Когда-то ЕГЭ виделся единственным объективно оценивающим инструментом, дающим возможность поступить в любой вуз выпускникам из различных регионов России. Сегодня, оказывается, вузам его уже недостаточно, чтобы оценить многогранность знаний абитуриента. Поэтому все чаще звучат разговоры о том, что пора бы подыскать ЕГЭ альтернативу. Можно ли отвести эту роль так называемому цифровому портфолио, обсуждали на недавнем совещании в стенах СПбГУ, организованном Рособрнадзором.
Нужно заметить, что университету в этом плане есть что рассказать. По словам ректора СПбГУ Николая Кропачева, отказ от ЕГЭ пока невозможен по многим причинам, в том числе и из-за многообразия и непохожести регионов друг на друга, тем более что изначально госэкзамен был призван как раз поставить всех в единые условия и помочь сформировать в стране единое образовательное пространство. Однако готовиться к отказу от ЕГЭ, по крайней мере морально, все же нужно. В СПбГУ считают, что, если бы выпускник университета оценивался работодателем только по результатам единого госэкзамена, это было бы несерьезно.
Сегодня перед работодателем развернут огромный пласт информации об универсанте. Дипломы содержат QR-код, пройдя по которому можно ознакомиться с выпускной квалификационной работой студента, узнать, в каких конференциях он участвовал, какие научные статьи написал и т. д. Данные цифрового портфолио студентов учитываются при принятии решений о предоставлении студентам повышенной стипендии, именных стипендий, грантов, путевок на базы отдыха, мест в общежитии и многого другого. Мало того, в СПбГУ цифровой след оставляет и нерадивость студента, если таковая присутствует. Цифровое портфолио имеет и каждый преподаватель университета.
Руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев согласился с тем, что СПбГУ пока единственный вуз в России, который с 2015 года внедрил в свою практику цифровые портфолио студентов и преподавателей. Однако о системе цифрового портфолио уже думают во многих вузах, правда, как дополнительные достижения засчитывают при приеме абитуриентов пока лишь результаты сдачи ГТО. Но, по мнению руководителя Рособрнадзора, несправедливо, что серьезные достижения учеников никак не учитываются, поскольку не входят в рамки ЕГЭ. В то же время не должно быть массива абсолютно ненужных дополнительных справок, сертификатов, порою фиктивных, которые не несут особой содержательной нагрузки. То, что собрано в портфолио, необходимо учитывать в дальнейшем при начислении баллов, бонусов или каких-либо других поощрений, уверен Анзор Музаев.
Для директора Института педагогики СПбГУ, научного руководителя программы «Цифровая платформа для персонализированного образования в школе» ПАО «Сбербанк» доктора педагогических наук Елены Казаковой неоспорима очевидность того, что современная реальность навсегда связана с цифровой. Поэтому ключевой фигурой становится сам человек – его субъектная позиция, индивидуальность, активность, включенность в жизнь и понимание правил. Не мы учим ребенка – это он учится. И по мере взросления школьник начинает понимать собственную ответственность за свои образовательные шаги. Он формирует свое цифровое портфолио как совокупность достижений. В этом плане цифровое портфолио выступает как обмен труда на образовательное благо. Такой опыт уже есть в системе работы с одаренными детьми, когда портфолио играет роль инструмента конкурсного отбора и превращается в заявку на прохождение той или иной образовательной программы. При этом цифровое портфолио нельзя резко принять сразу во всей стране, считает Елена Казакова. Учителям нужно осмыслить сам процесс накопления школьником учебных достижений, а затем постараться оказать ему помощь в формировании этого цифрового портфолио.
Свое мнение на данную тему высказала и директор Института когнитивных исследований СПбГУ доктор биологических наук Татьяна Черниговская. Она заметила, что сегодня огромная ответственность ложится на тех, кто занимается подготовкой педагогов. Цифровое портфолио способно показать родителю, учителю и самому ребенку, как все идет, как развивается, и это серьезная помощь, которой нельзя пренебрегать, считает эксперт.
Для тех, кто работает непосредственно с детьми в школе, тема цифрового портфолио не такая уж абстрактная. Например, учитель истории и обществознания Гатчинской гимназии имени К.Д.Ушинского Иван Хеорхе готов предположить, что цифровое портфолио может заменить ЕГЭ, но только в том случае, если в него будут включены достижения детей в различных областях, а также результаты государственной итоговой аттестации. Таким образом, экзамен перестанет быть единственным фактором, который определяет поступление в вуз. К ЕГЭ тогда добавится много других критериев: олимпиады, общественная деятельность, дополнительное образование и т. д. Цифровой формат позволит быстро и эффективно подавать документы в вуз. При этом, по мнению Ивана Хеорхе, формированием портфолио должен заниматься сам ученик и его семья, а учитель должен давать консультацию по его составлению, вносить туда свои коррективы.
Полностью отказаться от ЕГЭ невозможно, считает заместитель директора по УВР гимназии №171 Центрального района Санкт-Петербурга Марина Зезкова, но если дополнить ЕГЭ списком достижений, то получится неплохо. Правда, нужно тогда ставить вопрос не о том, чем заменять госэкзамен, а о том, как сделать портфолио единым. В стране огромное количество регионов, и, следовательно, существуют свои особенности функционирования системы образования. Чтобы портфолио смогло быть единым, нужна масштабная системная работа, которая потребует нескольких лет.
На взгляд директора школы №606 с углубленным изучением английского языка Пушкинского района Санкт-Петербурга кандидата педагогических наук Марины Шмулевич, в теме цифрового портфолио как альтернативы ЕГЭ есть спорные моменты.
Она убеждена, что ЕГЭ и портфолио школьника несут в себе совершенно разные смысловые нагрузки. Результат сдачи ЕГЭ – это показатель качества результата освоения школьником образовательной программы общего среднего образования. К организации и содержанию ЕГЭ можно предъявлять свои претензии, но это особый разговор. ЕГЭ, как и любой экзамен, – испытание, которое должен пройти каждый выпускник средней школы, завершив освоение образовательной программы. Результат данного испытания он предъявляет своим родителям, учителям, друзьям. Понимание или осознание школьником того факта, что через это испытание ему предстоит пройти, является важным стимулом продвижения вперед в учебной деятельности. В противном случае эффективность учебной деятельности школьника может ощутимо снизиться.
Цифровое портфолио школьника – показатель личных интересов, возможностей и достижений ученика. Оно является своеобразным приложением к результату освоения образовательной программы, дополнительной характеристикой возможностей и способностей конкретной личности школьника и может быть учтено при поступлении в высшее учебное заведение. Но очень многое зависит от системы приема абитуриентов в конкретный вуз. Некоторые школьники могут и не захотеть работать над портфолио в процессе обучения в школе. Поэтому проводить замену ЕГЭ на цифровое портфолио нецелесообразно. Такая замена может отразиться на качестве образования не только школьного, но и профессионального.
Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-Петербург
Комментарии