У Ольги Волковой очень редкий дар – распахивать сердце навстречу людям. Все жизненные неприятности она встречает с юмором. В кино это поистине уникальная актриса, такая же непредсказуемая, постоянно удивляющая и необычайно талантливая, способная наделить обаянием даже своих отрицательных героинь.
Ольга Волкова была ведущей актрисой ленинградского ТЮЗа, играла в Театре комедии. К ней с большим уважением относился Георгий Товстоногов, когда она работала у него в БДТ. У актрисы свыше 50 ролей в кино. Среди наиболее запомнившихся – в картинах Эльдара Рязанова (буфетчица Виолетта в «Вокзале для двоих», сволочь-начальница в «Забытой мелодии для флейты», модистка-француженка в «Жестоком романсе», баба Катя в «Небесах обетованных», врач-окулист в «Привет, дуралеи!» Зрители постарше запомнили именно ее в маленькой роли в старом-престаром фильме «Летучая мышь». Она сыграла там барышню, которую мамаша на балу учила строить глазки кавалерам.
– Ольга Владимировна, в кино вы ведь начинали с небольших ролей…
– И продолжаю играть в основном эпизоды. В кино, кстати, решила попробовать себя в пятнадцать лет. Я тогда узнала, что нужна девочка в картину «Два капитана». Роль мне не дали, но взяли в массовку. Так я в ней и застряла.
– Что за история с ролью шута в картине Григория Козинцева «Король Лир»?
– Вначале на эту роль рассматривалась кандидатура Алисы Фрейндлих. Но как раз в это время Алиса Бруновна родила дочку и немного поправилась. К тому же съемки должны были проходить в Средней Азии, где стояла сильная жара, и все боялись, что Фрейндлих не сможет выдержать таких нагрузок. Тогда стали искать другую травестийную актрису, и случайно выбор пал на меня, в то время актрису ТЮЗа. Я была тогда очень худой, уверенной в себе молодой актрисой, и мне так хотелось получить эту роль, что я вызнала телефон Григория Михайловича Козинцева и добилась с ним встречи. Мы долго проговорили, он сам присутствовал на пробах. Я так старалась, мой шут, по-моему, получился просто замечательным, но… самым странным образом меня почему-то на эту роль не утвердили. В итоге ее сыграл замечательный актер Олег Даль. Узнав об отказе, я впервые в жизни разрыдалась…
– Меня всегда удивляло, что такую талантливую актрису, как вы, режиссеры снимают только в эпизодах.
– Да это же очень трудный жанр! Порой эпизодическую роль бывает играть гораздо интереснее, чем главную, и зрители ее нередко лучше запоминают.
– Согласен. Я, например, с удовольствием вспоминаю вашу воспитательницу в картине «В моей смерти прошу винить Клаву К.».
– Эту картину снял режиссер Эрнест Ясан. Свою воспитательницу я «списала» с одного персонажа с весьма мерзким голосом. С той поры меня и стали звать только на эпизодические роли. Но каждую из них я дополняю текстами, которые беру из жизни. Сначала старалась запоминать все, что слышала, а потом стала записывать.
– Невозможно забыть вашу бабу Катю в «Небесах обетованных».
– До этого я уже снималась у Рязанова, так что он меня как актрису знал. Картину снимали на самой настоящей свалке, которую нашли недалеко от «Мосфильма». Мы все время мерзли, но самыми страшными были съемки в КПЗ «Матросской тишины» и в настоящей психушке. С Лией Ахеджаковой и Валентином Гафтом мы несколько раз забирались в грузовик и зарывались в грязные, вонючие матрацы, которые взяли из «дурдома». Было дублей двадцать, приходилось очень тяжело. Но самое обидное, что ни один из этих дублей так в фильм и не вошел.
– А с кого вы «списали» даму-следователя в «Тихих омутах»? Вы где-то говорили, что прообразом была Галина Старовойтова.
– Нет, ну что вы! Мне всегда хотелось сыграть такую женщину, какой была Галина Старовойтова – женщину-воительницу. Меня как-то познакомили с ней, мы поговорили всего несколько минут, но впечатление осталось огромное. Одну из ее фраз я вставила в свою роль. А мой следователь, разумеется, самая настоящая идиотка, я же всегда играю какую-то степень отклонения от нормы.
– Слышал, что вам на съемках пришлось дрессировать ротвейлера.
– Не совсем так… Съемки проходили в чудных местах на Валдае, которые очень любит Эльдар Рязанов, в доме его друга. Снимали одну из сцен, когда приходит хозяин дома, роль которого играл Андрей Макаревич, с ротвейлером. И пес должен был на меня жутко залаять, испугать. Но он оказался такой добрый, что никак не хотел лаять. Мы уж по-всякому пытались пса разозлить – ни в какую. Привели другого. И я додумалась положить кусок колбасы… себе на голову: я собак не боюсь, умею с ними обращаться. Наш ротвейлер бросился за колбасой и задел когтями меня прямо по лицу. Было очень больно, но, к счастью, все обошлось. Потом оказалось, что рисковала зря: и этот эпизод в картину не вошел.
– Вы помните свое знакомство с Эльдаром Рязановым?
– Эльдар Александрович увидел меня в Ленинграде в спектакле «Сослуживцы», по которому затем был снят фильм «Служебный роман». Он тогда назвал меня гением и обещал снять в своей картине. Но так я тогда у него и не снялась. А потом Рязанов приехал в БДТ за Олегом Басилашвили, которому собирался предложить главную роль в «Вокзале для двоих». Олег, увидев, что мы с Рязановым расцеловались при встрече, поинтересовался, почему же он не берет в свои картины такую замечательную актрису. На следующий день я получила приглашение на роль Виолетты.
– Что вы делаете для того, чтобы хорошо выглядеть?
– Стараюсь высыпаться, еще стремлюсь всегда быть в ладу с самой собой и близкими. И потом я все время играю женщин без возраста и, скажем так, не самой красивой внешности, так что, слава Богу, у меня нет таких проблем, как у актрис, играющих центральные роли.
– Что вы любите? Давайте я начну, а вы продолжайте: плавать, кататься на велосипеде, танцевать…
– Очень люблю музыку, читать книги, общаться с родными, составлять букеты из засушенных цветов.
– С Вячеславом Полуниным у вас нет совместных проектов?
-У нас совершенно разный ритм работы. Недавно, например, он звонил, приглашал нас с сыном Ваней работать в Австралию, но это сейчас невозможно. Хотя работать с ним – настоящее счастье.
– Вы с Иваном тоже снимались?
– Мы снялись в новогодней двухсерийной картине: я сыграла бабушку, а он – главную роль. Получилось, по-моему, очень неплохо.
– О вас говорят, что вы на язычок острая.
– Может быть. Но я человек контактный и вовсе не похожа на одинокого волка. Очень не люблю всяких театральных посиделок, хотя сама выросла в театральной семье. Мне там становится скучно, кажется, что просто бесполезно теряю время.
У меня были замечательные братья. Они меня научили смотреть в глаза, не отрываясь, оба занимались боксом, и я научилась держать удар, не боюсь трудностей. Моим родителям жить было гораздо сложнее. Отца репрессировали, дедушку расстреляли, другого дедушку выслали на поселение.
– Вас почему-то совсем не видно на телевидении.
– Когда меня приглашают, я чаще всего отказываюсь. Очень не нравятся всевозможные телевизионные игры и шоу.
– Ольга Владимировна, что бы вы пожелали читателям «Учительской газеты»?
– Как можно меньше смотреть телевизор. Лучше всего слушать радиопередачи, хорошую музыку, побольше читать.
Комментарии