У летних лагерей масса плюсов, каждый из которых связан с развитием самостоятельности, ответственности и навыков коммуникации. Но туда, где требуется выход из зоны комфорта и поиск новых стратегий поведения, приходят и сложности. Как снизить стресс у ребенка и как поддержать родителей? Какие навыки пригодятся педагогам и вожатым?
Психологи федерального научно-методического Центра толерантности и педагоги сети лагерей ГЕРОИ делятся советами и реальными кейсами, в которых правильный психологический подход позволил избежать конфликтов, слез и обид.
До поездки в лагерь
Первая поездка в лагерь может быть очень волнительным событием: радостные эмоции и переживания от расставания приходят порой одновременно.
Каждый ребенок реагирует на разлуку с родителями, новое окружение и правила распорядка по-своему, потому универсальных рекомендаций про «оптимальный возраст для поездки» и «оптимальный формат лагеря» нет. Кому-то хватает самостоятельности решать проблемы со сверстниками и в 8 лет, а кому-то и в 14 психологически сложно не общаться с родителями ежедневно.
История первая. Игнат, 10 лет
Мама Игната обратилась за консультацией еще в апреле. Рассказала, что мальчика очень интересуют стрелковые и альпинистские тренировки (часть программы Героев), но в сам лагерь он ехать отказывается. Среди страхов были конфликты со сверстниками в школе, которые могли повториться в лагере, и нежелание надолго уезжать из дома.
Папа мальчика попробовал поговорить с сыном, придерживаясь довольно жесткой позиции — «парню нужна социализация, новые друзья и научиться решать конфликты». Но это не помогло, а только усилило тревогу Игната: теперь он боялся не соответствовать еще и ожиданиям папы.
Задача педагогов в любой ситуации — не навредить ребенку. Людям любого возраста абсолютно нормально переживать из-за незнакомой ситуации. В этом нет ничего стыдного или неправильного.
Родителям, чтобы найти оптимальный выход, необходимо делать акцент не на требованиях, а на ценностях для самого ребенка:
- Согласиться с тем, что Игнат может испытывать самые разные эмоции.
- Рассказать, какие добрые приключения могут ожидать его в лагере. Можно даже выписать плюсы и страхи на бумагу в два столбика.
- Расспросить, чего именно боится Игнат, и предложить пути решения. Если в школе у ребенка была ситуация травли и выйти из нее не удалось, значит, не нашлось значимых взрослых, которые включились бы в ситуацию. Не нашлось свидетелей из числа одноклассников, которые не побоялись вступиться. Совершенно естественно, что теперь у Игната понижен уровень доверия и к взрослым, и к сверстникам. Чтобы преодолеть эту травму, мальчику нужна не «шоковая терапия» лагерем, а доверительный разговор, работа с самооценкой и коммуникацией. Летом у вас есть время на исследование этих важных навыков.
- Выразить ребенку свою безусловную поддержку и сказать, что в этом вопросе у Игната есть право голоса. Это его лето, его отдых. Если мальчик принципиально не хочет ехать — не стоит заставлять. Изучив программы лагеря, научившись решать конфликты и выражать свои эмоции, в следующем году Игнату будет куда комфортнее присоединиться к смене. Пока же можно попробовать другие форматы: лагерь выходного дня, дневные смены, тренировки.
Что обсудить с ребенком?
Занятия в лагере и ожидания
Поговорите с ребенком о различных мероприятиях, которые ожидают его в лагере. Будут общие походы в столовую, новые друзья, соседи по комнате, соревнования и занятия. Если ребенок едет первый раз, лучше заранее обсудить с ним возможные приключения, а также правила. Конечно, вожатые и педагоги расскажут обо всем в первый день, но с родителями некоторые вопросы обсуждать комфортнее.
Продолжительность лагеря
Объясните ребенку, как долго он будет оставаться в лагере, будь то несколько дней, неделя или дольше. Обсудите саму идею быть вдали от дома все это время. У ребенка должна быть возможность проговорить свои возможные страхи и опасения.
А еще обязательно скажите ребенку, что вы с папой/мамой будете скучать, но очень рады, что у него появилась возможность повеселиться и завести новых друзей. Поддерживайте позитивное отношение к лагерю, так как детям легко передается настроение взрослых.
Безопасность и правила
Подчеркните важность соблюдения правил и указаний лагеря. Да, обо всем этом скажут вожатые, но рекомендация, исходящая от родителей, имеет дополнительную ценность. Расскажите, как важно носить головной убор, много пить, следить за своей безопасностью и не стесняться обращаться к персоналу, если почувствуешь себя плохо.
Тоска по дому
Дети часто тоскуют по дому и родителям. Расскажите ребенку, что скучать по дому — это нормально. Есть очень вредный стереотип, что мальчикам не стоит выражать свои эмоции и плакать. Но испытывать любые чувства – правильно, не надо этого стесняться.
Обсудите еще раз, каким интересным может быть этот новый опыт. Поделитесь своими идеями и советами о том, как справиться с тоской по дому: можно привезти с собой фотографии или любимый брелок, звонить родителям, вести дневник или даже писать письма.
Уход и гигиена
Напомните ребенку о важности соблюдения правил личной гигиены во время пребывания в лагере. Это большой вызов для самостоятельности школьника: чистить зубы без напоминаний, принимать душ, использовать солнцезащитный крем и средство от комаров, менять белье. В лагере, когда знакомых взрослых рядом нет, многие стесняются обсуждать с вожатыми возникающие проблемы. Объясните, что в теме здоровья и безопасности стыдных тем нет вообще.
Связь с вами
Обсудите доступные варианты общения во время пребывания в лагере. Сообщите ребенку о любых конкретных правилах или рекомендациях, касающихся использования телефона или запланированных звонков. Заверьте ребенка, что вы будете доступны, чтобы поговорить и оказать поддержку, если это необходимо.
История вторая. Никита, 12 лет
В лагере Герои все телефоны хранятся у директора. Получить их дети могут вечером, после общелагерной сверки, чтобы позвонить родителям. Еще до начала смены каждый родитель получает памятку, в которой четко сообщается: второй телефон запрещен, а если ребенок будет замечен разговаривающим по часам, то будет отправлен домой за нарушение распорядка лагеря.
Многие родители постоянно повторяют, что хотят большей самостоятельности и ответственности от своих детей. Вместе с тем, они считают возможным нарушать правила лагеря: например, все-таки дать ребенку второй гаджет.
Когда телефон обнаружился у Никиты, педагог лагеря решила обсудить с ним ситуацию. Выяснилось, что Никита телефоном не особо пользовался, ему тренировки и программа впервые стали интереснее интернета, а насчет фото на память он не переживал — их и так постоянно делают вожатые для родительского чата. Телефон был нужен маме, которая привыкла во всем контролировать сына. Подросток спросил, что можно с этим сделать, признав, что ему стыдно нарушать правила, но и перед мамой тоже стыдно, ведь она просила.
Для начала педагоги связались с мамой подростка и объяснили всю ситуацию еще раз. Проговорили: ее эмоции (важно валидировать их), программу лагеря, состояние Никиты, важность соблюдения правил для развития ребенка.
15-20 минут вечернего созвона вполне хватает детям, чтобы рассказать о своих приключениях и опасениях. Стоит сказать, что спустя два-три дня с начала смены, время звонков сокращается по инициативе самих подростков, а среди тем обсуждений уже не столько вопросы, сколько впечатления.
После инцидента психолог лагеря провела дополнительное занятие с детьми на тему коммуникации и выражения своих эмоций, желаний и целей. Лагерь — это возможность для развития самостоятельности, и зачастую для этого важно показать родителям, что ребенок в состоянии принимать решения и брать на себя ответственность.
Контакты с педагогическим коллективом лагеря
Современный лагерь — это уже не просто еда, интересные кружки и отдых на природе. Это полноценная программа с учетом возрастной психологии, необходимости развивать гибкие навыки и таким же гибким подходом к организации коммуникации с родителями.
Среди вопросов, которые родители могут честно обсудить с педагогами лагеря еще на этапе приобретения путевки: особенности здоровья ребенка, коммуникационный опыт, негативный опыт травли (в любой роли: агрессора, свидетеля или жертвы).
Будет лучше, если родители сразу получат всю информацию о правилах, распорядке и способах коммуникации: как с ребенком, так и с администрацией лагеря.
Очень важный момент — ежедневное взаимодействие. Необходимо донести до мам и пап, что прямая обязанность педагогов и вожатых — забота о детях, но никак не психотерапевтическая работа с тревогами родителей.
История третья, Оля (13 лет) и мама Лена
Мама еще весной предупредила педагогов лагеря, что ее девочка очень тревожная, часто переживает, ссорится с подругами и нетерпима к чужому мнению. Елена очень волновалась за дочь. Оля же, тем не менее, довольно быстро освоилась в лагере и никаких признаков описанной тревожности в свободной для себя обстановке не проявляла.
Так как у детей на руках телефона нет, Елена спросила, можно ли ей будет ежедневно звонить вожатой, чтобы уточнять: нет ли проблем у Оли.
Директор лагеря… отказал. Но сделал это вежливо, чтобы не вторгаться в поле родительского авторитета, и вместе с тем снять тревожность:
- До старта смены в лагере проводится встреча с психологом для родителей. На ней можно обсудить все свои тревоги и не бояться осуждения за излишний или, наоборот, недостаточный контроль над ребенком.
- Записан специальный ролик, в котором рассказывается не о стандартных правилах безопасности, а о самостоятельности детей, важности дать им больше свободы для принятия решений.
- Чтобы персонал не отвлекался от своей непосредственной работы, создан специальный чат. В него ежедневно выкладываются фотографии и видео всех лагерных активностей, вожатые рассказывают о программе, планах и итогах дня, даже делятся меню. Это позволяет держать родителей в курсе происходящего.
Советы педагогам дневного или классического лагеря
Когда вы педагог, общение с родителями может быть иногда сложнее, чем общение с детьми. Постарайтесь заранее сформулировать для себя три принципа коммуникации: последовательность (если отвечаю только до 21:00, то не делаю исключений), эмпатия (чувства родителей значимы) и уверенность (эмоции мы можем переживать любые, но выбираем форму их выражения профессионально).
Активное слушание
Когда родители звонят и выражают свои опасения, постарайтесь внимательно их выслушать, не перебивайте и не вставайте в защитную позу при первых признаках несогласия. Проявляйте сочувствие и поддерживайте их чувства, признавая, что для родителей естественно беспокоиться о благополучии своих детей. Иногда этого согласия «понимаю, что вы переживаете» достаточно, чтобы тревожность улеглась.
Уверенность
Убедите родителей в том, что безопасность и счастье их ребенка являются вашими главными приоритетами. Поделитесь информацией о мерах безопасности лагеря, квалифицированных сотрудниках и протоколах действий в чрезвычайных ситуациях. Заранее покажите и расскажите, как устроен контроль, как создается насыщенная, но безопасная среда.
Делитесь новостями лагеря
Регулярно сообщайте родителям о мероприятиях в лагере, достижениях и общем самочувствии отдыхающих. Это можно сделать с помощью чата или закрытой группы лагеря в социальных сетях (чтобы подписаться могли только родители). Информируя родителей, вы снимаете их опасения и помогаете им чувствовать связь с новым опытом своего ребенка.
Установите определенное время для связи
Четко укажите часы для связи, одобренные каналы для нее и время ответа по электронной почте. Это поможет управлять потоком звонков и обеспечить структурированный подход к решению проблем. Проговорите с родителями список вопросов, которые ребенок вполне может решать самостоятельно: гигиена, настроение, споры с друзьями. Навык принятия решений развивается в ситуации, когда подросток знает о безусловной поддержке значимых взрослых, но при этом сам выбирает стратегию поведения.
Поощряйте участие родителей
Сейчас из-за мер предосторожности и последствий Covid-19 этот пункт затруднен, если речь идет о выездном лагере. Если вы педагог школьного дневного лагеря, то вовлекайте родителей. Организуйте семейный день, приглашайте мам и пап поучаствовать в соревнованиях, днях профориентации, волонтерских проектах. Так родители почувствуют себя частью среды, а значит будут проявлять к ней большее уважение и понимание.
Документируйте
Записывайте опасения родителей, действия, которые вы предприняли для их решения, а также любую предоставленную дополнительную информацию. Во-первых, это необходимо для вашей безопасности и репутации. Во-вторых, это позволит решать любые повторяющиеся проблемы быстрее.
Комментарии