Воспитание детей раннего возраста – это прежде всего работа с молодой семьей, которой ясли оказывают определенную помощь в воспитании малышей.
Ясельный возраст ученые справедливо считают временем расцвета, годами формирования интеллектуальных и творческих способностей, наука и практика признают уникальность и неповторимость раннего возраста. Давно известно, что упущенное в младенчестве не наверстать. Именно в первые три года закладывается 80% физического, нравственного и интеллектуального фундамента личности. В психологии считается, что самый высокий потенциал творческого развития – с двух до трех лет. Но, к сожалению, в нашем обществе налицо невнимательное отношение к проблеме педагогики раннего возраста, это, в частности, проявляется в решении кадрового вопроса. В педагогических колледжах и во многих пединститутах утрачиваются традиции преподавания дисциплины «Педагогика раннего возраста», тем самым у нас изначально не предусматривается профессиональная подготовка кадров для работы с детьми раннего возраста.Одна из основных задач профессионального образования – поиск путей развития и совершенствования системы подготовки педагогических кадров для преддошкольного образования, ценный опыт которого был утрачен последние 15 лет. Новые социально-экономические условия требуют и новой подготовки компетентного специалиста.В процессе изучения уровня готовности студентов к работе с детьми раннего возраста мы выяснили, что они испытывают затруднения в работе: не умеют устанавливать доверительные отношения с малышами, не проявляют собственную инициативу в установлении эмоциональных контактов с ними, не способны переключать агрессивные действия ребенка на действия доброжелательного характера. В своей работе они чаще используют порицание и запрещение, чем поощрение и поддержку детей.Формирование готовности студентов педагогического колледжа к работе с детьми раннего возраста мы осуществляли в два этапа. На первом этапе решали задачи освоения теоретических знаний по проблеме раннего возраста, проанализировали различные исторические подходы, существующие в педагогической теории и практике по подготовке студентов к работе с детьми раннего возраста. На втором этапе включали в профессиональную подготовку будущего педагога деятельностный компонент. Основной задачей стало формирование психолого-педагогических умений, обогащение опыта педагогической деятельности по проблеме раннего возраста. Содержание дополнительной подготовки основывается на знаниях, полученных студентами в ходе изучения комплекса психолого-педагогических дисциплин. Например, при знакомстве с новой дисциплиной они узнают, что «Пренатальная педагогика» – сравнительно новая отрасль дошкольной педагогики, которая изучает закономерности развития человека на ранних стадиях онтогенеза и последующее влияние на его жизнь, что пренатальное воспитание, с одной стороны, воздействие на еще нерожденного ребенка, с другой – целенаправленное формирование материнства, способности будущей матери к сознательному зачатию и естественному рождению ребенка. При изучении дисциплины «Психология материнства» студенты знакомятся с такими важными аспектами, как материнские отношения, изучают структуру, модели и типы материнского отношения, учатся видеть внутренние механизмы и условия развития детско-родительских отношений на этапе младенчества. Студенты убеждаются в особой роли отца в воспитании ребенка. Такие знания, на наш взгляд, помогают им быть не только компетентными специалистами, но и в будущем профессиональными мамами. В содержание дисциплины «Педагогика раннего возраста» мы включили вопросы лечебной педагогики, материал по организации работы с детьми в доме ребенка и вопросы по грудному вскармливанию.Содержание таких дисциплин, как «Пренатальная педагогика», «Педагогика раннего детства», «Психология материнства», «Лечебная педагогика», «Организация работы с детьми в доме ребенка», предусматривало проведение лекционных и практических занятий, а также проблемных «круглых столов», бинарных уроков, консультаций, диспутов, конференций, деловых игр. Часть занятий по пренатальной педагогике и педагогике раннего возраста мы проводили в лаборатории профессора М.Лазарева, в центре «Сонатал», а другую часть – в пренатальном центре «Благовест-Н» под руководством Н.Чичериной, где знакомились с содержанием и методикой работы пренатальных центров. Наблюдая различные занятия с будущими родителями и с детьми раннего возраста, наши студенты постигали азы знаний отечественных методик воспитания будущего, еще не рожденного ребенка.Чем разнообразнее выполняемые студентом роли и занимаемые им в деятельности позиции, тем разностороннее становится личность будущего специалиста, его мыслительная деятельность приобретает системный характер, вырабатывается гибкость мышления и действий, формируется его компетентность. Одной из форм организации педагогической деятельности стала педпрактика, в ходе которой студенты имеют возможность применить усваиваемые знания и умения по проблеме воспитания детей раннего возраста. Часть занятий проходила в детском отделении городской поликлиники №199, а часть – в доме ребенка №26. Содержание педпрактики включало в себя выполнение всех функций воспитателя детей раннего возраста, практических и учебно-исследовательских заданий, результаты которых обсуждаются на занятиях. Постоянное осуществление взаимосвязи с педагогической практикой предоставляет студентам возможность наблюдать и анализировать профессиональную деятельность медицинских работников и воспитателей, направленную на работу с детьми раннего возраста, а также самим принимать участие в ее осуществлении.Такое усиление профессиональной ориентации учебных дисциплин, изучаемых студентами, вносит фундаментальный вклад в их профессиональное образование, позволяет соблюдать принцип: учить нужно не предмету, а специальности.Обновленное содержание обучения (учебных дисциплин), современное звучание фундаментальной педагогической науки о раннем детстве, новая организация процесса подготовки студентов к работе с детьми раннего возраста помогают нам решать намеченные задачи современной профессиональной подготовки студентов. Нам приятно отметить, что выпускники нашего колледжа (по оценке руководителей ДОУ) умеют работать с детьми раннего возраста, хорошо знают закономерности их развития, могут грамотно осуществлять контроль за нервно-психическим развитием детей, профессионально консультируют родителей по различным вопросам педагогики и психологии раннего детства.Многолетний опыт работы по подготовке специалистов раннего детства свидетельствует о том, что забытая, проверенная временем отечественная ясельная педагогика – самая лучшая и оптимальная. Она должна возродиться в обновленной форме.Е. КУДЕЛИНА, преподаватель педагогики педагогического колледжа №6
Комментарии