Основные изменения, которые вносятся в систему государственной (итоговой) аттестации в 9-м классе, связаны с общим направлением модернизации системы образования, которая, в частности, предполагает более современные способы и методы контроля. Эти изменения направлены на обеспечение объективности и независимости процедуры оценивания учебных достижений учащихся. Теперь первая часть экзаменационной работы, направленная на проверку достижения уровня базовой подготовки, содержит задания с выбором ответа и с кратким ответом. Это позволяет шире и полнее проверить знания выпускников на базовом уровне. Причем контролю подвергается не только усвоение основных алгоритмов, как это привычно для большинства наших проверок, но и понимание смысла важнейших понятий.
Вторая часть работы, направленная на дифференцированную проверку повышенных уровней подготовки, выполняется с записью решения. В ней задания представлены в более широком спектре дифференциации, чем в действующем экзамене.
Новый экзамен по алгебре предполагает проверку усвоения материала на базовом и повышенных уровнях, что дает возможность учащимся с разными способностями и интересами продемонстрировать свою реальную подготовку. В нем сохраняется идея резервного числа заданий и тем самым обеспечивается право учащегося на ошибку, на выбор задач для решения.
На данном этапе новый экзамен не выходит за рамки обязательного минимума содержания образования 1998 года, но подбор заданий в нем отражает наметившиеся идейные изменения в требованиях к математической подготовке учащихся.
Традиционная отметка по пятибалльной шкале дополнена 30-балльным «рейтингом», который начисляется ученику простым суммированием баллов за правильно выполненные задания. Отметки оказываются более дифференцированными, особенно это относится к четверкам и пятеркам.
Девятиклассники пишут экзамен в своих школах; компьютер используется лишь на этапе обработки сводных результатов и их анализа. После проверки работы возвращают в школы, и учителя, а также учащиеся и родители имеют возможность с ними ознакомиться.
Каждый ученик теперь получает индивидуальный бланк с текстом работы; учитель, который преподавал математику в данном классе, на экзамене не присутствует; проверка работ осуществляется «внешней» предметной комиссией. Все это вместе взятое делает результаты каждого ученика более объективными и информативными. Их можно использовать при формировании профильных десятых классов (без проведения дополнительных испытаний), а также для рекомендаций школьникам по выбору дальнейшего пути обучения.
Людмила КУЗНЕЦОВА, ведущий научный сотрудник лаборатории математического образования Института содержания и методов обучения РАО
Комментарии