Двенадцатиуровник Юра Степанов, старший сын моей родной сестры, уже давно обещал сводить меня в свою школу. Этого момента я ждала два месяца.
Как всегда, мой племянник либо забывал о своем обещании, хотя я ему об этом неоднократно напоминала по электронной почте и по мобильному телефону, либо у него не было свободного времени, которое он проводил, катаясь на скейтборде со своими одноклассниками. Казалось, великая проблема – сходить в школу к ребенку. Прошли те времена, когда в общеобразовательное учреждение мог войти кто угодно, когда в дверях стоял строгий омоновец в форме и дети каждый месяц сдавали ему на зарплату по 10 рублей. Теперь ученики в образовательные комплексы города Москвы – “Эрудит”, “Лейпциг” и “Малый университет” – проходят по пластиковым карточкам. Более того, школьные ворота оснащены специальными камерами фейс-контроля, и любой посторонний, приблизившийся к ним более чем на 5 метров, предупреждался: “Вы пересекли запретную зону. Отойдите, пожалуйста!”. Ежели чужак не убирается восвояси, то автоматически включаются пожарные шланги, и мощная струя ледяной воды “наказывает” любопытного. Обмануть систему безопасности невозможно, поэтому-то я так умоляла Юру показать его школу. И вот однажды этот день настал.
Ровно в девять ноль-ноль мы стояли у ворот. Камера фейс-контроля “посмотрела” на Юрика. Чуть ниже на мониторе компьютера появился его пин-код – 3296. Камеры переместились на меня, и на экране зажглось: “Посторонний”.
– Это моя родственница, – заявил Юра.
И тут компьютер выдал наше семейное генеологическое древо, начиная с XIX века! Машина нашла меня и дала временный пин-код 1278. Юра вставил пластиковую карточку-ключ в ворота, и они открылись, пропуская нас в школьный двор размером 300 га. Но особенно меня поразило обилие флоры и фауны: здесь была собрана флора всего мира, что называется от сибирских елок и медведей до верблюжьих колючек и кузнечиков Австралии. Микроклимат каждого участка поддерживался специальными кондиционерами.
– Вообще-то мы здесь географию проходим, – пояснил Юра.
К “Лейпцигу” – двадцатиэтажной стеклянной башне – мы прошли через сосновый бор. У дверей каждый ввел свой пин-код. “Добро пожаловать”, – пригласил нас голос. Войдя вовнутрь, мы сразу же попали в маленькую комнату, оснащенную по последнему слову техники. Приборы лазерными лучами проверили, нет ли у нас при себе оружия, наркотиков, порнографических журналов. Позже я узнала, что в школу можно приносить только необходимые принадлежности: дискеты, бумагу формата А4 и электронные ручки для письма.
Вообще “Лейпциг” мало чем отличался от остальных двух комплексов Москвы. Эти двадцатиэтажные стеклянные общеобразовательные учреждения заменили собой сотни школ города и “поделили” его на три части. “Лейпциг” находился на окраине Юго-Восточного округа, “Малый университет” – Северо-Восточного округа, “Эрудит” – Западного. Каждый день школьные омнибусы, прикрепленные к определенным районам, развозят детей в школы.
Первый этаж “Лейпцига” напомнил мне биржу: шум, гам, разношерстная тысячная толпа учеников, снующих в раздевалки, кафе, тренажерный зал. Броуновское движение, одним словом. Юрик предложил мне переодеться в школьную форму. В “Лейпциге” мальчики обязаны носить строгие костюмы с галстуками, а девочки – деловые пиджаки и юбки. Цвет одежды соответствовал определенному уровню, которых в “Лейпциге”, как и в других учреждениях, было двенадцать и которые заменили классы. Так, первый уровень, т.е. первые классы, носил сиреневые костюмы, второй – красные, третий – коричневые и так далее. Причем цвет формы выбирался голосованием каждого уровня и разрешался только после консультации с психологом. Ведь то, что ты носишь, во многом влияет не только на качество учебы, но и на психику школьника. Юрий сменил свои джинсы и кроссовки на черный костюм с белоснежной рубашкой и галстуком. Мне пришлось облачиться в серое – цвет десятого уровня, после чего племянничек отправился на занятия.
У каждого ученика существует индивидуальное расписание, которое он составляет сам, а персональный компьютер в зависимости от его способностей и знаний хранит план обучения, по которому проходят ежедневные занятия. Составляют же учебные программы учителя-предметники. Можно сказать, что у каждого ученика есть свой личный преподаватель. Так, Юра мечтает стать космонавтом, поэтому большую часть времени в своем индивидуальном расписании он отводит точным наукам. Учителя естественных наук после консультации пишут для него учебный план, который потом вводится в память персонального компьютера. Юре остается только набрать пароль урока, который вызывается из главного компьютера, в его память занесен весь школьный материал. Однако каждый учащийся может внести новые знания в учебный процесс: школьники одиннадцатого уровня после двухгодовой работы обогатили биологию расшифровкой ДНК мамонта. Сейчас эти ребята ожидают поездку за границу для получения Нобелевской премии.
Полученный теоретический материал каждый ученик благодаря тому, что проблема оснащенности школ учебным оборудованием отпала, может закрепить на практике: начиная от опытов и заканчивая чем-то запредельным. Теперь всю теорию от химии до английского языка школьники могут закрепить на практике в виртуальной реальности. Как это сделала я на уроке истории, темой которого было “Правление Екатерины II. Быт крестьян”.
Нина Андреевна – учитель истории – покинула свой пульт, за которым она следит, как проходит процесс обучения класса из 10 учеников, и помогла мне попасть в XVIII век. Я одела очки и тут же очутилась в деревне Васильково Тверской губернии. Хоть я и оказалась младшим ребенком – пятой дочерью зажиточного крестьянина Павла Ивановича Мордвина, однако работала наравне со всей родней. Сейчас лето, самая напряженная пора: нужно успеть собрать хлеб не только со своего, но и с барских полей. Да, хоть мы и живем немного лучше наших соседей, но все-таки иногда приходится так тяжко. Отцу еще лет пять надо будет копить деньги, чтобы выкупиться. И как все-таки эти колосья режут руки! Неожиданно на экране появилась Нина Андреевна и предупредила, что урок подошел к концу. Через пять минут я уже сидела за своим столом и пила фито-сок, восстанавливающий утраченные силы. Можно только себе представить, что я испытывала в тот момент: мне казалось, что я побывала в сказке. Непередаваемые ощущения. Уж этот материал я точно не забуду.
Два дня из шестидневной школьной недели ученики “Лейпцига” обязаны посвятить тем предметам, на которые они мало обращают внимания. В течение учебного года оценки не ставятся, однако обязательные ежегодные экзамены все должны сдать хорошо. Желательно на С и D. Если же ученик что-то не поймет во время урока, то он в любой момент может вызвать своего преподавателя по электронной почте и проконсультироваться. Дополнительное образование каждый школьник может получить дома в Интернете, где в определенное время читают лекции по тем или иным наукам учителя и профессора университетов всех стран. Меня поразили отношения между учителями и учениками: они были друг с другом на вы и проявляли искреннее уважение.
Учебный день в “Лейпциге” начинается в 9.30 и заканчивается в 18.00. За компьютером школьники проводят максимум четыре часа. Урок длится 30 минут, затем 15-минутный перерыв с гимнастикой для глаз, массажем спины и физическими упражнениями. С 13 до 15 часов дня занятия продолжаются на улице – изучение окружающей среды. Остальные три часа школьники абсолютно свободны, однако им без сопровождения взрослых не разрешается покидать стен “Лейпцига”. В их распоряжении спортивные залы, бассейн, ролики, велосипеды, автошкола. По желанию ребята помогают археологам, работающим в черте города. И только тогда, когда родители вернулись с работы, школьные омнибусы развозят учеников образовательного комплекса “Лейпциг” по домам.
Джамиля САЙРАМОВА
Комментарии