Пятьсот учеников для школы – это много или мало? Для областного центра с миллионным населением, а именно таким считается Воронеж, оказалось мало. Своеобразным доказательством тому стало письмо-обращение 13 учителей воронежской школы №91, которое они направили в апреле президенту Владимиру Путину и губернатору Алексею Гордееву. «При чем тут 500 учеников?» – спросите вы. А при том, что в условиях нормативно-подушевого финансирования сумма средств, выделяемых школе, напрямую зависит от количества «душ» наших замечательных учеников. Как выяснилось, в этой системе полтысячи ребятишек для городской одиннадцатилетки недостаточно для безбедного существования школы и приличного заработка ее педагогов.
О том, что заставило преподавателей обратиться к президенту, мы уже сообщали в 20‑м номере «МП». Приводим их письмо с небольшими сокращениями: «Мы, учителя МБОУ СОШ №91 города Воронежа, хотим разобраться в сложившейся ситуации, связанной с начислением заработной платы. После Вашего постановления о повышении уровня заработных плат учителей до уровня средней зарплаты по промышленности в 2011-2012 учебном году нам подняли зарплату на 25%, обосновывая это тем, что платят нам за заполнение электронного журнала.Но с 1 сентября 2012 года эту доплату со всех сняли, вследствие чего уровень заработной платы снизился до 6000 рублей (за 18 часов без доплат) – 13000 рублей (за 32 часа с доплатами). Последовавшее за этим повышение в ноябре на 6% (на 300-500 р.) выглядит просто смешно, если учесть рост цен на услуги ЖКХ, продукты, проезд и т. п. (…)Таким образом, чтобы получать более или менее достойную заработную плату, учитель должен работать на 2 ставках и брать все возможные подработки. Но у нас малокомплектная школа, детей всего 486 человек, и большинство учителей имеют ставку или чуть больше нее.Стимулирующие выплаты получаем в виде небольших премий 1-2 раза в год, и то не все. Директорам отдали на откуп распределение всех средств в школе. Поэтому на вопрос о выплатах слышим ответ, что в школе дефицитный фонд заработной платы, средств не хватает.Теперь о повышении в 2013 году. Наши чиновники от образования в феврале отчитались о повышении средней зарплаты учителей региона до 21 тысячи рублей. Уже март, «но воз и ныне там». Первая строка в квитках о заработной плате осталась неизменной, но получили наконец-то первую премию за 4 месяца в сумме 6400 рублей, хоть что-то увидели из стимулирующего фонда.Но как выяснилось, эта премия является доплатой к заработной плате в качестве ее обещанного повышения. И как объяснил нам директор школы, чтобы это требование выполнить, деньги снимаются с других статей расходов – оснащение школы новым оборудованием, мебелью и т. п. И в последующие месяцы нам также ежемесячно будут выплачиваться такие премиальные выплаты. Но разве это гарантирует, что мы их будем получать и далее? И не получится ли так, как в предыдущем случае, когда сначала дали, а потом забрали, так как нашей школе не хватает фонда заработной платы…».Что касается повышения, действительно, совсем недавно на своей пресс-конференции руководитель Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области Олег Мосолов рассказал, что с января 2013 года должностной оклад каждого воронежского учителя увеличился на 40 процентов по отношению к уровню 2012 года. И что увеличение общего фонда оплаты труда через увеличение базового минимального оклада каждого педагога поможет сделать расчет заработной платы более прозрачным и понятным всем. Но, как видно из обращения педагогов, вопросов меньше не стало. И это на фоне постоянных корректировок в существующей системе оплаты учительского труда.Например, еще одно из последних предложений – перенести надбавку за стаж работы из стимулирующего фонда в базовую часть зарплаты. То есть базовая часть вроде бы увеличивается. Но станет ли от этого больше зарплата – вопрос, особенно если общий фонд оплаты не меняется. Хотя, по прогнозам, которые уже не раз озвучивал губернатор Воронежской области Алексей Гордеев, в 2013 году средняя зарплата учителя в регионе должна дорасти до 21-22 тысяч рублей. По прошлому году официальные цифры были – 19717 рублей, что даже на 500 рублей больше средней по региону.Обращение учителей местные журналисты сравнивали с громом среди ясного неба: на фоне всеобщего благополучия, о котором постоянно заявляют воронежские власти, вдруг такие мизерные суммы – откуда, почему?! Школу засыпали вопросами журналисты, а проверки стали приезжать одна за другой, впрочем, как и образовательное начальство всех уровней. Педагоги, явно не ожидавшие столь пристального внимания, говорили, что скандала не хотели точно, а главной целью было именно разобраться и понять, почему так происходит и что теперь делать.Мы с этим вопросом тоже обратились в городское управление образования. Как нам здесь объяснили, свои сведения о заработке в школе учителя взяли с сайта КПМО, на который школы самостоятельно отправляют свои сведения. Там все открыто, и действительно, в целом по городу Воронежу средняя зарплата педагогов составляет чуть более 20 тысяч рублей. Что же касается 25‑процентной надбавки, которую сначала установили, а потом убрали, то тут решение принимает каждое образовательное учреждение самостоятельно. Но главная проблема школы не в этом. Как рассказал нам руководитель управления образования города Воронежа Константин Викторов, в 2012 году из школы ушли 53 ученика, соответственно и размер субвенций уменьшился на 51,5 тысячи рублей ежемесячно. Ничего не поделаешь – такое оно, подушевое финансирование.Вообще же, в Воронеже примерно половина одиннадцатилетних школ насчитывает 500 учеников и менее, а значит, вполне логично предположить, что все они испытывают подобные трудности. Однако Константин Георгиевич нас в этом постарался разубедить, объяснив, что есть целый ряд школ, где меньше 500 учеников, но учителя получают нормальную зарплату. Чтобы так было, надо выполнять соотношение, определенное региональным и федеральным законодательством. Наполняемость в классе должна быть не менее 25 человек, соотношение ФОТ педагогического персонала и прочих работников должно быть 70% к 30%, и стимулирующий фонд от общего фонда оплаты труда должен быть в районе 30%. Если какие-то из этих параметров не выполняются, происходит сбой, заработная плата уменьшается. Там, где параметры превышены, зарплата больше.Как один из вариантов помощи 91‑й школе предлагается организовать в ней дошкольное отделение. Это даст дополнительное финансирование со стороны местного бюджета, например, на содержание технического или административного персонала. А у учителей появится дополнительная педагогическая нагрузка, и кому не хватает часов, смогут подрабатывать.Помня о том, что с момента обращения учителей прошел уже месяц с небольшим, мы попросили директора школы Лидию Алексеевну Потапову рассказать о сегодняшней ситуации и о том, есть ли какие-либо изменения. Вот что она ответила:- К нам приезжали и представители областного Департамента образования, и руководство городского Управления образования, было обсуждение, и предлагались различные варианты помощи школе. Если разобраться, положение у нас действительно не самое выгодное. Школа построена на окраине, и все 26 лет, сколько школа существует, к нам часть детей подвозят на автобусе за четыре остановки. А остальные дети, их немного, живут в частном секторе. Привлекаем ли мы учеников? Да, стараемся. Например, не так далеко от нас находится школа №54. Она маленькая, и дети там занимались в две смены с подсменкой. Теперь этот микрорайон отдают нашей школе и продлевают туда маршрут нашего школьного автобуса.- То есть у вас, у городской школы, есть свой автобус?- Он от автопредприятия. Мы каждый год заключаем с ними договор, потому что самим содержать и автобус, и водителя нелегко. Мы с учителями уже прошли по домам того микрорайона, который нам дополнительно передали, приглашали учиться в нашу школу. Ясно, что старшие дети, например, пятый-шестой-седьмой класс, вряд ли все к нам перейдут, потому что они уже где-то учатся и будут ходить в свои школы. А будущие первоклассники к нам уже пришли, где-то 18 человек. Сейчас детей действительно стало мало. Очень надеемся, что с сентября еще один класс прибавится.А то, что к нам приезжали с разъяснениями и многое нам рассказали, это, конечно, хорошо. Вопрос по нашей школе в администрации уже поднимался, и не первый раз. Он решается. Уже в марте учителя получили повышенную зарплату. Конечно, за счет стимулирующего фонда, но хотя бы так… У нас была такая ситуация: когда начался 2011-2012 учебный год, а ощутимой прибавки к зарплате не было, мы решили распределить стимулирующий фонд следующим образом – добавить каждому к его зарплате по 25%. И получилось, что за восемь месяцев, с января по август, мы почти все деньги израсходовали. В начале нового учебного года видим – маловато остается. Поэтому решили, что снимаем эти 25%, а в 2013 году делаем надбавки за определенную нагрузку. Например, за руководство методобъединением или какой-то творческой группой. Но получилось, что не всех поровну простимулировали, поэтому и начались обиды.- Как сложилась ситуация в мае?- Мы снова получаем прибавку. За все месяцы в этом полугодии выданы премии, и за май люди получили от 15 до 30 тысяч. Конечно, максимальные суммы – это почти за две ставки. Например, у нас учитель физкультуры ведет очень много часов, примерно столько же учитель физики, учитель истории. Двух ставок не набирается, поэтому второго преподавателя мы не берем, и на одного получается повышенная заплата.Еще нам прислали письмо из области, где объясняется, как в каждом квартале этого года будет повышаться зарплата. К 2014 году средняя обещана до 24 тысяч рублей. Надежда появилась.- Как вы распределяете заработную плату?- У нас есть группа по распределению, куда входят представители администрации, профсоюза и родительского комитета. Мы и раньше совместно это делали, всегда вывешиваем «простыню» с плюсиками – кому и за что, сколько. Стараемся отмечать заслуги каждого учителя, чтобы никого не обидеть. Мы никогда не делали это кулуарно, нельзя распределять одному директору, всем вместе надо. И открыто. Тогда будет понимание.КомментарийТамара БИРЮКОВА, председатель Воронежского обкома Профсоюза работников народного образования и науки РФ:- 5 июня в обкоме профсоюза обсуждались вопросы оплаты труда педагогов Воронежа. Присутствовали руководители органов управления образованием области и города, заместитель главы администрации Воронежа по социальной политике, депутаты городской Думы, директора воронежских школ. Одной из проблем, которую подняли представители города, был несправедливый подход к финансированию общеобразовательных учреждений области, когда малочисленным сельским школам выделяется гораздо больше средств, чем аналогичным городским школам. Руководитель областного Департамента образования, науки и молодежной политики Олег Николаевич Мосолов пообещал рассмотреть вопрос о специальном повышающем коэффициенте для малочисленных городских школ.Но обком профсоюза считает, что уже сегодня росту заработной платы учителей малочисленных школ могло бы способствовать увеличение базовой ставки. Эта рекомендация Департамента образования к началу 2013 года была выполнена во всех муниципалитетах, за исключением Воронежа. Базовая ставка учителя здесь по-прежнему остается на уровне 6212 рублей, а не 8144 рубля.Обком профсоюза выступает за введение в области минимальных штатных расписаний для образовательных учреждений разных типов, что станет еще одним шагом к решению проблем малочисленных школ. Проекты соответствующих документов уже подготовлены Департаментом образования и переданы в образовательные учреждения для обсуждения.Кроме того, на состоявшемся 11 июня президиуме обкома профсоюза было принято решение обратиться к губернатору Воронежской области Алексею Васильевичу Гордееву с предложением увеличить нормативы подушевого финансирования общеобразовательных учреждений до таких размеров, которые позволят малочисленным школам создать полноценные условия для реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов, в том числе обеспечить зарплату педагога на уровне не ниже средней по региону. Если сегодня нормативно-подушевое финансирование является основной нормой закона об образовании, то увеличение нормативов – это единственный путь решения острых проблем школ.
Комментарии