search
main
0

«Мама, меня повысили!». Олег Скотников из Свердловской области стал самым знаменитым воспитателем 2013 года

Когда объявили победителя IV Всероссийского конкурса «Воспитатель года-2013», Олег Скотников, единственный в этом году мужчина-участник, был рад, но явно смущен. Получив Хрустальную жемчужину, он не остался стоять посредине сцены, а быстро вернулся в строй десятки лауреатов, откуда вышел получать награду. Это было необычно…

– Слава, почести, популярность – это, похоже, не для вас?- Да, я люблю, когда все спокойно, размеренно, по режиму, по часам, по минутам. – А почему в вашей жизни появился конкурс «Воспитатель года»? Он явно не имеет ничего общего со спокойной, режимной жизнью …- Надо иногда встряску себе давать. Не часто, но изредка.- Что привело на конкурс?- Я бы сам не пошел. Но Ольга Викторовна Толстикова, доцент кафедры Института развития образования Свердловской области и председатель аттестационной комиссии, увидела меня и весной этого года предложила поучаствовать. Говорит: «Подумайте 10 минут». Я колеблюсь, а Ольга Викторовна: «Я по глазам вижу, что хотите. Все! Начнем готовиться». И начали готовиться. На регионе я с хорошим отрывом выиграл. Но, к сожалению, у нас областной конкурс проходит в неудачное время, не весной, как в большинстве регионов, а в сентябре. Поэтому подготовка к финалу шла в авральном режиме, всего две недели. Например, мне позвонили в пятницу, сказали – в понедельник должен быть готов сайт. Спасибо, коллега помогла, сделали за одну ночь и полдня… – Как вы поняли, что хотите быть педагогом? Как это к вам пришло?- В детстве я мечтал быть артистом или певцом. Любил петь. В юности, еще перед службой, освоил гитару. В то время было нонсенсом, если кто-то не умел играть на гитаре. Я приходил в час из школы, брал гитару, не переодевшись, не поев, и до прихода родителей с работы в половине пятого играл. Это время у меня пролетало, как пять минут. – А когда дело подошло к окончанию школы и нужно было выбрать серьезную профессию…- В 8-м классе я по настоянию родителей пошел в металлургический техникум. Четыре года отучился в техникуме, а затем поработал немножко на заводе, на металлургическом стане. Сначала мне было интересно. А потом была служба в замкнутом пространстве – на подводной лодке. Стал думать: «Неужели я всю жизнь буду стоять около этого металлургического стана? Не надо мне этого». Меня всегда привлекала работа с людьми. Меня на службе тут же поставили командиром отделения. И у меня была музыкальная группа. Мы такие концерты давали!Во время службы с другом надумал поступать в Свердловске в педагогический. Только в этом вузе был такой экспериментальный факультет – учитель начальных классов и воспитатель в интернатных учреждениях. Потом его закрыли. У друга по семейным обстоятельствам не получилось. А я поступил. На первом курсе сразу же организовал свой педотряд. Мы нашли детский дом в Первоуральске и стали ездить к деткам. Организовывали концерты, ездили вместе с детьми в трудовой лагерь. Вроде бы все хорошо. Но посмотрев изнутри эту систему, я увидел, что она очень закрытая, жесткая. Меня все это оттолкнуло. Хорошо, что у меня была вторая специальность – учитель начальных классов.- Вас не смущало, что это в основном женская специальность?- В то время, в конце 80-х, был очень популярен Шалва Амонашвили, как и сейчас, впрочем. Он приезжал к нам в Екатеринбург. Мы на его семинары ходили, с открытыми ртами слушали. Вместе со мной учились еще три молодых человека. Сейчас, наверное, уже нет парней на педфакультетах… – А почему все-таки мужчины не идут работать в школу, детский сад? Потому что не принято?- И поэтому тоже. Я, честно говоря, поначалу сам стеснялся говорить, где я работаю. Еду в поезде, начинаешь общаться с соседями. Мужики рассказывают о своих мужских профессиях и спрашивают, кем я работаю. Я думаю: скажу, что воспитателем, не поймут. Сейчас уже не стесняюсь. Говорю: «Работаю в детском саду». И, во-вторых, мужчине доверить ребенка не каждая мамаша решится. Мне верят. Они видят, что ребенок доволен, что он бежит в садик. Мне родители говорят: «Мы в разные центры подготовки к школе ходили, он никуда не хочет. Только к вам. Что вы с ним делаете?»- И вот вы окончили вуз. Куда затем?- На третьем курсе я женился на однокурснице, с которой сидел за одной партой, у нас родился ребенок. Жена ушла в декрет. Мне приходилось посещать все лекции, все тщательно записывать, чтобы она потом изучала конспекты. Наверное, и из-за этого я получил красный диплом. Сейчас супруга заместитель директора по начальным классам в гимназии. По рекомендации нашего декана мы по распределению поехали в Новоуральск, закрытый город. Меньше чем через год получили бесплатно двухкомнатную квартиру. Со школой нам тоже повезло. Зав. гороно сказала нам: «А хотите поработать на экспериментальной площадке «детский сад – школа»?» На первом этаже детский сад, на втором школа. Все отлично – мы работаем в начальной школе, ребенок ходит в этот же детский сад.Через два года, это был уже 1994-й, у нас появились первые компьютеры, даже в Екатеринбурге еще не было. Закупило наше богатое градообразующее предприятие. Кому их осваивать? Конечно, технику поручили мне, единственному мужчине. Я стал параллельно работать на классе и вести информатику, а потом только информатику для младших школьников. И еще был организатором внеклассной работы, все праздники на мне. Что мы там творили! Можно книжку написать. Ввели валюту, «дюжики» назывались. Ребенок мог заработать – принести ненужную игрушку, сдать ее в магазин. Интеллектуальное казино у нас было… Десять лет, до 2003 года, все было прекрасно, а затем оказалось, что градообразующее предприятие не может содержать наше учебное заведение. Прошло сокращение штатов. Мне пришлось уйти, стать воспитателем группы продленного дня в той же школе. А через два года открылся коррекционный детский сад после капительного ремонта, а в нем – новый компьютерно-игровой комплекс. Мне предложили работу, я ушел туда. Это тот самый детский сад №37 «Лесная сказка» для детей с нарушениями речевого развития – структурное подразделение детского сада комбинированного вида «Страна чудес», где я сейчас работаю. Такой детский сад один на город, дети проходят комиссию, чтобы попасть к нам. – А чем ваш детский сад отличается от обычного? Как он работает?- У нас в группах всего по десять детей. В каждой группе есть логопед, который проводит не только групповые, но и индивидуальные занятия с каждым ребенком. Детям делают массаж. Психолог есть.- Отличаются малыши-дошкольники от младших школьников?- С малышами надо играть. Я сразу очень увлекся методикой А.З.Зака. Взял его идею перемещения по девятиклеточному полю, но придумал свою дидактическую игру – «Колобколандия». Поселил в каждую ячейку какой-то сказочный образ, в том числе Колобка, появился сказочный сюжет. Ребенок двигает персонаж по клеткам, затем двигает и проговаривает свои действия, потом делает это уже только мысленно, следя глазами, и наконец с закрытыми глазами, уже без опоры. В детском саду я работаю 8 лет, а «Колобколандия» существует 6 лет. Есть такая игра – «Переставь карточку». Я думал, как ее малышам дать. Возник сюжет «Хитрые лягушата». Три лягушонка – зеленый, оранжевый, желтый – лежат на листочках своего цвета. И как-то раз они увидели цаплю. Они так испугались, что даже не могли шевелиться. Цапля подошла, посмотрела и пошла дальше. «Как вы думаете, почему она их не заметила?» – спрашиваю детей. «Потому что они слились с листочками своего цвета». И лягушата поняли, и дети поняли. Но лягушата не могут все время сидеть на листочках. Бывает, один лягушонок купается, а другой занимает его место. «Бывает так?» – «Бывает!» – «Давайте научим лягушат быстро занимать свои места! Какой лягушонок должен первым прыгнуть и куда?» Дети решают задачу. А потом я ее усложняю… – А если малыши не сразу понимают, как быть?- Это даже интересно! Не поняли с первого раза, начинаю анализировать, почему. Делю подачу темы на мелкие шажочки. В итоге у меня выстроилась программа, где есть разные варианты. Для детей, которые быстро схватывают, и для ребят, кому надо подавать тему, разбив на мелкие-мелкие шажочки.- Сейчас у вас дети какого возраста?- Подготовишки. – А в чем особенности этого возраста?- Им все интересно. Им хочется помогать окружающим. Это для них важно, как и для нас, взрослых. Кому-то помогли – и сами стали намного выше в нравственном плане. – Как проходит день в вашей группе? Чем занимаетесь с детьми, кроме «Колобколандии?»- Постоянно идет смена видов деятельности. Ребенок не успевает уставать. До «Колобколандии» он написал письмо. Потом поиграли в подвижную игру. Позанимались математикой – треугольниками. Затем 10 минут на компьютере. У меня четыре основных блока. И каждый блок идет в своей системе. В старшей группе начинаю с «Хитрых лягушат», потом переходим на «Колобколандию», и параллельно идет работа с палочками по образцу. – Есть требование ФГОС для дошкольников – чтобы дети были самостоятельными исследователями. Способны они на это?- Способны! Я провел эксперимент. Дал детям задание на компьютере, они его сделали, но я оставил их около компьютера. Некоторые просто сидят и ждут, когда будет новое задание. Но есть инициативные дети. Ребенок видит, что в программе Paint есть и другие инструменты. Он попробовал. Другие дети увидели: «А мы тоже так хотим! А как ты это сделал?» И началось обучение. Я стою рядом, смотрю. Все! Они начали творить. – Не возникает усталости от работы? Дети – шумный народ…- К концу года устаю, конечно. Хорошо, что нам два месяца дают отдохнуть. Но во время отпуска начинаю скучать по детям. И новые идеи появляются. Сейчас чувствую, надо что-то менять. Думаю, нужен объемный конструктор, типа «Лего». Мне нравятся шахматы. – А детям нравится?- Да! А летом мы под гитару поем. Июнь еще рабочий. Хожу по участку, играю на гитаре, поем. Им нравятся мои песни.- Вы сами песни пишете?- Я накладываю свою музыку на стихи детских поэтов. У меня есть песни на стихи Романа Сэфа, Эммы Мошковской, Андрея Усачева. У меня сейчас около 40 песен. – После конкурса вам явно нужен отпуск. И отпраздновать событие надо с родными.- Мои родители мне сказали, когда узнали, что я стал воспитателем: «Олег, чего тебя так понизили?» И каждый раз, когда приезжаю на родину летом, меня спрашивают: «Ну что, ты еще в детском саду работаешь»? – Ну теперь они точно будут вами гордиться!- Я тоже так сегодня подумал. Приеду, скажу: «Мама, меня повысили!»

Оксана РОДИОНОВА, фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте