Наша природа больна, уже во многом разрушена и продолжает деградировать. Человек, именно человек, – виновник кризисного ее состояния. Это и неразумное хозяйствование, и расточительное использование природных богатств. Защитники природы бьют тревогу, но их не слушают. Кстати, в Государственной Думе длительное время лежит проект федерального закона «О внесении поправок в действующий закон «Об отходах производства и потребления». Видимо, наши избранники считают экологию делом второстепенным.
Но возникает некая надежда, когда читаешь социальные проекты участников Всероссийской акции «Я – гражданин России» (среди ее учредителей – «Учительская газета») на экологическую тему. Скажем, авторов проекта «Полиэтиленовые пакеты и упаковка: остаться в живых» из Петропавловска-Камчатского по-настоящему волнует растущее изо дня в день загрязнение благодатной и неповторимой по своей красоте природы родного края. Большая часть территории его завалена мусором, в том числе и упаковочными пакетами, и это уже угрожает здоровью и жизни людей. При горении полимеров выделяются яды, обладающие мощным мутагенным, иммунодепрессивным действием. Они накапливаются в организме человека, биосфере, в том числе в воде и пище. Школьники стали искать возможность, которая поможет хотя бы уменьшить количество полиэтиленового мусора в своем городе. Начали с широкой просветительской работы среди населения. Выпустили брошюры, плакаты, листовки. Призывали жителей не покупать в магазинах новые пакеты, а брать из дома уже использованные или вовсе заменить их бумажными или сумками из ткани. Судя по опросам, к их горячим призывам прислушалось 16,8% населения. Кстати, после введения платы за пакеты их потребление сократилось. Недалеко от поселка Черлак Омской области есть красивое озеро Ульджай. Оно когда-то славилось редкими растениями, занесенными в Красную книгу региона, а также большим запасом редких целебных грязей. И вот однажды ученики Черлакской школы отправились в поход. Им давно хотелось побывать на Ульджае. Но увиденное их огорчило. Представьте себе великолепный пейзаж на картине известного художника, но не в затейливой или, скажем, простой деревянной раме, а окаймленной битым стеклом, банками, пакетами и другим мусором. Такого быть не может?! «Ульджай надо спасать», – сказали ребята и вскоре начали разрабатывать проект «Мы за чистые берега». Они разослали письма сверстникам с предложением присоединиться к ним. Распространили плакаты и листовки. Им удалось создать большой волонтерский отряд, куда вошли и многие жители. Теперь волонтеры следят за чистотой берегов Ульджая. Да и сами отдыхающие стараются быть аккуратнее. Ученики 6-й школы города Хомска Сахалинской области, чтобы помочь природе, создали движение «Эжур» («Экология жизнедеятельности и устойчивое развитие»). Точно так называется и их социальный проект. Работа по его исполнению началась с составления экологической картины района. Состояние его оказалось почти катастрофическим. Реку Татарку жители превратили в свалку. Когда-то в ней водилась красная рыба, теперь нет никакой. А при впадении ее в Татарский пролив она была судоходной. Река давно обмелела из-за запруд из мусора. А на берегу моря обнаружили искусственные «экосистемы», населенные множеством насекомых. Да и в заливе оказалось немало мусора. Прибой уносит его далеко в море. Участники движения провели несколько десантов и очистили берега от мусора. Спустя какое-то время решили посмотреть, как теперь растет трава на просторе. И оторопели. Снова повсюду валялись бутылки, пакеты, обрывки газет, даже колеса от автомобиля. Они снова все убрали, однако мусор появился вновь. У ребят опустились руки… И тогда они обратились в общественные организации, в местные газеты, к депутатам. Затем авторы проекта провели большую пресс-конференцию «Экологические проблемы в городе», которая была показана по местному телевидению. Используя собранные ими исследовательские материалы, они составляли электронное экологическое пособие для учителей, по которому можно проводить занятия на тему «Экология и здоровый образ жизни». Ребята участвовали в дискуссиях, семинарах, где отстаивали свою гражданскую позицию. Как сводки с фронта, в наши дни поступают сообщения из разных уголков страны.Возле села Поросино есть красивый кедровый бор. Деревья в нем все сплошь старинные, почтенного возраста. Им не менее двухсот лет. Здесь любят отдыхать и местные жители, и приезжие из Томска. Но вот несколько лет назад лесу был подписан смертный приговор: деревья срубить (они якобы стали сохнуть), а на этом месте построить многоэтажные жилые здания. Жители поселка пытались защитить бор, но ничего не получилось. Уже срубили часть деревьев и начали закладывать первый дом, и вот тут вмешались школьники. «Мы спасем наш лес», – заявили они всем. Конечно, их борьба была долгой и сначала малоуспешной. Но постепенно к детям стали прислушиваться местные власти, депутаты. Искренне уверенные в своей правоте ребята заставили задуматься даже тех, от кого исходило это нелепое решение. Бор удалось спасти. Ученики Поросинской школы победили, победили себя и тех, кто им не верил, кто отнесся к их проекту как к обычной игре. Теперь бор имеет статус особо охраняемой территории. Этот проект был реализован несколько лет назад. Теперь нынешние ученики этой Поросинской школы узнали и о том, что именно в этом бору, у входа в него, должны быть построены храм и Поклонный крест. Но строительство затягивалось из-за недостатка средств, и тогда они сами поставили временный Поклонный крест, сделав его в своей школьной мастерской. Ребята – авторы таких проектов (к сожалению, их не так много, чтобы нам быть спокойными за судьбу нашей природы) – призывают нас немедленно заняться спасением ее. Это они пришли к такому выводу: губя природу, мы губим себя. Мы покоряем природу, усовершенствуя ее, но природа и есть само совершенство, она не нуждается в улучшении. Одна из причин катастрофического состояния окружающей среды – всеобщая экологическая неграмотность населения. В школах экологические знания даются формально, неглубоко. Однако экология отличается от многих предметов (кстати, она мало где ведется) тем, что она имеет нравственную сторону, детям сообщают только факты, при этом не определяют границы добра и зла, не говорят ни о каких обязательствах. Воспитание у учеников бережного, сознательного отношения к природе требует от педагога высокой культуры, глобального уровня мышления. Доктор химических наук член-корреспондент РАН Геннадий Ягодин считает: «Экологическое образование носит мировоззренческий характер и строится на осознании человеком себя как части окружающей среды. Оно должно развивать мировоззрение индивида до уровня, на котором он способен принимать на себя ответственность за решение вопросов, важных как для всей популяции, так и для всей планеты». Пора уяснить нам: кто мы? Дети природы? Или ее властители?
Комментарии