Сказку «Двенадцать месяцев» Самуила Маршака знают все от мала до велика. В этом замечательном произведении рассказывается о жизни девушки в доме с мачехой и сводной сестрой. Однажды, услышав приказ юной королевы, мачеха отправляет падчерицу в новогоднюю ночь за подснежниками в лес. Девушка понимает, что ей грозит гибель, но идет на поиски цветов в стужу. Ее спасают братья-месяцы. Она находит подснежники, и в новогоднюю ночь совершается чудо…
Январь, 2022 год! В некоторых регионах России температура опускается ниже пятидесяти градусов по Цельсию. Улицы, города и целые регионы заметает снегом, и именно в этот волшебный период 40 педагогов, лауреатов и призеров конкурса «Учитель года» разных уровней, устремляются в страну Апсны в поисках белоснежных подснежников. Они едут в Международную зимнюю школу. В эти новогодние и рождественские праздники произошло волшебство. Учителя России открыли для себя Республику Абхазия с замечательной и неповторимой природой, нас встретили удивительные и отзывчивые педагоги, доброжелательные и гостеприимные. А еще в январе мы нашли подснежники!
Инициативу Министерства просвещения и языковой политики Республики Абхазия о проведении зимней школы (традиционной, шестнадцатой по счету) с охотой поддержали учителя России. Зимняя школа – это российский образовательный проект творческого клуба «Учитель года России», который объединяет педагогов-победителей, лауреатов региональных и всероссийских конкурсов разных лет. Все эти годы она проходит при поддержке «Учительской газеты».
Лауреаты конкурса «Учитель года» провели в городе Сухуме мастер-классы, открытые лектории и методические семинары, поделились своими дидактическими и методическими наработками, ознакомили участников с системой работы своих регионов. Приятно было осознавать, что братский народ Абхазии соскучился по такому формальному и неформальному общению, что с каждым днем на занятиях учителей становилось все больше и больше, каждый получил желаемый результат: и спикеры, и слушатели. При рефлексии учителя Абхазии говорили, что такое переформатирование им было необходимо, они получили глоток живительного эликсира, появилось желание поделиться с коллегами и со своими школьниками увиденным и услышанным!
На урок с радостью
Интересный и запоминающийся мастер-класс «Психология непонимания» провел абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2020 Михаил Гуров. Он показал, казалось бы, простые приемы, но они позволяют создать ситуацию успеха, мотивировать учеников на положительный эмоциональный и познавательный лад. Продемонстрировав простые методы психологического воздействия, Михаил Николаевич доказал, как словом и делом учитель может помочь школьнику и, наоборот, выключить его сознание. Интересными были ссылки на психологические эксперименты («Чудовищный эксперимент», проведенный в Университете Айовы (США) в 1939 году, «Выученная беспомощность» – феномен, открытый американским психологом Мартином Селигманом в 1967 году, психологический эксперимент «Разделенный класс» («Голубые и карие глаза»: как рождается дискриминация), которые затрагивают важные педагогические и психологические основы нашей работы. Вывод: каждый раз, когда тебе хочется командовать учениками, вспомни свое детство, на урок надо идти с радостью, а заканчивать его с улыбкой.
Удивительно проникновенным и семейным стал рождественский мастер-класс «Музыкально-педагогический штоллен», проведенный Денисом Рочевым, учителем немецкого языка, победителем конкурса «Учитель года России», вместе с его супругой Натальей и дочерью Сашей. Непринужденно изучая рождественские традиции Германии, мы окунулись в атмосферу новогодних чудес, познакомились с немецкими дедушками морозами, побывали на ярмарке и даже испекли пирог.
Искандеровские чтения
Второй год подряд в зимних школах практикуется удивительный вид деятельности: совместное чтение художественных произведений. Если в прошлом году мы гостили у Довлатова и читали его рассказы, то этот вечер был посвящен Фазилю Искандеру. Его проза и поэзия стали зеркальным отражением культуры русского и абхазского народов. Владимир Головнер ознакомил с биографией писателя, Марина Говорова прочитала отрывок из его рассказа «Море», Сергей Лямин прочитал стихи Фазиля, Татьяна Замятина и Светлана Малькевич театрально показали рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла». Замечательно прочел стихотворение «Можжевельник» министр просвещения и языковой политики Республики Абхазия Инал Габлия, а я выбрал отрывок из московских записок Фазиля Искандера и прочитал два рассказа из моего собственного сборника «Мечтыоры». Завершился вечер отрывком из художественного фильма «Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным», снятого режиссером Юрием Карой в 1989 году.
В вечерней программе в кругу друзей-единомышленников Сергей Лямин, учитель года Тамбовской области-2001, рассказал об исследовательских проектах со школьниками «Исчезнувшие сельские поселения Тамбовской области» и «Тамбовская энциклопедия», Андрей Сёмке, учитель года Кубани-2000, поведал о конвергентном подходе в обучении физике на примере понятия «скорость», а Денис Рочев, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года»-2012, презентовал проект «Хор молодых учителей Ленинградской области».
Командная олимпиада по функциональной грамотности появилась в программе зимней школы впервые, это не дань современным трендам и образовательным стратегиям, а уникальный способ сплочения учителей России и Абхазии. Командообразование, знакомство и решение весьма сложных заданий заняли небольшое количество времени, но дали возможность поработать вместе, как единый организм, как стратегическая команда. Итоги превзошли все ожидания: результат победившей и проигравшей команд различался на небольшие 5 баллов. Победила команда «Аиааира», что означает с абхазского «победа». Второе и третье места заняли команды «Апсны», что означает «страна души», и «Амра» – в переводе «солнце».
На любой вкус и цвет
Больше тридцати различных мастерских провели участники зимней школы для 150 учителей Абхазии в шести предметных группах. Хотелось бы описать каждый шаг, каждый прием, но это займет не одну газетную полосу. Как учитель физики особо отмечу мастер-классы «Свет и тьма…» (химия в произведениях Конан Дойля) Елены Мейснер, победителя конкурса «Учитель года Волгоградской области»-2004, учителя химии и биологии Гимназии г. Краснослободска Волгоградской области, «Зеркало столиц» (МХК) Марины Никоарэ, победителя конкурса «Учитель года Вологодской области»-2011, учителя истории и обществознания школы №30 г. Вологды, «Что такое перед нами?» (открытый урок русского языка) Елены Мякишевой, победителя конкурса «Учитель года Иркутской области»-2016, учителя начальных классов школы «Белая СОШ» пос. Среднего Усольского района Иркутской области, «Иосиф Бродский. «Открытка из города К.» (погружение в текст лирического произведения) Людмилы Соколовой, победителя конкурса «Учитель года Калининградской области»-2007, учителя русского языка и литературы лицея №49 Калининграда, «Пути познания» Надежды Растрепиной, победителя конкурса «Учитель года Дона»-2009, учителя математики школы №1571 Москвы.
Особый неподдельный интерес у абхазских преподавателей вызвали метапредметные занятия. Активное участие в них принял министр просвещения и языковой политики Республики Абхазия Инал Габлия. Увлекательными и многогранными стали мастерские «Использование мобильных приложений для организации опроса» Юлии Капалкиной, победителя конкурса «Учитель года Карачаево-Черкесской Республики»-2018, учителя математики школы №1 ст. Зеленчукской КЧР, «Почему мы не любим думать?» Максима Иванова, победителя конкурса «Учитель года Республики Карелия»-2014, учителя истории и обществознания МОУ «Державинский лицей» Петрозаводска Республики Карелия, «Интерактивные задания, или Как сделать вкусной домашнюю работу» Татьяны Замятиной, учителя русского языка и литературы ЧОУ РО «НЕРПЦ (МП) «Саровская православная гимназия» Сарова Нижегородской области, «Социально-игровое проектирование – технология для формирования функциональной грамотности» Оксаны Маляевой, учителя географии гимназии №2 Сарова Нижегородской области, «ТРИЗ-технологии в педагогике» Татьяны Усовой, победителя Всероссийского конкурса «Учитель года»-2011, учителя истории ГАОУ СО «Лицей-интернат №64» Саратова.
Темы, как говорится, на любой вкус и цвет. Удалось выступить и мне, рассказать о дидактических принципах современного урока.
Новый Афон
В культурно-просветительской части программы было посещение городка Новый Афон. Этот небольшой город с особой философией и размерностью, с душой и сердцем, с верой и надеждой. Не знаю ни одного туриста, который, приехав в Абхазию, не посетил этого невероятно красивого и вдохновляющего места с его потрясающим парком, с впечатляющими лианами, оливковыми и эвкалиптовыми деревьями, с одной из самых больших пещер мира, с удивительными сталактитами, сталагмитами, сталагнатами, доломитами, древней турецкой крепостью, узкоколейной железной дорогой, дачей Сталина с сероводородными ваннами и уникальными окнами из кварцевого стекла и, конечно же, Ново-Афонским Симоно-Кананитским мужским монастырем, расположенным у подножия Афонской горы.
Но нам повезло: мы побывали в хижине настоящего абхаза, узнали, как готовится мамалыга, почему после тридцати лет у местных женщин не текут слезы, какими важными делами должен заниматься мужчина, почему в этой стране много долгожителей, как получить абхазский посох и для чего нужна бурка, почему свадебная фата черная, кто первым использовал беспроводные утюг и чайник… Посетили и гончарную мастерскую, узнали о табачном и кузнечном ремесле, а каждый желающий смог пострелять из лука и увидеть снежные вершины и подснежники.
Удивительным оказалось путешествие на мандариновую плантацию. Многие из нас впервые увидели не только как растут мандарины, апельсины, лимоны, но и как их перерабатывают, калибруют, упаковывают. Мы впервые рвали цитрусовые с веток деревьев. Поверьте, плоды, сорванные лично, слаще, ароматнее, вкуснее!
Зимняя школа в городе Сухуме, которая проходила в январские каникулы нового, 2022 года, запомнилась теплотой общения, гостеприимством хозяев, красотой гор и закатов! И, конечно же, суперпрофессиональным контентом!
Особо хотелось бы отметить руководителя проекта Владимира Головнера, учителя химии московской школы №1299, и Инала Габлию, министра просвещения и языковой политики Республики Абхазия, за предоставленную возможность раскрыть себя, профессионально подрасти и получить новый уникальный опыт. Международная зимняя школа «Учитель года» стала историей. Каждый из участников обрел, как в сказке «Двенадцать месяцев», «сад, да такой чудесный, какого и свет не видывал. Раньше, чем у всех, расцветали в этом саду цветы, поспевали ягоды, наливались яблоки и груши. В жару было там прохладно, в метель – тихо».
Андрей СЁМКЕ, доцент кафедры управления образовательными системами и кадрового резерва ИРО Краснодарского края, учитель физики и астрономии, заслуженный учитель Кубани, учитель года-2000, абсолютный победитель Всероссийского открытого конкурса «Мужская профессия», фото автора
Комментарии