Отличительная черта детей дошкольного возраста во все времена – любознательность. И все же нынешнее поколение малышей не похоже ни на какое прежнее. Уму непостижимо, но, едва встав с четверенек на ноги, они меняют игрушки на гаджеты. Они все больше стремятся познать не только окружающий реальный мир, но и виртуальное пространство экрана, дисплея, тачскрина. Как бы ни сомневались некоторые педагоги и психологи, находя это занятие преждевременным и вредным для детей такого возраста, ничего не поделаешь. Технологии бесцеремонно врываются в нашу жизнь, неизбежно меняют ее, и не видеть этого – значит зарываться головой в песок. Однако некоторые педагоги дошкольного воспитания нашли в увлечении детворы возможность направить его в нужное русло и использовать для развития.
Заведующая детским садом №25 города Выборга Ирина Рыбникова решила использовать повышенный интерес дошкольников к гаджетам, компьютерным технологиям и даже социальным сетям (многие малыши в пять-шесть лет уже довольно свободно читают). Так был задуман инновационный педагогический проект, на первый взгляд немыслимый прежде в дошкольном учреждении. Его цель – научить детей детсадовского возраста под контролем и с участием воспитателей и родителей компьютерным технологиям, а также самостоятельно и свободно путешествовать во Всемирной паутине. Проект так и называется – «Маленький блогер», он уже действует не первый год.
Опыт нескольких лет показал, что детям это интересно, они находят занятия с компьютером и гаджетами увлекательными. Но что всего важнее, как полагают педагоги, – это может быть полезно для развития ребят, если их интерес направить в осмысленное русло, в чем детям и помогают воспитатели и родители.
«Где можно выучиться на блогера?» – спрашивают современные подростки. «Нигде», – слышат обычно в ответ. Пока ни в одном вузе, колледже, техникуме этому не учат. Но вот в детском саду №25 города Выборга блогеров готовят… Там создан свой небольшой медиахолдинг с радио и видеоблогом. Дети вместе с родителями снимают видеоролики о достопримечательностях Выборга – это рассказы об экскурсиях по городу, о его архитектуре, истории. А потом выкладывают их в своем блоге в Ютьюб-канале. Дети ведут собственный электронный дневник, записывают все события, происходящие в садике, делятся впечатлениями. Кроме этого, рассказывают о своих семейных праздниках, традициях, совместных поездках, путешествиях, увлечениях. Так они учатся выражать мысли, лучше понимать свою жизнь.
По мнению Ирины Геннадьевны, работа с электронным дневником способствует воспитанию с малых лет творческой активной личности, развивает умение анализировать, наблюдательность, самостоятельность, инициативу. Дети получают представление об Интернете, социальных сетях и самостоятельном участии во Всемирной паутине. Юные блогеры учатся общению, овладевают связной речью, умением излагать свои мысли и вести диалог, пробуют себя в роли видеооператора, монтажера, сценариста. Очень важно, что они взаимодействуют со своими родителями.
Работа над этим проектом получила дальнейшее логическое развитие. Однажды Ирина Геннадьевна прочитала в Интернете статью своей коллеги из Тольятти, заведующей детским садом №2 этого города Ульяны Месафовны Новиковой. Статья ее заинтересовала, и она решила предложить коллегам из Тольятти создать совместный сетевой проект по развитию детского творчества, в котором примут участие дети, их родители и педагоги детских садов Тольятти и Выборга. Идея понравилась, и вот уже пять лет сотрудничество детских садов Выборга и Тольятти продолжается, к нему подключились и другие детские сады этих двух городов, а также воспитанники Тольяттинской художественной школы и ученики Тольяттинской музыкальной школы. Дети постоянно рисуют и сочиняют, выражая полученные впечатления, любят также фантазировать на заданную тему. Созданное ими, отобранное по темам, размещают в Интернете. Темы могут быть разные, например, «По улицам родного города», «Я шагнул в этот мир». Педагоги бережно собирают лучшее, издано несколько книг стихов, иллюстрированных питомцами Тольяттинской художественной школы.
Межрегиональное сотрудничество детских садов России заинтересовало педагогов Финляндии. Контакты уже установлены, так что проект может стать международным.
Разумеется, общение детей с виртуальным пространством совсем не заменяет им реальный окружающий мир, всему есть время и место. Детский сад №25 города Выборга находится в живописном сосновом бору, и дети много времени проводят в окружении великолепной живой природы, наслаждаются ее картинами и дышат чистейшим воздухом. Малыши наблюдают за белками, птицами, знают их особенности, кормят их.
С малышами работает дружный коллектив педагогов и воспитателей детского сада, постоянно повышающих квалификацию, опытные специалисты обучают молодых. Вполне заслуженно детский сад №25 города Выборга назван в числе победителей Всероссийского конкурса «Лучшие детские сады России».
Маргарита КУРГАНОВА
Комментарии