search
main
0

Малолетние министры трудятся в таежном поселке Снежный

Школа социально-индивидуального воспитания им. Достоевского, превратившаяся с легкой руки двух молодых авторов в Республику ШКИД, наделала в свое время много шума в читательской среде. Эта книга вспомнилась мне после посещения средней школы в… тайге. В Хабаровском крае. В глубинке, где дорог никаких нет, кроме железной. Да и поезд ходит всего раз в сутки.

На этом самом поезде я попал в поселок Снежный в жестокую, как мне показалось, стужу – минус 300. Но мне объяснили – это не холод.

И правда, неуютно было одному мне. Вот подростки, разбирая на свежем воздухе кирпичи полуразрушенного строения, шутили и смеялись как ни в чем не бывало.

– И что вы здесь делаете? – поинтересовался я.

– “Бабульки” заколачиваем.

– И много платят?

– У мэра спросите.

– А почему не сразу у президента?

– Она у нас малолетка, – неожиданно услышал в ответ, – еще в 10-м классе учится…

Потом я понял, что ребята вовсе не шутили. И мэр есть, и президент, и граждане школьной страны со всеми положенными правами и обязанностями. Директор Снежинской средней школы Ольга Создаева призналась, что теперь попросту не мыслит, как можно вообще жить без этой выдуманной республики… Около семи лет назад по предложению Светланы Борисовой (она из старшей вожатой превратилась в организатора детского движения) было создано школьное государство, разработаны уставные документы и программа, составлена декларация прав и обязанностей; прошли выборы президента и правительства.

Начальные классы стали деревеньками, старшие – городами. Во главе каждого города – мэр. Название городов взяли из Золотого кольца России, а название деревенек – Ромашкино, Васильково и т.д. – с обычной лесной поляны.

Помимо соблюдения внешних форм государственности, Светлана Владимировна (по согласованию с дирекцией) узаконила правила жизни молодого “государства”. Начиная от ежегодных, самых демократичных в мире выборов и заканчивая механизмом принятия решений. Он прост: от народа к мэру (без всяких предварительных записей и прочей волокиты), от него к соответствующему министру (их девять), затем к президенту. А тот уже, если возникает необходимость, идет прямо к директору.

Так бывает, когда нужно решать вопрос с чьими-то пропусками или опозданиями; при подведении итогов недельного дежурства по школе; при организации общешкольных внеклассных мероприятий и подготовке к дням самоуправления. Только таким образом – уже не первый год – решается вопрос, как одиннадцатиклассникам заработать на выпускной вечер…

– Дети, прошедшие через пост президента и министерские должности, – говорит Ольга Создаева, – приобретают неоценимый опыт работы с людьми, который никогда не получишь из учебников ни в какой школе и ни с каким “уклоном”.

– А как вы регулируете взаимоотношения внутри “государства”?

– Это самое сложное. Насколько ребенок в состоянии подчиняться другому ребенку, настолько и дееспособно государство. И потом рычаги управления находятся ведь в руках взрослых людей…

Ведомственный поселок Снежный был построен в Комсомольском районе четверть века назад для работников леспромхоза. Уже через два года своих первых учеников приняла школа. Сразу десятилетка, поскольку в ближайший крупный населенный пункт – около 50 километров – особо не наездишься. Прошли годы. Рухнул леспромхоз. Круто поменялись экономические отношения, политические взгляды… Из всех поселковых учреждений только школа осталась практически неизменной. Остались прежними уровень преподавания, требовательность, конечная цель обучения.

– А иначе просто и не могло быть, – пояснила директор, – у нас почти нет текучести кадров. Педколлектив наполовину состоит из выпускников нашей же школы. Все учителя – люди воспитанные трудом и в труде. И соответствующие настроения и традиции мы стараемся прививать нашим ученикам.

– Нам сложно объективно оценивать свою работу, – к разговору присоединилась завуч Лариса Долгова, – но за пять последних лет в районном Департаменте образования ни в отчетах, ни в итоговых докладах словом не обмолвились о нас. А это, по-моему, неплохой показатель…

Зная специфичность условий, в которых приходится сегодня существовать поселку, – нормированная, не более 6 часов в день подача электроэнергии; почти обанкротившееся ведомство, на балансе которого находится школа; хроническая малообеспеченность семей школьников, – я не сомневался, что жалобы от педагогов посыплются как из перевернутого ведра. Ничего подобного, однако, не произошло. Завуч и директор рассказывали о школьных буднях просто и объективно.

Да, Ольга Создаева и Лариса Долгова знают, что одним из основных показателей хорошей работы является наличие медалистов. Но не видят ничего страшного в том, что за 23 года существования школы было всего лишь одно (в позапрошлом году) серебро. Зато здесь успешно работает заочная физико-математическая школа. Пятеро ребят были отмечены в прошлом году на краевой олимпиаде.

Да, в последний раз компьютеры для школы покупали 11 лет назад – еще советские “Корветы”. Но зато из 13 машин десять – по-прежнему в строю.

Особо – и Ольга Дмитриевна, и Лариса Степановна – отметили школьный кружок резьбы по дереву, который ведет молодой преподаватель технологии и предпринимательства Владимир Губанов. Ученики, успешно освоившие программу полного курса этого кружка, получают квалификацию резчика по дереву.

Уже не одно поколение снежинцев воспитывается в школе. Каждый год выпускаются четыреста ребят. На первый взгляд, обычных современных подростков. Но ценности у них другие. И совесть есть. А еще – управленческие навыки.

Виктор СИРЫК

пос. Снежный,

Комсомольский район,

Хабаровский край

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте