search
main
0

Маленькие трактаты

Ребенок, Бог и смерть

Бог, смерть, смысл жизни – как рано маленький человек попадает в царство неразрешимых вопросов. (На самом деле – в шесть). В той ли, иной ли форме он задает их нам, надеясь, что мы знаем ответы. Вот, к примеру, крошка-сын в стихотворении Маяковского спросил у отца, конечно, нечто большее, чем то, на что получил ответ. Ведь папа-пролетарий ответил ему в том духе, что-де будешь чистый – хорошо, а грязный – ну, значит, плохо.

Нам ведь тоже не ответили на все эти вопросы, хотя и мы их задавали… Так что знаем ли мы сами на них ответ? А что скажет мировая философия, голос которой, впрочем, слишком тонкий, мы давно отучились слышать, еще со времен диалектического материализма?

Попробуем же ответить сначала себе…

Верим ли мы в Бога?

Вопрос этот означает: верим ли мы в то, что все имеет смысл, т.к. Бог – это “смысл” (логос) бытия? Итак, есть ли у переживаемого нами смысл-логос?

Будущее покажет, ибо “будущее отбрасывает свою тень в прошлое”. Смысл миру придаст его конец, если он, разумеется, будет. Вот почему Бог приходит в мир, возвещая конец мира: смысл предполагает законченность.

Так и человек. Ибо только в смерти, законченности, в очерченности круга человек оказывается завершенным и целостным. Все это напоминает недосказанную фразу: смысл ее становится понятным, когда уста перестают говорить. Наша жизнь и жизнь мира – все это незаконченная фраза, обретающая смысл только при своем завершении.

“Я – Бог жизни, а не смерти”. Смерть – это на самом деле жизнь. А пока все мы живы, никто не вправе судить – “не судите, да не судимы будете”, – что мы такое. Да мы и сами не можем ничего о себе сказать. Мы еще не живы, пока еще мы не родились. Может быть, последний миг жизни человека полностью ее изменит?

Итак, желающие постичь Бога – моменто мори!

…А он ее боится – смерть. Он ежится на кровати, потом встает и в своей длинной ночной рубахе идет на кухню. Он садится на стул. Он включает свет. Я подхожу сзади и обнимаю его за шею. “Не бойся, не бойся, маленький, я с тобой, я здесь, я – не сплю”.

Не думать, не переживать, не смотреть в этот омут бездонный – он еще этого искусства взрослого не изучал. Как не изучал и взрослой проблемы соотношения материи и сознания. Радужка его глаз – прозрачна. Ночь входит в них, не встречая преград.

Есть бытие, все, бытие-в-целом. Его-то мы и называем материей. Оно не может не быть, оно – существующее, а существующее необходимо существует. Сущность же сознания в том, что его форма постоянно исчезает, бесконечно пластична. Сознание именно тем побеждает материю (бытие), что подчиняется ему подобно борцу дзюдо, следующему движениям противника: оно исчезает, меняет свою форму под влиянием, под властью бытия. Оно существует, теряя бытие, и не существует, превращается в естество, в природное, пытаясь сохранить себя. Отдавая, оно приобретает, приобретая – теряет.

Вот почему сознание в каком-то смысле не существует. Это единственный “объект” в мире, который существует только тогда, когда теряет свое существование. И это совершенно не случайно, что когда мы пытаемся искать свою “сущность”, то обязательно думаем о смерти. Смысл жизни человека – в подчинении (“отражении”) материи, ибо победить ее можно, только играя с ней в поддавки. Нужно исчезнуть, раствориться, отразить реальность (откуда – познание), стать таким зеркалом, в котором ничего своего, ничего от “материала зеркала”, т.е. от материи мозга, нет.

“Я ими всеми побежден – и только в том моя победа”.

Быть Ничем.

Дело не в том как раз, что бытие определяет мышление. Оно лишь только должно его определять. Но поскольку наше мышление не совершенно, бытие как раз его и не определяет. Как только мышление становится самим собой, т.е. истиной, “ленинское соотношение” возникает, и материя начинает его определять. Наша задача – добиться этого, но нельзя же возводить задачу (решаемую всею жизнью) в повседневную норму для мышления, мы не Боги. Именно и интересно, в чем мышление не определяется материей, как получаются наши постоянные ошибки и проколы.

Мы “становимся сами собой”, то есть обретаем или создаем свою субъективность, когда наконец – перестаем представлять собою что-то. Когда перестаем хотеть самовыразиться. И ничего не оставляем “себе”.

Вивекананда рассказывал сказку о соляной кукле, которая хотела узнать глубину океана. Она растворилась. И мы тоже должны “раствориться”, потому что к глубинам океана нет другой дороги, чем самим стать океаном.

Он уже спит у меня на руках. Я несу его в комнату. Какой он большой, совсем большой вырос. Когда спит – губы шевелятся. Что-то говорит кому-то, кто привиделся во сне. Когда я думаю о нем, я забываю и о делах, и о своих мыслях, и о смысле бытия, и о творчестве, и о необходимости самовыражения. Ты помогаешь мне быть ничем. Соляной куклой. А значит – быть.

Евгений БЕЛЯКОВ

Семейное чтение

Сердце ваше должно быть дома

Среди множества изданий, посвященных семейному воспитанию, новый журнал “Домашнее воспитание”, рожденный старейшим “Народным образованием”, кажется, займет свое место, заставив несколько потесниться своих собратьев и конкурентов. Самому широкому кругу читателей предназначены статьи психологов, ученых, специалистов. А главное, что новый журнал еще и еще раз напоминает всем, что человека творит семья, родной дом, они первичны, а детские учреждения только дополняют, помогают взращиванию будущей личности.

Любопытна беседа православного священника, педагога, кандидата психологических наук Бориса Ничипорова, которая называется “Сердце должно быть дома”. Он называет семью мировой, вселенской тайной. “Настоящий отец – не только добытчик, он и молитвенник за свой род, и предстатель за него перед Богом”. Присмотреться к своему ребенку более внимательно, почувствовать еще большую ответственность за него приглашает статья кандидата психологических наук Аллы Андреевой “Зачем человеку детство?”. И еще мне очень хотелось бы обратить внимание читателей на одну публикацию, которая связана со здоровьем наших детей. Речь – о статье Раисы Фирсовой “Эта многоликая игрушка”. Автор предостерегает взрослых: будьте внимательны при покупке игрушек для своих детей.

Кроме того, в этом и последующих номерах журнала можно найти уроки рисования и кулинарии, рукоделия, игры, загадки, стихи под рубрикой “Вместе с детьми”, современные развивающие программы и методики.

Елена ВАЛЬКОВА

Дневник тети Оли

Я не болтаю – я размышляю

Продолжение. Нaчало в © 17 с.г.

В нашей семье преобладают гуманитарии – моя мама, сестра, мы с мужем, и только Леня, муж сестры, отец Феденьки и его старшего брата Вани, – математик. Но и Ваня, и Федя унаследовали именно научный стиль мышления и речи. Ваня учится в аспирантуре института океанологии после окончания в прошлом году географического факультета МГУ. Феденька же, едва научившись говорить, обожал поразмышлять со мной на даче об устройстве Вселенной и атомов. Все дошкольное детство любимые книги его были – энциклопедии, любимые экскурсии до сих пор – в музей Дарвина, музей минералов и прочие. Любимые герои – динозавры с дотошным перечислением всех их видов, подвидов, времени и места проживания.

И вот уже сейчас, во втором классе, сочинения типа “Мой самый лучший день каникул” для него каторга, если описывать приходится дни рождения и прочие праздники. Он ныл и вздыхал, пока не сообразил: “Идея! Мы же с мамой ходили на каникулах в музей Дарвина!” И он тут же упоенно принялся описывать содержимое стендов, виды и подвиды…

Часами, сидя с папой за компьютером, он уже исхитрился испортить себе зрение, окулист запретил ему эти занятия и строго ограничил время чтения, что особо труднодостижимо, ибо читает он постоянно, в том числе и за едой. Весь первый класс сестра пыталась найти ему такого же книжного приятеля, но не смогла: по всем данным, число читающих детей сейчас резко сократилось из-за влияния телевизора и компьютерных игр.

Обычная разговорная речь Феденьки строится им по типу математических задач: “дано… – следует доказать…- в итоге имеем…” Например, нагулявшись со мной по окрестностям и полакомившись любимой сладкой ватой, он подытоживает: “Итак, делаем выводы. Мы быстро собрались и пошли гулять из-за гиперхотения сладкой ваты. А затем произошло гиперпоедание сладкой ваты…” В таком вот ключе он может болтать часами. Уточняя при этом: “Я не болтаю – я размышляю”.

Ясно уже, что его, скорее всего, тоже ждет научная карьера, как у папы и старшего брата. Я же люблю анализировать, из каких детских мелочей и случайных обстоятельств складывается серьезное взрослое будущее у моих племянников. Например, Ваня в первом классе собирался заняться в будущем бионикой, но во втором классе в школе на День республик бабушка сшила ему грузинский костюм, после чего он заинтересовался флагами тогдашних союзных республик, потом флагами государств всего мира, затем их названиями и столицами, а уже на географическом факультете приобрел специальность картографа.

…Приятель-сосед как-то принес Феде цветы с необычным строением. Федя удивился, почему именно ему? “А как же, – пояснил сосед, – ты же будешь ботаником”. “Нет, на первом месте у меня другие профессии: энтомолог, ихтиолог, вулканолог и только потом ботаник”. Приятель вытаращил глаза от удивления, он и слов-то таких не знал.

Но какую бы профессию он ни выбрал, я рада, что в выборе этом будет присутствовать и папина ласковая улыбка, когда он разъясняет Феде сложные научные категории, и мамин здоровый рационализм, и бабушкина любовь ко всему живому…

Ольга МАРИНИЧЕВА

Фитобар

Сныть под ногами и… на столе

Снедать по-старославянски значит обедать, а снедь – это вкусная еда. С древних времен непременный компонент снеди – нежная зелень, одной из первых появляющаяся ранней весной. Ее употребление в снеди было столь обычным, что назвали ее сныть. Поэтому слова “снедь” и “сныть” так созвучны!

Как только пригреет весеннее солнышко, тут же появляются листочки сныти из корневищ, находящихся в земле и богатых питательными веществами, запасенными с осени. Искать сныть надо под деревьями возле домов, на открытых солнечных лужайках она не растет. Сныть легко можно узнать по листьям. Черешок листа наверху разветвляется на три очередных более тонких черешка, а тот в свою очередь еще разветвится на конце. К последним прикрепляются девять отдельных долек, но иногда некоторые соседние срастаются друг с другом, и их количество становится меньше.

Соцветия у сныти появляются в конце мая – начале июня и похожи они на соцветия моркови, то есть напоминают белые зонтики. Листочки и стебли сныти содержат витамин С, железо, медь, марганец, бор, титан, каротин (провитамин А), сахар, клетчатку, белковые вещества, эфирные масла.

Наряду с крапивой, одуванчиком, лопухом сныть используется для приготовления щей, салатов, соусов. Щи из нее похожи на капустные. Стебли и листья заквашивают, солят и зимой используют вместо капусты. Сныть важна и как лекарственное средство. Ценное сочетание витамина С и микроэлементов железа, меди и марганца эффективно при лечении некоторых видов малокровия. Сныть улучшает работу желудочно-кишечного тракта, уменьшает отеки, поскольку способствует выведению жидкости из организма, заживляет раны, ожоги.

Приведем рецепты блюд из сныти.

Сныть соленая. Один килограмм промытых листьев молодой сныти поместить в банку, пересыпать солью (50-55 г), слегка потолочь деревянной толкушкой и поставить в темноту на 10-12 часов. Объем сныти уменьшится, и тогда сверху надо добавить новую порцию листьев с солью и опять потолочь. Таким образом банку заполнить доверху и поставить на холод. Использовать как приправу для приготовления щей и вторых блюд.

Сныть квашеная. К одному килограмму сныти добавить 50-60 граммов листьев щавеля и 40-50 граммов соли. Все листья перемешать с солью и сложить в кастрюлю, накрыть тарелкой, положить груз (банку с водой). Через один-два дня можно использовать в пищу.

Салат из сныти. К 150 г листьев добавить тертый хрен (15-20 г), майонез (1-2 ложки), соль. Перемешать.

Порошок из сныти. Молодые стебли и листья сушатся в тени. Измельчаются, просеиваются через сито. Порошок зимой используют в супы, соусы.

Суп из сныти. К 100 г измельченных листьев добавить две ст. ложки горячей воды и дать вскипеть, охладить, добавить огурцы, нарезанные мелкими кубиками, лук зеленый, укроп, полстакана простокваши, полтора стакана кваса, один грамм готовой горчицы, яйцо.

Тамара ЛИХОЛАТ,

доктор биологических наук, профессор

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте