Сегодня меняется роль учителя: из транслятора знаний он превращается в организатора системной деятельности учащихся по поиску, открытию и усвоению новых знаний и способов действий. На каждом уроке учитель работает над формированием и развитием универсальных учебных действий. Предлагаю рассмотреть возможности формирования и развития УУД на примере урока математики в 5-м классе.
Ход урока1. Организационный момент. Самоопределение к учебной деятельности Цель этапа: создание условий для возникновения внутренней потребности к деятельности.Учитель: Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем друг друга.В вашей школе, школе первой,На урок позвал звонок,В пятом классе непременно Начинается урок.Все ль на месте,Всё ль в порядке,Ручка, книжка и тетрадка?Все ли правильно сидят?Все ль внимательно глядят?Каждый хочет получатьТолько лишь оценку «пять».Я всем вам желаю успеха на сегодняшнем занятии и думаю, что все у нас сегодня получится.Ребята, посмотрите, пожалуйста, на эти рабочие инструменты и попробуйте отгадать, представителям какой профессии они принадлежат. Ученики: Строитель. Учитель: А кто-нибудь из вас хотел бы стать строителем?Ученики поднимают руки.Учитель: Я думаю, вы будете самыми активными на нашем сегодняшнем уроке. Как вы, наверное, уже догадались, я не случайно заговорила с вами об этой важной и нужной профессии. Директор школы обратился к нам с просьбой. Давайте его послушаем.Видеозапись.Директор: Ребята, летом в нашей школе планируется капитальный ремонт, надо подсчитать сумму, необходимую для ремонта в одном из классных помещений. В ремонт входит: покраска стен, побелка потолка, настил линолеума, установка окон и дверей. Очень надеюсь на вашу помощь.Учитель: Наш директор не математик, а историк. Поможем ему справиться с возникшей задачей? Ответы учеников.2. Построение плана действийЦель этапа: умение выстраивать план действий для достижения конкретной цели.Учитель: Работать вы сегодня будете в группах, как настоящие трудовые бригады.1-я бригада – маляры (покраска стен),2-я бригада – отделка потолка, 3-я бригада – укладчики линолеума,4-я бригада – установка двери и окон, 5-я бригада – эксперты, по одному для каждой бригады – маляр, отделочник окон, укладчик пола, установщик дверей и окон.А как вы считаете, ребята, с чего мы должны начать выполнение задачи?Ответы учеников.Учитель: Наверное, с составления плана работы.Задание 1 Учитель: Ребята, я предлагаю вам примерную схему-опору с отдельными этапами предстоящей работы. Она поможет вам составить план действий каждой бригады. Создайте такой план в своих бригадах и ознакомьте с ним меня и экспертов. Слово для ответа дадите защитнику интересов группы. Дается две минуты, план пишется на отдельных листочках.План действий1. Ознакомиться с конкретным видом работы: покраска стен, побелка потолка, укладка линолеума, установка оконных блоков и дверного блока.2. Узнать высоту, длину, ширину классного помещения.3. Узнать высоту и ширину окна, высоту и ширину дверного проема. 4. Вычислить площадь стен под покраску.5. Вычислить площадь потолка.6. Вычислить площадь пола.7. Вычислить периметр окна и периметр дверного проема.8. Знать цену на строительные материалы: краску, побелку, линолеум.9. Знать цену пластиковых окон, двери.10. Вычислить необходимую сумму денег для приобретения краски, побелки, линолеума, окон и двери. Учитель наблюдает за работой учеников в группах, корректирует работу. Затем представитель каждой бригады рассказывает свой план. Эксперт соглашается или нет. Учитель корректирует работу. Эксперты ставят оценку группе в экспертную карту.3. Реализация планаЦель этапа: осуществление намеченного плана действий.Учитель: Работа предстоит серьезная. Следуя вашим планам, я представляю вам модель классного помещения с необходимыми измерениями. Скажите мне, пожалуйста, какие математические знания нам могут понадобиться?Ученики: Вычислительные навыки, знание формул.Учитель: Давайте их вспомним. Вы перечисляйте, а я буду записывать на доске (работа с классом). Итак, инструменты для дальнейших действий у нас в руках. Тогда вы обязательно справитесь со следующим заданием.Задание 21-я группа: найти сумму площадей двух стен под покраску (стены без окон и двери). 2-я группа: найти площадь потолка; решить пример: 10,42х42. 3-я группа: найти площадь пола; решить пример: 3,75×12.4-я группа: найти периметр окна и двери. Учащиеся каждой группы решают самостоятельно примеры, затем обсуждают в группе. Если допущена ошибка, помогают друг другу исправить ее.Для тех, кто справился с заданием раньше, задания на доске: (4,3 + 2,4 : 8) * 3280,8 : 12 – 0,3 * 24(х – 5,46) * 2 = 9Эксперты оценивают решения. Учитель: Давайте проверим получившиеся результаты (проверка по образцу).Эксперты ставят оценки в экспертные карты.4. ФизкультминуткаЦель этапа: применить здоровьесберегающие технологии.Учитель: В работе трудовых бригад всегда бывают перерывы. Давайте и мы немного отдохнем, но сделаем это с пользой. Итак, физкульминутка.Гимнастика для глаз.Более тысячи биологически активных точек на ухе известно в настоящее время, массируя их, можно воздействовать на весь организм. Нужно стараться так помассировать ушные раковины, чтобы уши «горели». Упражнение можно выполнять в такой последовательности:1) потягивание за мочки сверху вниз; 2) потягивание ушной раковины вверх; 3) потягивание ушной раковины наружу; 4) круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против.Учитель: Продолжаем нашу работу. Посмотрите в свои планы. Что надо делать дальше? Ответы учеников.Учитель: Вы видите цены на краску, побелку, линолеум, окна и двери. Зная цены на товары, количество товара, всегда можно вычислить его стоимость. Поэтому посмотрите внимательно на цены и, используя выполненные вычисления, переходите к заданию 3.Задание 3Цена краски для стен на 1 кв. м – 34 руб. Цена белил для побелки на 1 кв. м – 14 руб. Цена линолеума на 1 кв. м – 23 руб. Цена 1 двери – 3500 руб.; 1 окна – 1200 руб. и 1500 руб. Опора: цена х количество = стоимость.1-я группа: вычислить стоимость краски для стен, если S = кв. м. 2-я группа: вычислить стоимость побелки для потолка, если S = кв. м. 3-я группа: вычислить стоимость линолеума для пола, если S = кв. м.4-я группа: вычислить в сумме стоимость двух окон и двери.Эксперты оценивают решения. Учитель: Проверим ваши ответы (по образцу).Эксперты оценивают решения. 5. РефлексияУчитель: Итак, ребята, как вы считаете, справились мы сегодня с поставленной задачей?Ответы учеников.Учитель: Давайте посмотрим, как вы себя оцениваете. Перед вами сигнальные карточки. Те, кому сегодня было работать легко, интересно и они справлялись с заданиями, возьмите зеленую, кто испытывал отдельные затруднения – желтую, а кому было очень тяжело – красную.Ученики выбирают карточки. Учитель: Ребята, а как вы думаете, почему возникли эти трудности? Ведь вычислительные примеры сами по себе были несложные…Ответы учеников.Учитель: Потому что есть пробелы в знании формул, вычислительные ошибки, нетвердое знание таблицы умножения. А самое главное, мы пока не всегда умеем применять в жизни те математические знания и навыки, которые имеем. Но вы обязательно этому научитесь и станете замечательными строителями, банкирами, учителями, врачами и бизнесменами. Выставляются оценки за урок. Эксперты и учитель высказывают свои мнения. Учитель: А теперь сюрприз. Наш директор, которого вы видели на экране, передал классу благодарственное письмо. Учитель зачитывает письмо.Домашнее задание: Ребята, выполнение домашнего задания потребует от вас сообразительности, внимательности и сноровки. Вы с детства должны учиться экономить семейный бюджет, поэтому в качестве домашнего задания я предлагаю вам обратиться в разные магазины и рассчитать стоимость необходимых для ремонта материалов. Попросите своих родителей оценить вашу работу. А сейчас я говорю вам до свидания и благодарю всех за плодотворное сотрудничество.Татьяна САПОЖНИКОВА, учитель математики вурнарской средней школы №2 Чувашской Республики, учитель года Чувашской Республики-2013
Комментарии