Мы настолько увлеклись обучением наших детей, что забыли о том, что самая суть образования ребенка – это созидание его счастливой жизни. Ведь именно счастливая жизнь – то, чего мы от всей души желаем и своим детям, и себе. В жизни каждого ребенка происходит переломный момент – это момент поступления в школу. Принято считать, что младший школьный возраст – это относительно спокойное время в детском развитии, но это далеко не так, это всего лишь заблуждение взрослых, которые бывают недостаточно чутки к переживанию детей. Каждый год, когда ребенок в нашей прогимназии садится за парту, вместе с ним мысленно за эту парту садятся и его родители. Взрослые понимают, что именно там, за школьным порогом, и проявится их воспитательная работа.
Анастасия КАВЕРНИКОВА, педагог-психолог прогимназии №1882, победитель окружного этапа конкурса «Учитель года-2008» в номинации «Педагог-психолог»:
Существует множество условий для целостного развития ребенка, но одно из самых важных – это тесная взаимосвязь между учителями, психологами и родителями. Личность ребенка не может формироваться только в школе или только в семье. Он воспитывается одновременно и в школе, и в семье.
В первом классе ребенок адаптируется к школе, и в это время происходят значимые изменения в его поведении. Раньше он был беззаботный, погруженный в игру кроха. И вот уже он школьник, жизнь его наполнилась определенными требованиями, обязанностями и ограничениями. Теперь ребенок должен каждый день подчиняться школьным правилам, и от его успешности зависят взаимоотношения с обществом, с окружающими его людьми. Некоторые дети достаточно быстро адаптируются к школе, в течение трех месяцев они вливаются в школьную жизнь, в новый коллектив. Другие имеют более длительный период адаптации, им сложно принять сложившуюся ситуацию, но обычно к концу первого полугодия все стабилизируется. Как раз в этот период моя роль как психолога очень важна. Для того чтобы адаптация в школе проходила менее болезненно, я провожу занятия в игровой форме, с помощью которых помогаю детям сформировать «внутреннюю позицию школьника» – это личностно-мотивационная сфера, волевая сфера, учебно-познавательная.
Наши вчерашние дошкольники приняли на себя совершенно новую роль – роль ученика, и, как следствие этого, возникает новая форма общения – деловое общение. Культурно-речевое воспитание детей – дело большой социальной значимости. И чем раньше начинается речевое обучение ребенка, тем больше возможности для овладения разносторонними коммуникативными умениями. Чем сегодня и занимаются педагоги, психологи и логопеды нашей прогимназии.
Я на своих занятиях, педагоги на уроках последовательно формируем и развиваем коммуникативные и учебные умения в тесной взаимосвязи. Благодаря этому наши ребята в дошкольном и младшем школьном возрасте обучаются родному и иностранному языкам в одной параллели.
Обучение детей иностранному языку в начальной школе создает совершенно иную психологическую ситуацию. Происходит развитие всех психических функций ребенка, в том числе и его речевых способностей. В нашей прогимназии ребенку создаются условия для адаптации к новому языковому миру и преодоления психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения. Иными словами, психологи совместно с педагогами готовят ребенка к общению на иностранном языке.
Владение иностранным языком становится одним из главных элементов культуры современного школьника. Главное, чтобы урок иностранного языка строился на игровой, сюжетно-ролевой основе. В уроках, построенных на сказочных сюжетах, формируются элементы этикета, культура общения, уважение и познание иных традиций.
У детей в этом возрасте преобладает непроизвольное запоминание. Они с легкостью запоминают что-то яркое, увлекательное, интересное для них. Что мы и можем предложить им в игре и игровых ситуациях, так как в них есть правила, которые требуют от детей быть внимательными, корректными, спокойными. Благодаря этому у детей повышается уровень произвольного внимания, запоминания, эмоциональной сдержанности. А это помогает каждому ребенку выучить иностранный язык и общаться с помощью него. Ну а если этого не происходит? Возможно, мы не учли его индивидуальные особенности или не сформировали определенные умения.
Почему же возникают трудности в усвоении иностранного языка у младших школьников?
– Зачем мне иностранный язык? Я могу разговаривать и на своем родном языке! (Саша, 7 лет.)
У ребенка нет мотива для овладения иностранным языком. Он знает свой родной язык, с помощью которого решает проблемы общения, удовлетворяет основные жизненные интересы.
Как еще мы можем познакомить младших школьников со сверстниками из других стран, с их традициями, интересами, воспитать дружелюбное отношение к своим зарубежным сверстникам?
Когда ты знаешь иностранный язык, для тебя открыт весь мир – это интересные знакомства, посещение новых стран, постоянное расширение кругозора.
Что еще может препятствовать изучению иностранно языка?
Так или иначе, на уроке иностранного языка ученик смешивает свой родной язык и иностранный. Ребенок автоматически переводит смысл иностранного слова на родной. Когда ребенок строит предложение, он использует речевую структуру родного языка. Следовательно, в изучении иностранного языка родной язык может его просто вытеснить.
– Я стесняюсь говорить иностранные слова. Вдруг я скажу их неправильно, и все будут смеяться. (Лена, 8 лет.)
У таких детей существует личный психологический барьер, который переступить им очень трудно. Это может привести к снижению самооценки ребенка, к ухудшению учебы в отношении иностранного языка. В этом случае многое зависит от учителя, от его индивидуального подхода к каждому ученику. Положительные высказывания, поощрение, когда ребенок достиг успеха, – самый верный способ стимуляции ученика.
Представление родителей об изучении иностранных языков различно. Одни хотят, чтоб их ребенок мог говорить не только на своем родном, но и на иностранном языке. Другие, наоборот, не хотят знакомить его с иностранным языком, опасаясь того, что он плохо усвоит свой родной язык и для него это будет большим стрессом. Можно совершенно точно заверить родителей, что дети, изучающие иностранные языки, не только не отстают от своих ровесников, но могут и опережать их по многим показателям нервно-психического развития.
Главное – взрослым надо помнить, что ребенок должен овладевать иностранным языком естественным путем, так, как родным.
Комментарии