search
main
0

Маленькие пользователи. Легко ли уследить за ними в Сети?

Глобальная паутина давно интересует детскую аудиторию, но до сих пор из-за отсутствия проектов для детей и юношества подростки да и детская аудитория чаще всего становились посетителями сайтов со взрослым содержанием. Однако теперь ситуация может измениться.

Эстонские дети, пользуясь доверчивостью своих сверстников, недавно организовали «аттракцион неслыханной щедрости» на просторах популярной в Эстонии социальной сети www.rate.ee. Малолетним пользователям всего за 100 крон (около 240 рублей) предлагалось стать модераторами сайта и получать за это ежедневное вознаграждение в 500 крон.

Когда правоохранительные органы вышли на след мошенников, оказалось, что большинство из них еще даже не достигли совершеннолетия, а самой юной участнице группы было всего 11 лет. Это наглядно демонстрирует очевидный факт: рынок созрел для того, чтобы заняться сетевой аудиторией всерьез*.

Все лучшее – детям!

Весной этого года в Рунете сразу три крупные компании занялись производством детских он-лайн-проектов. Сначала РБК заявил о скором запуске детской социальной сети на основе израильской Tweegee (www.tipo.co.il). Затем Mail.ru запустил проект Дети@Mail.ru (http://deti.mail.ru), а чуть позже Walt Disney представил публике первый официальный сайт студии на территории СНГ (www.disney.ru) и пообещал бесплатно показывать в Сети полнометражные мультфильмы.

По мнению директора по исследованиям компании Mail.ru Федора Вирина, 7-9 процентов от общей аудитории Рунета составляют дети до 15 лет, и среди них почти нет детей моложе 10 лет. Посетители из данной возрастной группы неинтересны рекламодателям. Согласно данным TNS Gallup Media, дети в возрасте от 12 до 17 лет составляют 12 процентов в Москве и 14 процентов по России от общей аудитории Интернета.

– Дети от 10 до 13 лет проводят в Интернете не очень много времени, – говорит Федор Вирин. – В основном их интересуют игры и тексты для выполнения домашних заданий. Группа ребят в возрасте от 13 до 15 лет – основная часть детской аудитории в Рунете. Основные сервисы, которыми они пользуются, – это Instant Messengers (аналог ICQ), он-лайн-игры, банки рефератов и сайты, на которых можно скачать музыку, картинки и игры для мобильных телефонов.

Делая скидку на малочисленность детской аудитории в Рунете, Walt Disney позиционирует свой сайт как уникальный ресурс не только для детей, считая, что их родители будут в восторге от посещения сайта киностудии в Рунете. Но интерфейс, он-лайн-игры и основная тематика ресурса все-таки рассчитаны на детей разного возраста, от самых маленьких до подростков. «Мы очень рады, что с сегодняшнего дня российские семьи получили возможность общаться с нашими героями так же близко, как и пользователи во всем мире», – говорит генеральный директор «Уолт Дисней Компани СНГ» Марина Жигалова-Озкан.

Проект Дети@Mail.ru посвящен беременности, родам, воспитанию детей. Здесь есть приложение для самых маленьких, развивающие игры, предназначенные для детей до шести лет. Информация, размещенная на сайте сейчас, рассчитана на родителей детей именно такого возраста. К концу лета этот контент будет дополнен информацией для родителей детей 6-12 лет. Проект не уникален, в Рунете немало ресурсов, адресованных молодым матерям. Такой уже есть и в арсенале Mail.ru – на портале Леди@Mail.ru (http://lady.mail.ru) целый раздел посвящен детям. Причем информация, собранная на этом ресурсе, касается детей всех возрастов. Похоже, в Mail.ru решили клонировать собственные проекты.

Частично и полностью

Полностью детским ресурсом можно считать, пожалуй, только детскую социальную сеть, в которую компания РБК планирует инвестировать 6 миллионов долларов. В израильском прототипе Tweegee зарегистрировано 80 процентов интернет-пользователей страны в возрасте от восьми до 14 лет. Аудитория сайта составляет около 1 миллиона человек. В планах РБК – выйти на суточную миллионную аудиторию пользователей через три года после запуска.

– Сейчас в России миллионы детей пользуются Интернетом как дома, так и в школах, а рыночная ниша детских он-лайн-проектов пока свободна, – утверждает директор «РБК-Медиа» Артем Инютин. – Мы же с помощью многолетнего опыта нашего партнера, компании Tweegee, откроем в России сеть, которая поставит высокую планку качества в этой нише.

Менее амбициозные, но вполне успешные детские проекты в российском сегменте Интернета существуют достаточно давно. Один из них – http://nickelca.ru, созданный для детей сотрудников компании «Норильский никель». Ресурс рассчитан на школьников и не только позволяет им общаться, находить новых друзей, но и помогает выбрать будущую профессию, подготовиться к поступлению в вуз, узнать о жизни в разных регионах России. В 2006 году сайт получил приз на первом Всероссийском интернет-марафоне.

Другой пример – детский сайт Тырнет (http://tirnet.ru), рассчитанный на детей в возрасте от двух до пяти лет и их родителей. Кроме игр для малышей и текстов для пап и мам на сайте также работает два «радио» – «Сказки» и «Детские песни». Как считает руководитель проекта Тырнет Ольга Осипова, «баннеры на многих детских сайтах всего за несколько кликов могут привести ребенка на порноресурсы, а мы стараемся сделать так, чтобы ребенок был полностью защищен от интернет-мусора».

Радует дизайном другой детский сайт – Жужа (http://juja.ru). Его создатели каждый день публикуют продолжение сказочной истории трех главных героев – Жужи, Мая и Дрябы. Дети могут загрузить изображения любимых героев на телефон, послушать песни и поиграть в игры.

Положительная настройка

Впрочем, наличие хороших ресурсов отнюдь не избавляет нас от обилия плохих. Отсутствие не только качественного, но и специализированного детского контента в Рунете и чрезмерная доступность сайтов со взрослым содержанием вынуждают родителей следить за поведением ребенка в Сети*.

По мнению руководителя стратегических программ Мicrosoft в России Инессы Грикуровой, проблему можно решить с помощью функций родительского контроля, которые наиболее полно реализованы в операционной системе Windows Vista.

– Встроенные возможности позволяют родителям легко ограничить доступ к сайтам сети Интернет в соответствии с их представлениями о том, что подходит детям, а что нет, – рассказывает она. – Можно ограничить круг web-сайтов, доступных для детей, чтобы они могли посещать только ресурсы, соответствующие их возрасту. Можно запретить или разрешить загрузку файлов, определить, какой контент фильтры должны разрешать и какой блокировать. Функции родительского контроля позволяют также ограничить время работы за компьютером, причем можно установить, в какие именно часы ребенок может пользоваться компьютером и какие именно программы он сможет запускать. Кроме того, родители всегда смогут получить полный отчет о том, что ребенок делал за компьютером, например какие сайты он посещал.

И для всего этого родителям надо потратить лишь 10-15 минут на настройку операционной системы. Начать следует с главного – разграничить для членов семьи доступ к компьютеру, создав отдельную учетную запись для каждого: для ребенка она должна иметь статус «стандартного пользователя», для взрослого – «администратора».

Затем нужно зайти в Панель управления и включить Родительский контроль. Далее следует активировать Отчет об активности, который позволит контролировать, что делает этот пользователь. Кроме того, в Параметрах Windows можно установить web-защиту, ограничение времени и выбрать конкретные игры, которые разрешены ребенку.

Антивирус плюс

Защитить ребенка от «мусорных» ресурсов вполне реально и с помощью антивирусов, предлагающих функцию родительского контроля (в России к таковым кроме Kaspersky Internet Security относится румынский BitDefender, но функции родительского контроля нет ни в ESET, ни в DrWEB). Это позволяет блокировать доступ к определенным ресурсам в Интернете, электронной почте, запуску сетевых приложений, например игр, чатов и общедоступных программ, а также может ограничивать время доступа в Сеть.

Увы, все это вызвано реальной необходимостью. Популярные блоги и форумы полны нецензурной лексики, а СМИ активно пользуются баннерами фривольного содержания. Неудивительно, что многие родители предпочитают вообще не пускать своих детей в Сеть. Отчасти это происходит и потому, что 10-15 минут, о которых говорит Инесса Грикурова, в реальности для неквалифицированного пользователя превращаются в несколько часов копания в настройках Windows Vista. Что, впрочем, все равно предпочтительнее решения «не пущать».

Ольга ФЕДИНА,

по материалам http://itoday.ru

_________

*См. статью Татьяны ДУБИНИНОЙ «Дети в Интернете», №14, 2008 год, «ИКТ в образовании».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте