На ком большая ответственность за воспитание подрастающего поколения – на семье или на школе? Каковы точки соприкосновения родителей и педагогов?
В каждом доме время на общение с детьми отмеряют разными порциями. Больше всего его достается малышам. Но ребенок растет, и времени ему уделяют все меньше. Далеко не все родители понимают, что задиристый подросток, непослушный и непоседливый, очень ждет, чтобы мама и папа поговорили с ним, успокоили, поддержали.
Найти время для ребенка в нашем стремительном мире порой невозможно. Родители работают иногда по 12 часов в сутки, а то и больше.
Мы не вправе винить родителей, стремящихся одеть и прокормить своих чад. Они страдают, но сделать ничего не могут и постепенно перестают интересоваться делами друг друга.
А не школа ли объединяющее звено между детьми и взрослыми? Однажды мне пришла в голову мысль пригласить родителей моих пятиклассников на внеклассное занятие. Наверное, ничего бы и не произошло, если бы они просто на нем поприсутствовали. Но интуиция подсказала привлечь их для совместной работы с детьми. Результат превзошел все мои ожидания! Мамы обсуждали предложенную им проблему с поразительным энтузиазмом. На занятии я использовала разные формы комплектования групп: родители (закрытая группа), родители совместно со своими детьми. Все занятие дети и взрослые не могли наговориться, так им хотелось общаться. По словам ребят, обсуждение продолжалось и дома.
И тогда я попробовала пригласить родителей на обычный урок математики. Огромный жизненный опыт взрослых может сыграть решающую роль в формировании положительной внутренней мотивации ребенка на изучение вашего предмета.
«Мама! Пора в школу!» Они шагают вместе со мной – два белобрысых мальчугана. На уроках называют меня Татьяной Михайловной, но иногда, забывшись, мамой! Не в моих силах стать всем мамой, но я могу сделать так, чтобы мама появлялась в школе как можно чаще. И не просто приходила, а общалась со своим ребенком.
Теперь мои ученики уже заканчивают девятый класс. Большинству из них удалось сохранить доверительные отношения с родителями. Я благодарна взрослым за то, что они нашли в себе силы преодолеть страх и смогли помочь себе и детям сохранить ту нить, которой связала их сама природа, но главное понять, что призыв «Мама, пора в школу!» обращен ко всем нам – учителям и родителям.
Татьяна ШУШКОВА, учитель математики Подболотной СШ, лауреат пятого конкурса «Учитель года Вологодской области»
Комментарии