search
main
0

Маленький герой Э.Сетона-Томпсона. Урок-игра по рассказу «Чинк»

В 2007 году издательство «Дрофа» выпустило книгу Татьяны Григорьевны Соловей «Уроки зарубежной литературы в 5-9 классах к учебникам Н.П.Михальской». Это методическое пособие вышло в серии «Мастер-класс», которая обобщает педагогическую практику лучших учителей России. Книга Т.Г.Соловей призвана помочь учителям, работающим по программе Н.П.Михальской «Зарубежная литература. 5-11 классы». Автор – учитель-практик с большим опытом работы – предлагает конспекты уроков, где показано, как можно сделать занятия интересными и запоминающимися, используя музыку, изобразительное искусство, элементы исследовательской деятельности.

Рассказы Э.Сетона-Томпсона о животных с удовольствием читают как дети, так и взрослые. Многие из них поражают своим драматизмом, жестокостью жизненной правды («Лобо», «Мальчик и рысь», «Виннипегский волк» и др.). Мне не раз приходилось слышать вопросы родителей, зачем, мол, такие «жестокие» произведения изучать в школе, дети сильно расстраиваются и переживают. Но разве не через сострадание воспитывается душа человеческая?..

Урок 1

Часть кабинета превращается в «телестудию»: на доске на большом плакате название передачи «В мире животных», фотографии зверей, рисунки писателя, его портрет, выставка книг. На столе микрофон и письма читателей, приготовленные для чтения.

Звучит музыкальная заставка передачи, и ведущий располагается за столом.

Ведущий. Добрый день, уважаемые телезрители! Сегодня наша передача будет посвящена животным, которых мы знаем лучше других, или, по крайней мере, нам так кажется. Как вы думаете, каким? Правильно, собакам.

Мы сегодня пригласили в студию человека, который, наверное, лучше других знает домашних любимцев – собак и их предков – волков. Недаром даже многие свои письма друзьям-индейцам он подписывал «Черный волк». Это канадский писатель Эрнест Сетон-Томпсон. Он посвятил животным множество интереснейших рассказов: «Снап», «Бинго», «Вулли», «Чинк» (о собаках), «Лобо», «Виннипегский волк», «Тито», «Бэдлендский Вили, или Волк-победитель» (о волках).

Появляется ученик, исполняющий роль писателя.

Сетон-Томпсон. Здравствуйте! Мне очень приятно быть гостем такой прекрасной передачи, потому что я очень люблю животных.

Ведущий. А вы не помните, когда впервые ощутили в себе тягу к миру природы, к ее изучению?

Сетон-Томпсон. Мне кажется, она была всегда. Хотя, вы знаете, помнится, когда мне было лет шесть и мы переехали из Англии в Канаду, я очень страдал от суровой зимы.

Маленькая птичка прилетела на тополь около нашего дома и тихо запела. Кто-то из старших мальчиков сказал, что это синяя птица. Мне показалось, что я видел ее синюю спинку. Снова и снова пела она свою нежную песенку.

Не знаю почему, но я вдруг разрыдался. Я был взволнован этой песней до глубины души. С тех пор каждый год я ждал свою синюю птичку и с ней весну»1.

Может быть, именно тогда во мне и родилось сильное стремление познавать мир живой природы, приближаться к нему.

Однажды я узнал, что вышла в свет книга А.М.Росса «Птицы Канады». Стоила она один доллар. С того момента, как я ее увидел, она стала моей мечтой. «Чего бы я только не отдал за то, чтоб у меня был доллар!»

Ведущий. Разве это такая уж большая сумма? Неужели вам не могли подарить эту книгу родители? Тем более это книга, а не игрушка.

Сетон-Томпсон. Мы были не так уж богаты. К тому же отец был против моих занятий естествознанием. Я мог рассчитывать только на себя.

Ведущий. Наши юные читатели очень любят ваш рассказ «Чинк». Им нравится его герой – веселый и мужественный пес. Вот что они пишут о нем.

Ведущий зачитывает отрывки из писем.

Ведущий. Многие телезрители давно просят нас показать фильм по этому рассказу. Мы решили выполнить просьбу ребят – создать мультфильм «Чинк», даже уже начали работу над ним. Посмотрите на эти рисунки. Как вы считаете, господин Сетон-Томпсон, должны ли герои этого мультфильма быть явно мультипликационными, как, например, герои фильмов Уолта Диснея?

Сетон-Томпсон. Вы знаете, мои рассказы – не выдуманные истории, не сказки. Они положили «начало новому, реалистическому направлению в литературе о животных». «До сих пор были известны только басни, сказки о животных и такие рассказы, где животные разговаривают и ведут себя, словно люди, переодетые в шкуры зверей». Таких-то животных мы и видим в фильмах Уолта Диснея. А у меня животные всегда остаются животными, пусть со своими характерами, повадками, привычками, но животными…

Ведущий. Спасибо вам, уважаемый господин Сетон-Томпсон. Надеемся, что мы еще встретимся с вами на премьере мультфильма «Чинк». До скорой встречи!

Сетон-Томпсон. Буду с нетерпением ждать приглашения. До свидания, дорогие друзья. Спасибо! (Уходит.)

Звучит музыкальная заставка передачи.

Итак, первый этап игры закончен: учащиеся познакомились с личностью писателя, его биографией, восприятием животного мира. Теперь предстоит проанализировать рассказ в целом и подойти к его творческому воспроизведению в виде «мультфильма».

Учитель. Чтобы у нас получился интересный и правдивый фильм, мы должны решить для себя, какие мысли и чувства он должен вызвать у зрителей, а затем подумать над тем, как мы этого добьемся.

Ребята говорят о том, что мультфильм должен быть добрым. Нужно выразительно показать веселый, непоседливый нрав щенка и его мужество и в то же время злобность и агрессивность койота. Зрители должны проникнуться симпатией и сочувствием к собаке и неприязнью к ее врагу. Необходимо донести до них и роль людей в этой истории: ведь именно люди спровоцировали вражду между псом и койотом, натравив Чинка на него.

Какой должна быть интонация повествования? Останется ли она одинаковой на протяжении всего фильма?

Начало мультфильма, вероятно, будет смешным, так как Сетон-Томпсон с мягким юмором описывает проделки Чинка, затем юмор сменится сочувствием, автор называет Чинка «бедным псом», его жизнь – «сплошные мучения»; а койота – «мучителем» и наконец, сочувствие превратится в восхищение, ибо писатель назовет щенка «маленьким героическим псом», «маленьким героем».

Когда зритель будет смеяться, а когда – переживать за героя?

Смех вызовут эпизоды охоты Чинка на сусликов, попытки взобраться за белкой на прямую сосну, а преследование Чинка койотом заставит посочувствовать герою и т.д.

Теперь, когда рассказ проанализирован, шестиклассники делят его на смысловые отрезки, которые станут основой будущего мультфильма. В результате коллективной работы получается примерно такой план:

План

1. Характер, повадки и проделки Чинка.

2. Первое столкновение собаки с койотом.

3. Постоянные преследования Чинка «хулиганом».

4. Отъезд Билла и его наказ Чинку.

5. Поединок Чинка с койотом.

6. Возвращение Билла и спасение Чинка.

7. Возмездие.

Составлением плана завершается первый час занятия. В течение второго часа детьми будет выполняться творческая работа: составление сценария мультфильма.

Урок 2

Учитель. Все вы, конечно, любите мультфильмы, но мало кто задумывался над тем, как непросто сделать такой мультфильм. Главным лицом в создании любого мультфильма является художник, потому что зритель видит мир, созданный его воображением. Именно он придумывает героев, декорации.

Помимо художника-постановщика над мультфильмом работают еще и художники-мультипликаторы, которые с помощью прорисовки статичных фаз движения оживляют героев, наделяют их пластикой и мимикой. Есть еще художники-фоновщики, рисующие фон, на котором происходит действие, и художники-фазовщики, расчленяющие одно движение персонажа на 24 рисунка.

Звукооператоры подбирают звуковое сопровождение фильма: музыку, различные шумы, спецэффекты.

Сейчас мы разделимся на три большие группы с режиссером во главе. Задача каждой группы – подготовить сценарий одной из частей рассказа Сетона-Томпсона «Чинк» для съемки мультфильма по нему.

Чтобы сценарий получился, надо вспомнить эпизод, представить его на экране и подумать, какое значение он имеет в рассказе, какое настроение он должен вызвать у зрителей и каким образом можно этого добиться; определить, кто и что будет в центре кадра, какую роль будут играть другие персонажи, на каком фоне происходит действие.

Выбором плана съемки режиссер осуществляет свое понимание содержания, его трактовку: 1) общий показывает героя во весь рост на фоне окружающей среды; 2) средний располагает сюжетно важную часть эпизода в центре кадра; 3) крупный выделяет важные смысловые детали.

Каждая группа получает сценарный лист. Задача группы – заполнить его: «сценарист» кратко излагает содержание эпизода, «художник-постановщик» подробно описывает действие, происходящее в кадре, «художник-мультипликатор» описывает пластику и мимику героев, «звукооператор» придумывает звуковое оформление фильма, «художник-фоновщик» сосредоточит свое внимание на фоне. А руководит всей работой «режиссер» фильма. Он распределяет обязанности в мини-группах, координирует работу, следит за заполнением сценарных листов.

После этого вступительного слова учителя дети получают сценарные листы и приступают к творческой работе.

Сценарный лист №1

1. Йеллоустонский парк.

2. Билл и Чинк в парке или у палатки (на выбор).

3. Проделки Чинка (сапоги хозяина, кошка, фургон и др.).

4. Попытка Чинка поймать белку.

5. Охота Чинка за сусликами.

6. Билл забрасывает шляпу в осиное гнездо.

Сценарный лист №2

1. Койот бродит вокруг лагеря.

2. Койот с пригорка наблюдает за людьми.

3. Люди натравливают собаку на койота.

4. Погоня Чинка за койотом и посрамление щенка.

5. Преследование Чинка койотом.

6. Билл отдает Чинку приказ сторожить.

Сценарный лист №3

1. Чинк и горец.

2. Чинк проголодался.

3. Койот гонит Чинка к палатке.

4. Поединок Чинка с койотом.

5. Возвращение Билла и спасение Чинка.

6. Возмездие и уход Билла и Чинка из лагеря.

Сначала ребята обсуждают свой сценарий в группах, вырабатывают единую точку зрения, а затем каждый из них в соответствии с общим решением выполняет свою часть работы.

По окончании работы должно получиться примерно следующее:

По окончании работы листы с отдельными кадрами скрепляются между собой так, чтобы получился один сценарный лист. Три таких листа при желании тоже можно соединить.

Обязательная часть этой творческой работы – анализ результатов.

Подобный вид деятельности вызывает у учащихся живой интерес и дает довольно высокие результаты: ребята не только заново осмысливают содержание произведения, перечитывают его более внимательно, но и учатся фантазировать, развивают образное мышление, творческие способности, речь, учатся читать осмысленно. Коллективное творчество взаимообогащает их, приучает к сотрудничеству.

__________

1 При подготовке инсценировки использовалась книга: Сетон-Томпсон Э. Моя жизнь. Маленькие дикари. М., 1991.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте