Конкурсное мероприятие «Педагогический совет» – это творческая работа конкурсантов в коллективе единомышленников. Это узнавание – пусть и виртуальное – друг друга, это кипение споров на форуме официального сайта конкурса «Учитель года России» (teacher-of-russia.ru), это постепенное осознание того, что проект обретает содержание и облекается в форму. И, конечно, надежда, что твое детище может быть полезно кому-то еще.
Тема первого педсовета первой группы – «Информационная поддержка педагогов, работающих с одаренными детьми», – безусловно, благодатная, но и коварная тоже. Этот подвох хорошо сформулировали во время обсуждения на форуме сами авторы проекта (Лариса Ким, Елена Клименко, Вера Краснова, Марина Кунаш, Вадим Муранов, Наталья Никифорова, Валентина Павлова, Ольга Преловская, Николай Пугачев, Наталия Чернова): сайтов по работе с одаренными детьми, как и специальных программ, более чем достаточно, так зачем создавать еще один портал? И сами же нашли на него ответ: информация по этой теме в Интернете разрозненна, а главное, излишне теоретизированна, не хватает практических рекомендаций педагогам для сопровождения одаренных детей.
Именно учителям, работающим с юными талантами, и предназначен интернет-портал, созданный группой. Там можно найти методическую помощь по конкретным предметам и, главное, включиться во взаимодействие с вузами – получить консультацию специалистов, прослушать видеолекции, отправить работу ребенка на экспертизу, получить доступ к лабораториям вузов и необходимому оборудованию для сложных исследований и т.д.
Отдельный раздел посвящен художественно одаренным детям, что особенно ценно для учителей-негуманитариев. Например, для Вадима Муранова, который привел конкретный пример необходимости сайта: в его классе есть мальчик-поэт, но сам Вадим Александрович в силу естественно-научных интересов стихи оценить не может, зато послать творчество ребенка на экспертизу специалисту-литературоведу – пожалуйста.
Другие важные направления работы портала – советы психолога (в том числе по включению в работу родителей одаренных ребят, а также тесты и тренинги), научное общество, летние профильные лагеря и смены и, конечно, форум для педагогов. На нем учителя, методисты и преподаватели вузов могут обмениваться опытом и сообща решать возникающие проблемы. Практическую ценность такого ресурса не могло не признать и строгое жюри испытания «Педсовет».
А вот впечатление от проекта «Дифференцированное просвещение родителей» (за авторством Нины Заварыкиной, Елены Ивановой, Алевтины Крюковой, Татьяны Мурыгиной, Ирины Сажаевой, Татьяны Спрыгиной, Людмилы Тарасовой) получилось не столь однозначным. Может быть, потому что, как заметил один из членов жюри, в проекте родители выглядели не субъектами активной деятельности, равноправными с учителями, педагогами, а, скорее, объектами, на которых направлена деятельность педагогов. Впрочем, это объясняется сложившейся в нашем обществе ситуацией: связь между школой и семьей носит односторонний характер, единственная форма их взаимодействия – родительские собрания. Учителя и администрация школ не владеют технологиями вовлечения семьи в дела школы.
Чтобы это положение исправить, учителя года предложили работать в нескольких направлениях: регулярно информировать и просвещать (этим будут заниматься педагоги, психологи, юристы), консультировать (авторы хотят создать межрегиональную консультационную линию на образовательном портале «Школьная планета» с привлечением руководителей образовательных учреждений, психологов, медиков и т.д.), обучать, а также оказывать социальную и психологическую помощь семье. Информационную поддержку проект планирует осуществить при помощи «Родительской газеты» – рубрики в «Учительской газете».
Проект рассчитан на два года, сейчас он на начальном этапе. Впереди еще разработка содержания – диагностических карт, программ просвещения, тренингов, лекториев и т.д. Сначала опыт просвещения родителей авторы проекта предполагают развивать в родном для всех в группе Сибирском регионе, а потом в случае успеха распространять и на другие территории России. А положительные, конкретные наработки в этой области уже есть.
Так, Татьяна Мурыгина рассказала о родительских клубах в Томской области. Собрания проходят в среднем раз в месяц. На них приглашаются юристы, диетологи и другие специалисты (из числа родителей и их знакомых), которые дают профессиональные консультации другим папам и мамам. Пока это делается безвозмездно, но в дальнейшем с выстраиванием системы дифференцированной работы с родителями предполагается приглашение специалистов с выплатой гонораров. Вообще бюджет проекта довольно серьезный – даже с учетом привлечения своих средств и усилий это 1801000 рублей. Одним из рисков проекта авторы как раз считают возможные трудности с финансированием (предполагается привлечение средств из региональных и муниципальных бюджетов, помощи предприятий – партнеров школ).
Тема третьей группы, по сути, продолжила предыдущую, еще более конкретизировав ее. Ведь что такое «Школа подготовки общественных экспертов»? Это форма взаимодействия с родителями, выступающими субъектами совместной деятельности. Свои цели и задачи амбициозные авторы проекта (Вера Бушкова, Марина Дягилева, Людмила Иванова, Лилия Коновалова, Медина Мадаева, Нина Панютина, Вера Пискарева, Людмила Сюкиева) сформулировали так: «Создание школы подготовки общественных экспертов как структуры, влияющей на решение образовательных задач в рамках сетевого взаимодействия образовательных учреждений». Разница между просто активными родителями и общественными экспертами, по мнению учителей, в том, что последние могут дать компетентную оценку качества образования. Это не просто частное, зачастую слишком эмоциональное, мнение, а анализ деятельности школы со знанием педагогических, психологических, юридических основ ее работы.
Как же родители смогут стать экспертами?
Для начала школа проводит тестирование и мониторинг потребностей родителей, а также выявляет среди них социально активных. Это происходит в творческих школах подготовки общественных экспертов, где пап и мам обучают различным умениям и знаниям специалисты – руководители управления образования, педагоги школ и вузов, сотрудники инновационно-методических центров, психологи, юристы, медики, специалисты общественных организаций. Заинтересованные родители проявляют себя, участвуя в мероприятиях творческих школ – в практикумах, «круглых столах», семинарах, конференциях. Параллельно со школами могут создаваться творческие группы по интересам – например, по здоровьесбережению детей. Их будут вести педагоги дополнительного образования или сами родители. Вторым этапом проекта должна стать собственно работа творческих школ – совместная деятельность учителей и родителей.
Такой опыт уже существует – в частности, в гимназии №47 города Кургана, где в рамках одного пока класса уже год действует школа подготовки экспертов. Участники – 18 родителей. Подводя предварительные итоги, один из авторов проекта – Лилия Коновалова сказала, что родители теперь могут предлагать конкретные решения для нестандартных ситуаций, даже подсказывать учителям конкретные методики. Также оказался успешным опыт работы родителей в качестве экспертов (в данном случае тренеров) по спорту и здоровьесбережению.
Ученики гимназии, где интеллектуальная нагрузка очень велика, стали больше, и главное – систематически, заниматься спортом. В школе проводятся многоборье, футбольные турниры для мальчиков и волейбол для родителей и детей (между девочками и мамами, к примеру). Эта спортивная работа распространяется уже на целую параллель. Общение, которое во время занятий спортом объединяет ребят из разных классов, как мыслят педагоги, поможет им во взрослой жизни избежать стресса социализации в новом коллективе. Ну а родители видят результаты своей работы. Да и многие проблемы после более тесной коммуникации стало значительно легче решать.
– Школе нужны даже не столько эксперты, сколько профессиональные помощники, – призналась Лилия Вячеславовна. – Чем больше людей, заинтересованных в развитии детей, тем больше возможностей раскрыть способности ребенка, а это то, ради чего мы каждый день ходим в школу.
В целом проект создания творческих школ подготовки общественных экспертов рассчитан на полтора – три года. Пока в нем участвуют 8 школ (по числу авторов проекта) из разных регионов, но у группы большие планы: распространять опыт сначала на школы своего города, потом области, а там, глядишь, вся страна осознает преимущество школ подготовки общественных экспертов.
Казалось бы, педсоветы самая «скучная», формализованная часть работы педагогов, но это новое испытание в рамках конкурса «Учитель года России» показало, что можно и нужно придумывать новые и преображать уже существующие формы, чтобы зажечься самому и зажечь других. Как тут не вспомнить о девизе одной из конкурсанток: «Работа должна приносить вам удовлетворение и осознание того, что мир в ней нуждается. Тогда жизнь станет раем или хотя бы приблизится к нему. Без этого – если вы ненавидите работу, считаете ее скучной, если она не нужна миру – жизнь может превратиться в ад» (Дюбуа).
Комментарии