search
main
0

Мало читаешь – хорошо живешь? Сбережение народа не сводится к решению демографических проблем

9 октября в Центральном выставочном зале «Манеж» открылся Международный фестиваль «БиблиОбраз-2007», который проводит Центр развития русского языка. Организационный комитет фестиваля возглавляет супруга Президента Российской Федерации Людмила Путина. В рамках фестиваля состоялась конференция «Подросток и современное общество: права и ответственность», посвященная актуальным проблемам подросткового чтения, а также различным аспектам применения компьютерных технологий в образовании. В ней приняли участие ведущие ученые в области психологии, образования, здравоохранения, представители министерств, ведомств, общественных организаций. Конференция прошла в Александровском зале Большого Кремлевского дворца и привлекла внимание актуальностью поставленных проблем.

Ректор Московского гуманитарного педагогического института Александр Кутузов выступил с докладом «Мифы о чтении и реальности сегодняшнего дня», стараясь обосновать ту мысль, что в целом положение с подростковым и детским чтением, а также отношение к книге в стране в целом не так трагично, как порой кажется и преподносится в СМИ. В России существует прочная читательская традиция, составляющая «часть генетической памяти народа». А это, по его мнению, достаточно прочный фундамент. Но должно ли, обязано ли государство заниматься проблемой чтения?

– Я хорошо помню, – говорит Александр Кутузов, – как в 1993 году один из руководящих работников тогдашнего Министерства образования в ответ на претензии о невнимании к состоянию преподавания литературы в школе повторял, что вот, мол, он недавно побывал в Швейцарии, так там люди вообще не читают ничего, кроме газет и красивых журналов, зато как хорошо живут! А когда это не убеждало, ссылался на 13-ю статью Конституции Российской Федерации: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Поэтому государство не должно вторгаться, а тем более руководить идеологическим по природе своей процессом приобщения своих юных граждан к чтению. Пусть читают то, что хочется, или не читают вообще. Это дело семьи. Сегодня мы обсуждаем первые результаты такого взгляда на организацию детского и подросткового чтения. Следующие будут более впечатляющими. В России сейчас, по нашим данным, не более 10-12 процентов семей, которые имеют возможность заниматься развитием интереса к чтению у детей. Около 60 процентов хотели бы, но не могут по тем или иным причинам. Вывод может быть только один: без школы и вне школы проблемы детского нечтения в масштабах страны решить невозможно.

О сложностях обучения чтению, особенно на раннем этапе развития ребенка, сказала давний автор «УГ», директор Института возрастной физиологии РАО Марьяна Безруких:

– Процесс чтения сложен, а способность различать и называть буквы – только один элемент этой сложной деятельности. Нередко давление взрослых столь велико, что ребенок, на первых порах пытавшийся читать, начинает от этого отказываться. Но бывает и другое, когда ребенок, вынужденный читать, на самом деле дифференцирует одну-две буквы в начале слова, а затем пытается его угадать. Это совсем несложно, когда он «читает» знакомую сказку, но таким образом формируется нерациональный, неэффективный механизм чтения. Переучить ребенка очень сложно, и чаще всего это не удается, а трудности чтения могут остаться на всю жизнь. Главная проблема сверхраннего начала обучения чтению – незрелость организации внимания, зрительного восприятия, зрительной памяти и других когнитивных функций. Это определяет формирование «механического» чтения, при котором все внимание сосредоточено на технической стороне чтения и навыки элементарной техники чтения не формируются. Необходимо особо выделить ряд так называемых «школьных факторов риска». Это несоответствие методик обучения возрастным и функциональным возможностям детей (форсирование скорости чтения на начальных этапах обучения), стрессовая тактика педагогических воздействий (жесткость требований, неудовлетворительные оценки, негативная оценка ребенка), интенсификация процесса обучения (резкое сокращение учебных часов на обучение грамоте за последние 50 лет в 2 раза).

Мы не живем в замкнутом, изолированном мире. Говоря о том, что массовая культура становится сегодня одним из мощных средств трансляции современных западных ценностей, которые хотя и неявно, но претендуют на роль общечеловеческих, Вячеслав Степин, руководитель секции философии, социологии, психологии и права отделения общественных наук РАН, отметил, что массовая культура формирует особый тип сознания и личности, и это также нужно учитывать.

– Это так называемое «клиповое сознание», когда мелькает калейдоскоп восприятий, впечатлений, где нет четкой логики, отсутствуют рациональные основания. В культуре ХIХ – ХХ веков основным средством хранения и передачи социально важной информации были книга, журнал и газета. В постиндустриальном мире главную роль носителя и транслятора информации берут на себя компьютер, интернет и телевизор. Процесс социализации и воспитания, хотим мы того или нет, протекает сегодня под влиянием этих новых средств информационного воздействия. Проблема состоит в их разумном симбиозе с традиционными средствами хранения и передачи знаний, в соединении новых возможностей, открываемых технологиями информационного общества, с уже традиционными способами формирования сознания на образцах книжной культуры. Эта культура хранит произведения высокой классики, которая открывает возможности и выступает средством формирования самосознания личности, нравственно ответственной за свои действия и поступки. Сегодня приобщение школьников к чтению и образцам высокой литературы уже становится проблемой. Не раз высказывался тезис о том, что в современном мире классическая литература не находит себе места, что непосредственный аудиовизуальный образ выступает своеобразным антиподом словесному описанию. На мой взгляд, все эти рассуждения абстрактны и основаны на недостаточно глубоком знании литературы и поэзии. Совместима ли поэзия Пушкина с кино, телеобразами конца ХХ – начала ХХI века? Как ни странно – вполне совместима. У Михаила Ромма, нашего замечательного кинорежиссера, есть интересная книга «Литература и монтаж». В ней он обращает внимание на, казалось бы, совершенно неожиданные особенности поэзии Пушкина: многие его произведения представляют собой готовый киносценарий. Один из примеров, который приводит Ромм, – сцена наводнения из «Медного всадника». Поэтические строфы выступают как своего рода кинематографические монтажные фразы, создающие особенный эмоциональный образ катастрофического наводнения. Например, «осада, приступ, злые волны, как воры лезут в окна (кадр), челны с разбега в стекла бьют кормой» (кадр), лодки под мокрой пеленой (кадр), и заканчивается все страшным кадром: «гробы с размытого кладбища плывут по улицам». Сегодняшняя проблема состоит в том, как приучить детей и подростков к чтению, как последовательно их подключать к чтению и переживанию высокой литературы и поэзии. Мне представляется, что в школе чтение должно предшествовать компьютеру. Конечно, следует особо обсудить проблему, когда и как нужно детям пользоваться компьютером и интернетом. Нужно тщательно взвесить все «за» и «против»… Сегодня мы приняли идею, высказанную в свое время Солженицыным, о сбережении народа. Но она не сводится только к демографическим проблемам, а включает еще проблему сбережения русского языка и культуры, сбережения духа народа, запечатленного в многообразии феноменов русской культуры и в русском языке.

Участники конференции приняли заявление, в котором указали на ответственность государства за реализацию прав детей на качественное обучение чтению, за формирование в подростковой среде «позитивного отношения к художественной литературе и книге в целом, как фактору успешности в современном мире», на важность проведения широкого спектра научных исследований, посвященных влиянию массмедийной культуры на детей и подростков, в том числе на овладение чтением, на целесообразность разработки системы мер, предупреждающих вредное влияние компьютерных технологий на подростка и обязывающих производителей компьютеров и компьютерных программ информировать пользователей о возможных негативных последствиях для здоровья, на недопустимость применения в школе методик обучения чтению, не соответствующих возрасту ребенка и его индивидуально-психологическому развитию, на внедрение принципов преподавания литературы на основе культурологического подхода, который стимулирует поиск ответов на актуальные вопросы бытия и развивает интерес к художественной книге. Участники конференции призвали все государственные структуры, родительскую и научно-педагогическую общественность, авторов и издателей обратить внимание на актуальность проведения специальных мероприятий, направленных на популяризацию чтения и создание благоприятной книжной среды для детей и подростков.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте