Наталья ЗАГРЯДСКАЯ, учительница начальных классов, мама четырех детей: – Судьба распорядилась так, что мой педагогический и родительский стаж почти совпали. Старший сын Антон родился, когда я училась на третьем курсе Ленинского пединститута, а когда пришло время защищать диплом, дочке Маше исполнилось уже полгода. На защите диплома заведующая кафедрой физики отметила, что у студентки Загрядской не только великолепный диплом, но уже подрастают двое детей, на что придирчивая доцент по алгебре сказала: «И что, дети не пострадали?» С того времени прошло почти двадцать лет, но часто вспоминаю эту фразу. Наверное, оттого, что чрезвычайно трудно совмещать общественно значимую деятельность и родительский труд, а добиться и успеть в жизни хочется многого!
Я с самого детства привыкла делать многие вещи, забыв слова «не хочу», помня, что важнее слово «надо». Мне всегда так говорил папа, но сейчас, к сожалению, молодые родители и современные дети не применяют это правило в жизни, хотя оно лучшее лекарство от лени.
Да, было очень тяжело: от бессонных ночей, огромного объема предметов, спецкурсов, ведь институт был дневной, но мыслей бросить учебу у меня не возникало. Именно тогда стало понятно и осязаемо: главное в жизни – это семья. Менялся круг общения, появлялись и отдалялись друзья, но близкие родственники всегда были рядом. Институт семьи был для меня прочным и надежным. Мои родители работали, родители мужа жили в другом городе. Да и сам он, молодой лейтенант, был распределен в подмосковное Барыбино, приезжал домой в лучшем случае поздно ночью или на выходные. Но даже при таких обстоятельствах он стирал пеленки и качал кроватку.
Мои бабушка и дедушка, дядя и тетя не отказывались посидеть с детьми, очень помогал мой младший брат, который в то время еще сам учился в начальной школе. Несмотря на все трудности, мне осознанно хотелось после окончания института родить третьего ребенка, хотя отношение родных к моему решению был неоднозначное.
Иришка родилась, когда Маше исполнилось год и два месяца, следующие три года пролетели как одно мгновение. Дети росли, вскоре остро встал жилищный вопрос, мы жили впятером в одной комнате, мама, папа и брат занимали еще две. Но судьба сделала очередной зигзаг, и мы стали счастливыми обладателями трехкомнатной квартиры в новостройке в Марьино. Жизнь изменилась для всех: девочки пошли в детский сад, Антошка стал первоклассником, а я прибавила к материнским хлопотам заботы учителя первого класса в Марьинской школе.
Шел 1995 год, только преодолели все трудности экономического кризиса начала 90-х, как муж неожиданно остался без работы. Учительская зарплата, трое детей, новая пустая квартира, но даже это теперь вспоминается по-доброму, просто как очередное испытание судьбы. Ночами муж зарабатывал деньги в качестве таксиста на нашей «четверке», а днем искал работу. Я вставала рано утром, ставила тесто, пекла плюшки, которые у нас забирало одно частное кафе, и уходила на работу. Жизнь продолжалась, мы делали все, чтобы дети были счастливы и уж ни в коем случае не пострадали от сложившейся ситуации.
Начав работать в школе, я сразу поняла, что это мое! Любовь к детям, желание побольше узнать и поделиться знаниями с учениками, разгадать и найти подход к каждому из моих учеников, осуществлять эти задачи вместе с родителями стали тогда и остаются до сих пор самыми важными критериями в моей педагогической деятельности.
Мой сын Антон был моим учеником в начальной школе, потом и дочери пришло время идти в первый класс. Тут и встал вопрос – плохо это или хорошо, верно ли педагогически – учить своего ребенка? Конечно, решение этого вопроса индивидуально, но неоднозначно. Примеры такого опыта были, мой младший брат как раз учился в классе моей мамы. Но характеры моего сына и брата отличались разительно. Теперь, выучив и дочку, и сына, я понимаю, что это были земля и небо, как в принципе и все ученики индивидуальны, так это проявилось и в обучении собственных детей.
Положительным было то, что я была полностью в курсе и учебного, и воспитательного процессов, знала их слабые и сильные стороны, поэтому и дома, и в школе проводила одну стратегическую линию, но это одновременно было моим слабым и уязвимым местом. Родители судят об успехах и промахах своих детей по их оценкам и отзывам учителя и очень часто по рассказам одноклассников, что нередко приводит к различным проблемам. Я же видела ситуацию изнутри, мне приходилось оценивать успехи и промахи своих собственных детей и как матери, и как педагогу в постоянном сравнении с другими. А ведь каждому родителю понятно, что достижения и неудачи детей воспринимаем не так, как свои собственные. Именно тогда у меня выработалась определенная линия отношений с родителями, когда я прежде всего ставлю себя на их место, относясь к их проблемам и удачам с детьми так, будто они мои собственные.
Думаю, что моим ученикам и детям повезло, об этом я сужу, продолжая общаться с ними через многие годы. Благо теперь есть и мобильная связь, и интернет, а замечательный сайт «Одноклассники» позволяет и видеть своих бывших учеников, и напрямую общаться с ними. Очень трогательные сообщения с их воспоминаниями о деталях и событиях, которые я успела подзабыть, дают основание надеяться, что время, проведенное с ними, оставило в их душе добрый след. Да и не могло быть иначе: ведь во все мероприятия, экскурсии и сам учебный процесс я вкладывала душу, не жалея ни сил, ни времени. Дети никогда не делились для меня на моих и чужих, они все были мои, любимые и родные.
Думаю, многие родители и педагоги согласятся со мной, что для семей с двумя и более детьми – великое благо, если дети обучаются в одной школе. Преемственность между учителями и родителями, знание тех или иных семейных тонкостей значительно облегчают воспитательный процесс и упрощают взаимодействие семьи и школы. Мне в этом повезло: все дети учились в одной школе, с мудрым директором, доброжелательным и сплоченным педагогическим коллективом, в такой обстановке и работать, и учиться одно удовольствие. Поэтому когда я решила рожать четвертого ребенка, одновременно созрело решение не оставлять своих учеников, а значит, и любимую работу.
Родить ребенка в сорок лет и в двадцать – разница грандиозная, тут сильны и физический, и социальный факторы. Молодость, энергичность, отсутствие опыта и материального благополучия против прожитых лет, обогащенных опытом, возможности дать ребенку все самое лучшее отличали появление старших и малыша. Опять пришла на помощь вся семья. Мама согласилась взять отпуск по уходу за ребенком (спасибо правительству за такую возможность), и я, работая до дня родов, смогла после рождения Тимофея через две недели выйти на работу. Мои старшие дети с необыкновенной нежностью и любовью относятся к младшему братику, а муж говорит, что никогда не испытывал ничего подобного в своих отцовских чувствах. Ребенок любимый и желанный – счастье и радость для всех, но и труд неимоверный. В наше время для малышей есть все, но и малыши сегодня особенные, гиперактивные. Наш – гиперактивный даже по ночам, а ведь в восемь тридцать у меня уже уроки. А еще есть тетрадки, классное руководство. Родители могут меня понять, а ученики – нет. Поэтому малыши – спать, а я – за тетради и подготовку к урокам, ведь сама сделала свой выбор.
Счастье материнства – вознаграждение за круглосуточный тяжелый труд, бессонные ночи, ограничение свободы деятельности, постоянные заботы и тревоги. Но обезоруживающая искренняя улыбка малыша заставляет забыть свою усталость, побороть все сомнения. Также происходит и у учителей: какое бы ни было настроение, какие бы неприятности ни приготовила нам судьба, доброжелательные детские улыбки, сияние десятков глаз наших учеников заставляют забыть про неприятности, питают нас своей положительной энергией и энтузиазмом.
Сейчас моему старшему сыну 19 лет, через несколько месяцев он наденет лейтенантские погоны, одна дочь учится в медицинском колледже, другая заканчивает 11-й класс, Тимофею в декабре исполнился год, и я уже посчитала, что он попадает ко мне в первый класс. Думаю, что мы поладим, энергетика Стрельцов позитивна и доброжелательна.
Наша семья всегда была самодостаточной, я не любила ходить, просить, добиваться как многодетная мать льгот и различных благ, но когда родился четвертый ребенок, мне стало обидно от разницы в сумме выплат молодым матерям и женщинам после тридцати, которые приняли решение осознанно и не надеются на материальную помощь дедушек и бабушек-пенсионеров. Жилищный вопрос решить практически невозможно: нас шесть человек в трехкомнатной квартире, деньги, вложенные в жилье три года назад перед рождением ребенка, вернуть не удалось. Копить на новое жилье, цены на которое растут постоянно, абсурдно. А ведь скоро создавать семьи моим детям, вить свои гнезда будет очень проблематично. Обеспечить жильем одного ребенка еще можно, а четверых? Вопрос риторический.
Современное общество не должно руководствоваться старинной поговоркой – в тесноте, да не в обиде. Думаю, что жилищный вопрос для многодетных семей должен быть рассмотрен на государственном уровне так же серьезно, как предоставление льгот на приобретение жилья молодым семьям. Возраст совершеннолетия детей в многодетной семье должен быть возрастом одновременного приобретения ими материальных благ. Надо дать таким детям возможность создать свой очаг, у которого могла бы собраться такая же большая семья, в которой росли они.
Хочу пожелать и учителям, и родителям терпения, а школе – создать условия для родительского терпения: любить своих учеников, воспитывать их разумно, обучать всесторонне.
Комментарии