Наш коллектив педагогов-исследователей, изучающий динамику речемыслительного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, с тревогой констатирует рост процента детей с различными отклонениями от нормы в речевом развитии, выявленный при тестировании поступающих в 1-й класс школы. Неразвитость у дошкольников произвольного внимания, памяти, мыслительной активности все чаще становится “нормой”. У педагогов даже возник своеобразный критерий определения уровня общей готовности ребенка к школьному обучению – горящие любопытством, интересом глаза или ничего не выражающий взор маленького робота, напичканного определенными знаниями и умениями.
Причина в противоречии между правильными, научно обоснованными и многократно проверенными жизнью программами развивающего обучения дошкольника, его подготовки к тяжелому школьному труду и теми требованиями, которые предъявляют ему приемные комиссии престижных школ, куда стремятся определить своего ребенка родители, жаждущие успеха для него, заботящиеся заранее об обеспечении ему наиболее теплого и светлого места под солнцем.
Когда мы видим этих замученных такой подготовкой детей, то приходит на память яркая картинка из журнала “Крокодил” 20-летней давности – диаграмма успешности обучения в цвете. На картинке линейно расположены образы учащихся: зеленый и вытянутый, как парниковый огурец, отличник, чуть покруглее и посветлее, как кочанчик салата, – хорошист, затем похожий на недозрелый помидорчик – троечник и, наконец, румяный, круглый, блестящий помидор с веселым зеленым хвостиком – двоечник. По прошествии десятилетий эта диаграмма только опустилась на этаж ниже – в детский сад, и цвета приобрели более ядовитые оттенки, так как и “городская экология”, и напряженность жизни не прибавили здоровья ни детям, ни их родителям.
Как добиться, чтобы дошкольников именно развивали и готовили к обучению психологически и физиологически, а не “натаскивали” в угоду школьным учителям, которым потом, как им кажется, будет легко работать с хорошо обученными, читающими детьми?
Так как мы имеем возможность наблюдать за развитием детей на всех этапах – от 5-6 лет до 10-летнего выпускника из начальной школы, то можем с уверенностью сказать, что пришедшие в 1-й класс читающие, считающие в пределах сотни и каллиграфически пишущие ребятишки страдают сразу же двумя опаснейшими для дальнейшего продвижения пороками – отсутствием интереса к учению в 1-м классе и ощущением своего превосходства над теми, кто не обладает этими умениями на первых порах.
И эти два порока, укрепляясь, очень скоро становятся непреодолимым препятствием для динамичного продвижения ребенка на пути добывания знаний и формирования новых умений. Отсутствие интереса и вкуса к добыванию все новых и новых знаний, к собственному творчеству делает безвкусной и неинтересной саму жизнь для маленького робота, глаза которого так и не загораются огоньком любознательности и вдохновения.
Так что же мы хотим знать о ребенке, пришедшем к нам в 1-й класс, и зачем мы вообще его “тестируем”?
Расскажем лишь о своей системе изучения детей 5-6-7-летнего возраста при поступлении в прогимназию “Пересвет”. Что же проверяют в беседах с детьми (мы не очень любим употреблять пугающий и не всем понятный термин – “тестирование”) психологи и логопеды?
Прежде всего состояние речевого аппарата. С грубыми органическими нарушениями рекомендуем направить ребенка в специализированные учебно-воспитательные учреждения. Однако если у малыша и его родителей проявляется очень большое желание поступить именно в русскую прогимназию и речевые недочеты поддаются исправлению в условиях неспециализированного учреждения, то мы ребенка принимаем и сразу записываем в группу целенаправленного обучения и индивидуальных занятий с логопедом.
Уровень активности, внимательность и любознательность проявляются даже на таком простом задании, как просьба прочитать любимое стихотворение. Ведь дети в большинстве своем ритмичны и музыкальны, любят поэзию. Однако бывает, что ребенок не может припомнить ни одной поэтической строфы и еще чаще не знает автора. Комиссия, которой приходится выбирать между таким ребенком и тем, кто на просьбу прочитать стихотворение спрашивает: “Что бы вы хотели послушать – Никитина, Тютчева или Пушкина?”, конечно, выберет последнего. Ведь даже в самой форме ответа просматривается уровень развития мышления и речи.
Конечно, для подготовки к серьезному гимназическому обучению желателен именно такой уровень развития и, кроме того, достаточное физическое и психическое здоровье, так как обучение потребует серьезных умственных усилий, работоспособности. К великому сожалению, практически так называемой 1-й группы здоровья почти не встречается.
И именно поэтому так важно на этапе поступления в развивающую и подготовительную группы дошкольной ступени прогимназии наиболее точно диагностировать уровень готовности к обучению каждого. Этот общий диагноз позволяет специалистам предельно дифференцировать и индивидуализировать процесс развивающего обучения при подготовке к школе на всех этапах.
Наша система подготовки прежде всего исходит из убеждения, что все дети, безусловно, талантливы. Наше дело – внимательно изучить потенциальные возможности каждого ребенка и на основе специально изобретенной методики скорректировать процесс развития каждого в соответствии с его возможностями. Все, что нужно для решения этой непростой задачи, – умное руководство со стороны квалифицированных педагогов в тесном творческом содружестве с воспитателями и родителями.
Поначалу наша исследовательская группа планировала занятия только в подготовительной группе. Однако чем больше мы углублялись в эксперимент, тем больше приходили к выводу о необходимости начинать эту работу раньше. Так мы добрались до самого благодатного, с нашей точки зрения, возраста – развивающей группы пятилеток. Именно в этом возрасте ребенок наиболее пластичен, эмоционально открыт, не разучился восторженно удивляться… Поэтому в развивающей группе мы наиболее успешно решаем задачи развития речевого дыхания, становления разных диапазонов голоса, разнообразной мимики, гибкости интонаций, четкой артикуляции всех звуков – гласных и согласных.
Далее в процессе систематических занятий мы решали задачи формирования произвольности поведения и учебной деятельности в целом. Так, опираясь на весьма продуктивный опыт Амонашвили, постепенно формируем у детей навык к определению структурных частей каждого занятия, умение ориентироваться в учебном времени. На доске вывешиваются красочно оформленные схемы, на которых в определенных условных знаках отражена последовательность во времени каждого этапа занятия. Иллюстрируют это быстротечное время и песочные часы.
В ходе специальных периодически повторяющихся занятий мы в игровой форме побуждаем детей к развернутому полному высказыванию, воспроизводя задачу каждого пункта плана. И это способствует развитию умения кодировать и декодировать нужные логотипы, обогащать словарный запас и оптимально организовывать свои учебные действия в рациональной последовательности, соответствующей задаче высказывания.
Выполняя последовательно упражнения на развитие выразительности мимики, жестов, голоса, дети прекрасно понимают, зачем им это надо, и затем сами в своих любимых играх “в школу” начинают обучать младших братьев, сестер, кукол…
Хотим подчеркнуть, что такая система развивающих упражнений в совокупности с другими программными занятиями по овладению начатками грамоты и речевому развитию создает все предпосылки для дальнейшего успешного обучения на всех этапах, без стрессов, падений и встряхиваний. Ребенок учится радостно, весело, не теряя интереса к учебной деятельности, несмотря на нарастание трудностей и повышение требовательности.
Софья ИВАНОВА,
к.п.н., зам. директора по научной работе в прогимназии-лаборатории “Пересвет”;
Алла ЯСТРЕБОВА,
к.п.н., научный консультант прогимназии-лаборатории;
Ольга ЛАЗАРЕНКО,
учитель-логопед
Комментарии