Вступление в силу федеральных государственных образовательных стандартов для обучающихся с особыми образовательными потребностями вызывает немало волнений как со стороны образовательных учреждений, так и со стороны родителей детей с ОВЗ. Как подготовить особенного ребенка к обучению в обычных условиях и специалистов, способных обеспечить подлинное включение таких учеников в образовательный процесс? В школе №2107 эти вопросы решают комплексно.
В образовательной организации созданы все условия для инклюзивного образования. В дошкольных отделениях не первый год работают группы для детей с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития, нарушениями опорно-двигательного аппарата, один из детских садов специализируется на оказании коррекционной помощи незрячим детям. Помощником для родителей и специалистов в области инклюзивного образования стал и проект «Мамина школа» – летняя выездная школа родительского мастерства для семей, воспитывающих незрячих детей.В лучах солнцаОрганизатор проекта – учитель-дефектолог школы №2107, старший воспитатель дошкольного отделения «На Трифоновской» Елена Насибулова.- Сегодня достаточно много литературы в области тифлопедагогики, – говорит Елена Андреевна. – Но не все родители обладают силой духа, чтобы самостоятельно освоить эту информацию и научиться правильно ее применять. Нужно было создать такую систему, чтобы за короткий промежуток времени люди получали максимум знаний. Чтобы эти знания были объемны и, главное, была практическая направленность. Такой площадкой должна была стать «Мамина школа».«Мамина школа» – это зона спонсорской поддержки государственной политики дошкольного коррекционного образования. Финансирование полностью ведется из внебюджетных источников, за счет спонсорских средств.Несмотря на то что основу проекта составляют сотрудники и воспитанники многопрофильного образовательного комплекса «Школа №2107», «Мамина школа» открыта для всех. Это международный проект. Он объединил семьи и специалистов России, Украины, Белоруссии, Грузии, Прибалтики, Казахстана, Польши. Местом встречи стал расположенный в Евпатории спортивный центр «Эволюция». Здесь на берегу Черного моря создана уникальная инфраструктура для лиц с ограниченными возможностями здоровья.Специалисты работают с детьми раннего и дошкольного возраста. Это наиболее значимый период формирования личности, когда малыш учится понимать окружающий мир, закладываются основы его физического и психического развития. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Но, как правило, родители оказываются неподготовленными к появлению у них особенного ребенка. Пытаясь в первое время решать чисто медицинские вопросы, искать лучших врачей, которые помогут малышу вернуть зрение, они упускают из виду многие важные нюансы в его воспитании. В школе родительского мастерства специалисты, работающие в государственной системе образования, знающие и ФГОС, и систему подачи материала, помогают папам и мамам открыть в себе и педагога, и реабилитолога.Ограничений для семей, желающих попасть в «Мамину школу», нет. Достаточно подать заявку на сайте проекта. С детьми проводится предварительное анкетирование по методике, разработанной немецким тифлопедагогом Михаэлем Брамбрингом. Исходя из анкетных данных, готовится программа смены.Работать в командеПроект стал реальной школой для родителей, в которой они учатся открывать мир своему ребенку, доверять ему и верить в свои возможности. Наряду с классическими учителями, такими как дефектолог, логопед, психолог, арт-терапевт, музыкальный терапевт, экспресс-занятия ведут специалисты по зрению, ориентировке в пространстве, песочный терапевт и специалист по сенсорной интеграции. В рамках проекта с детьми также работают физический реабилитолог, врач-остеопат, массажист.Смена длится в среднем три недели. На каждую семью разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут. График работы плотный. В первой половине дня проводятся индивидуальные занятия в связке «ребенок – родитель – специалист». После обеда работать с детьми выходят волонтеры, а мамы и папы отправляются на лекции, мастер-классы, коллоквиумы, которые ведут специалисты проекта. Затем волонтеры приводят малышей, и начинаются подгрупповые занятия. Перед ужином остается буквально час, чтобы дойти до моря, хотя оно и очень близко – 50 метров от корпуса. После ужина волонтеры снова встречаются с малышами, а родители идут на тренинги с психологами. Их «школьный день» заканчивается в 21.30. В таком режиме «Мамина школа» работает три дня подряд. Четвертый день отводится на отдых для всех участников проекта.Ирина Такоева на проект приехала впервые.- И я увидела, на что способен мой ребенок. До проекта я жила с иллюзией, что мой ребенок особенный, ничего не может. Теперь у меня полностью поменялась стратегия воспитания, мы делаем большой акцент на самостоятельность. Волонтеры и преподаватели – прекрасные люди. И хотя дочь посещала этот детский сад, со многими я была знакома и раньше, на проекте увидела всех совершенно с другой стороны, в более свободной обстановке. Мы стали как одна большая семья.По словам Ирины, ее девочке проект дал многое и в плане физического развития. Теперь мама знает, как правильно делать с ней зарядку, работать над походкой и осанкой. Значительно улучшилась речь.Открытием стало, что дочка любит танцевать и у нее это неплохо получается. Плюс – это бесценное общение с другими детьми. Обычно такие дети замкнуты и тяжело идут на контакт. А на проекте у девочки впервые появилась подружка.- За три недели произошел такой скачок в развитии ребенка, который мы даже не могли и представить, – рассказывает Ирина. – Но прежде всего многому научилась я сама. И дочь ко мне стала относиться не как к маме, которой можно только поплакаться, но и увидела во мне учителя.Как и все родители особенных детей, все эти годы Ирина испытывала внутренний кризис и тревогу за будущее.- А «Мамина школа» помогла мне успокоиться. Я увидела в своей дочери обычного ребенка. Это очень нужный для нас проект. Я живу в Москве и могу хотя бы водить дочь в специализированный детский сад.Кузница кадров«Мамина школа» стала показательной площадкой и для специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В этом году, благодаря тому что школа №2107 заключила договор с Московским государственным психолого-педагогическим университетом, в «Маминой школе» проходили практику в качестве волонтеров студенты данного вуза. И здесь познакомились с той категорией детей и родителей, с которой им предстоит работать в будущем.По словам участников «Маминой школы», проект дает массу возможностей и для состоявшихся специалистов инклюзивного и специального образования. Это и установление партнерских связей, и обмен опытом между профессионалами по реабилитации незрячих детей.- Это наша внутренняя базовая площадка для самообразования и повышения квалификации, обучения работе в междисциплинарной команде, – говорят сотрудники школы №2107.Меняется и внутреннее отношение педагогов к профессии.- Если сравнивать проект с коррекционно-развивающими занятиями в детском саду, то они кардинально различаются, – говорит психолог дошкольного отделения «На Трифоновской» школы №2107 Марина Шилова. – Здесь родители – наши помощники, они благодарны нам и четко мотивированы, стремятся получить как можно больше информации. И ты испытываешь внутреннее удовлетворение, что можешь помочь и направить родителей, чтобы у них сформировалось позитивное мышление и вера в своего малыша.- Для нас такие проекты, как глоток свежего воздуха, – говорит Елена Насибулова. – Они хороши тем, что спасают от педагогического выгорания. Проект – это твой выбор. Это выбор твоего пути.
Комментарии