Счастье быть вместе: семейный детский сад
Первые семейные детские сады как поддержка многодетных родителей появились в Москве в 2007 году. И с каждым годом их становилось все больше. В школе №536 таких садов 18. Сегодня их посещают 73 воспитанника.
И это не только родные дети воспитателей. В такие мини-группы ходят дети из других семей, которые в силу своих индивидуальных особенностей не смогли адаптироваться в массовом саду, но которым необходимо общение и развитие. По словам мамы-воспитателя Татьяны Фетисовой, именно в семейном детском саду можно реализовать индивидуальный подход, учитывая способности и возможности каждого ребенка. Ведь именно мама лучше поймет состояние своих детей и сумеет подстроить весь ход занятия под их конкретные потребности.
Чтобы мама стала мамой-воспитателем, ее нужно ввести в профессию. Для этого маме-педагогу (или папе) предоставляется полный комплект методических рекомендаций по ведению занятий. Специалисты Консультативного центра по поддержке семейных детских садов знакомят родителей с образовательной программой, нормативными документами, инструктивно-методическими материалами, формами, методами и средствами работы с детьми дошкольного возраста, особенностями организации предметно-развивающей среды.
– Опираясь на утвержденные программы, мама-воспитатель имеет возможность подобрать более подходящие ее детям и их интересам методы и подходы. Также образовательная организация, в которой я работаю, регулярно предоставляет возможность пройти курсы повышения квалификации. За время своей работы я прошла 4 таких курса. И хотя по основному образованию я педагог, каждый раз я узнавала что-то новое и полезное. А главное – могла сразу же применить все полученные знания на практике со своими детьми, – рассказывает Татьяна Фетисова.
Педагоги и специалисты дошкольного учреждения по мере необходимости консультируют нового воспитателя, помогают накапливать базу дидактических пособий, привлекают к профессиональному общению. Такой подход стимулирует у педагога семейного детского сада потребность в совершенствовании своих профессиональных знаний и умений. Воспитатель семейного детского сада приводит детей на занятия в детский сад и сам учится приемам и методам подачи знаний в разных по возрасту группах. Кроме того, воспитанники семейных детских садов имеют возможность пользоваться всей школьной инфраструктурой: музыкальным и спортивным залами, кружками и секциями. По словам Татьяны Фетисовой, у мамы – воспитателя семейного детского сада помимо финансовых есть еще несколько неоспоримых преимуществ – ей не приходится разрываться между работой и детьми, у нее не возникает чувства вины за то, что она мало проводит с ними времени.
Семейные детские сады не оторваны от общешкольной жизни – они активно участвуют в различных мероприятиях, фестивалях и проектах, становятся дипломантами и лауреатами профессиональных конкурсов. С 2017 года семейные детские сады школы №536 стали участниками проекта «Ребенок в мире без границ». За это время педагоги разработали цикл интегративных занятий и досугов «Детский экспресс в Болгарию», «Занимательная география», «Откуда возникли буквы», «Кремль», «Кукольный сундучок», совместно со своими воспитанниками изготовили лэпбуки «Россия – Болгария», проводили открытые занятия для педагогов и директоров детских садов Болгарии. Педагоги семейных детских садов регулярно участвуют в проектно-исследовательской деятельности, открытых просмотрах, мастер-классах. Уже традиционными стали «Рождественские вечера», «Масленица», «Музыкальные гостиные», «Научные опыты», в которых активное участие принимают все члены многодетной семьи.
– У семьи появляется больше возможностей для совместных прогулок, посещения театров, музеев. Ведь в распоряжении мамы не только выходные, в которые, как правило, нужно успеть постирать, приготовить, убрать в квартире на всю следующую неделю, но и будни, когда в парках, на выставках не так многолюдно. К тому же различные социальные организации города Москвы предлагают многодетным семьям самые разнообразные мероприятия и экскурсии на бесплатной или льготной основе, как раз в рабочие дни, чем мы с большим удовольствием пользуемся, – делится своим опытом мама-воспитатель.
Кроме того, говорит Татьяна Фетисова, помимо овладения дошкольной программой дети в семейном детском саду получают бесценный опыт жизни в семье. Они делят с родителями все дела, заботы и хлопоты, учатся общаться с младшими и старшими, мирно решать конфликты. И эти навыки, безусловно, пригодятся им во взрослой жизни. И, пожалуй, одно из главных преимуществ – семейное воспитание очень сплачивает семью.
Жанна РОМАНОВА, методист школы №536;
Елена КОЧЕТКОВА, педагог-психолог школы №536
Комментарии