говорится в документе, на дошкольном уровне, они вас резонно спросят, а где в этой программе вы видите хоть  слово о детских садах? Потому что сколь бы красиво вы ни интерпретировали этот документ, исполнено будет лишь то, что действительно написано….Юлия Маляшок из Мурманска войдет в историю Всероссийского конкурса «Воспитатель года» как первая победительница. Как первая хозяйка главного приза – Хрустальной жемчужины. Решение Большого жюри участники встретили стоя. А Юлии Александровне оставалось сказать лишь одно: «Эта награда – она не только моя. Каждый из вас ее заслужил. Потому что все вы воспитатели!»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте