Калужские ученые и педагоги разработали курс “Повышение квалификации педагогов в области гражданско-правового образования”.
Пояснительная записка
Задача создания условий для развития гражданского образования не будет решена без соответствующего школьного климата. Ведь особенности нравственной образовательной среды отношений администрация – педагог, педагог – ребенок, способов оценивания знаний учащихся, методов поддержки дисциплины имеют богатый воспитывающий и обучающий потенциал. Невнимание к этой стороне гражданского образования может привести к своеобразному “педагогическому лицемерию”, когда на уроке говорят об одном, а в стенах школы происходят обратные явления. В таких случаях необходимо изменить климат школы, организацию уклада школьной жизни так, чтобы одна из главных ролей отводилась ребенку.
Интегративный подход к гражданскому образованию предлагает широкое использование возможностей воспитательной работы в школе. Именно это позволяет наиболее эффективно включать ребенка в практическую, социально направленную деятельность, в реальные, а не формализованные социальные отношения.
Цель курса: формирование у слушателей представлений о составных элементах школьного климата, об их влиянии на организацию уклада школьной жизни; знакомство с моделями, новыми воспитательными технологиями и методиками в области гражданского образования.
Методы: анализ конкретных ситуаций, проектирование путей их решения.
Оценка работы слушателей: осуществляется по результатам работы в группах, участия в обсуждении проблем, выполнения практических заданий, создания проекта реализации гражданского образования в своей школе.
Завершив изучение модульного курса, слушатели должны:
знать о составных элементах школьного климата, об их влиянии на организацию уклада школьной жизни;
уметь применять на практике новые технологии и методы в сфере гражданского образования, ориентироваться в своей работе на межпредметную модель;
иметь представление о моделях гражданского образования, о новых подходах в организации воспитательной работы в сфере гражданского образования;
иметь тезисы лекций (материалы к курсам переподготовки педагогов в сфере гражданского образования).
Содержание программы
1. Ненасилие, свобода, толерантность как компоненты школьного климата.
Школьный климат в контексте целевых и ценностных установок гражданского образования. Актуальность организации демократического школьного климата. Педагогические основания создания школьного климата на принципах ненасилия, свободы и толерантности.
2. Проблема ненасилия в пространстве детства и границы воспитания.
Проявления открытого и скрытого насилия в школе. Самоценность мира детства. Гуманизация пространства детства. Границы воспитательного воздействия на личность: их педагогический и общегуманистический смысл.
3. Воспитание потребности в свободе у школьников.
Сущность проблемы свободы в педагогике. Внутренние и внешние условия свободы. Воспитание у ребенка потребности в свободе в авторских школах России. Моделирование ситуаций свободы в школах. Противоречия в понимании свободы различными членами школьного сообщества. Гуманистические максимы Олега Газмана.
4. Толерантность педагогов и школьников.
Понятие толерантности. Дети как меньшинство и объект толерантного отношения педагогов. Признание, принятие и понимание детской культуры как основа формирования толерантного климата в школе.
5. Предметно-пространственная среда школы.
Роль предметно-пространственной среды в создании школьного климата. Школьные помещения: структура и функции. Геометрия пространства. Цвет и его физиологическое воздействие на ребенка. Предметно-пространственная среда школьных событий.
6. Создание демократического климата через школьное самоуправление и реализацию социальных проектов.
Школьный климат как условие реализации гражданского образования. Школьное самоуправление и социальные проекты: роль, функции, способы проведения реализации.
Словарь основных понятий
Гуманизм – общефилософское понятие, отражающее отношение к человеку как к высшей ценности, признание его права на свободу, счастье и творческое проявление своих сущностных (физических и духовных) сил.
Гуманизация воспитания и обучения – это интегрированный и многогранный процесс взаимодействия детей и взрослых, предполагающий доброжелательность и терпимость отношений друг к другу, диалоговый характер общения, возможность выбора ребенком способов жизни, свободу для творчества и саморазвития.
Рефлексия – способность человека, проявляющаяся в обращении сознания на самого себя, на свой внутренний мир. Осмысление своих действий, своих ощущений, своей позиции.
Самоопределение – сознательное и свободное выявление, выбор, обоснование и утверждение собственной позиции в проблемных ситуациях.
Свободоспособность – способность человека к самостоятельному независимому строительству своей судьбы и отношений с миром, к реализации подлинного жизненного предназначения.
Толерантность – терпимое, уважительное отношение к взглядам, убеждениям, верованиям, мнениям, традициям, привычкам и поведению других людей.
Эмпатия – способность человека эмоционально отзываться на переживания другого.
Тема 1. “Ненасилие, свобода, толерантность как важнейшие компоненты школьного климата”
Целью гражданского образования часто называется развитие личности, обладающей чувством собственного достоинства, знающей и умеющей реализовывать свои права и свободы, а также уважающей права и свободы других.
Для этого в школах изучаются основы современного государства и права, политологии и обществознания. Проводятся всевозможные внеклассные мероприятия. Но этого совсем недостаточно. Зададимся простыми вопросами. А может ли ребенок обрести чувство собственного достоинства, если на протяжении своего многолетнего пребывания в школе он был объектом давления и принуждения со стороны администрации, педагогов или старших учащихся? Может ли он научиться реализовывать свои права и свободы, если его права и свободы нарушались на практике? Станет ли он уважать права и свободы других, если сам был объектом нетерпимости? Ответ очевиден!
Вот почему в региональной концепции гражданско-правового образования заложена фраза: “…эффективное образование невозможно без изменения учебными заведениями принципов построения школьной жизни в соответствии с нормами демократии и через механизмы демократии”. Вот почему идеи свободы, ненасилия и толерантности важно положить в основу организации жизни школы, поставившей своей целью воспитание гражданина демократического общества.
Основаниями этого нашего утверждения являются следующие педагогические идеи.
1. Высказанное польским педагогом-гуманистом Я.Корчаком (и популяризованное сегодня его последователем И.Демаковой) представление об обществе, состоящем из двух неравноправных “классов” – “класса взрослых” и “класса детей”.
По Я.Корчаку, власть в обществе принадлежит “классу взрослых”, которые считают детей своей собственностью и не способны встать на их место. Дети в обществе – главная страдающая сторона, лишенная прав, собственности и признания. Задача педагогов – в преодолении этой дискриминации.
2. Педагогически осмысленное О.Газманом философское представление о человеке как существе природном (биологическом), социальном (культурном) и экзистенциальном (свободном, самосущем).
Ключевая характеристика экзистенциального измерения человека – его свободоспособность, понимаемая как способность человека к самостоятельному и независимому строительству своей судьбы и отношений с миром, к реализации подлинного жизненного предназначения. Сущность проблемы свободы в педагогике – гармонизация отношений человека, стремящегося к личному счастью, с одной стороны, и общества – с другой.
3. Восходящее к Ж.Ж.Руссо и развитое современной гуманистической педагогикой представление о самоценности детства.
Детство – это не подготовка к жизни, а сама жизнь. Это особая самобытная культура со своими ценностями, идеалами, логикой мышления, языком, формами поведения, знаками отличия и т.д. Педагогу необходимо ее изучать, бережно и толерантно относиться к ней.
Эти положения давно вошли в педагогическое сознание. Но, по словам А.Сидоркина, только как голая мысль, как формулировка, к сожалению, такова судьба многих глубоких идей: они “застревают” в головах людей, но часто мало влияют на их реальную жизнь.
Тема 2. “Проблема ненасилия в пространстве детства и границы воспитания”
(По материалам И.Демаковой
и А.Сидоркина)
Мы не будем говорить о необходимости гуманного отношения к детям, о запрете морального или физического давления на них. Это вполне очевидные вещи, несмотря на то, что проявления такого насилия в школе еще не изжиты. Мы поговорим о том насилии, которого часто не замечаем сами. Мир детства – особый мир, имеющий свои закономерности, свои взаимоотношения и свое пространство (семья, двор, группа, детский сад, класс, лагерь и т.д.).
По мнению Я.Корчака, одна из самых важных проблем детства заключается в том, что в главное право ребенка (право на уважение) не заложено его право быть таким, каким он хочет или может быть, т.е. право быть самим собой. Помочь ребенку быть самим собой, а не таким, каким его хотят видеть другие, – одна из самых сложных проблем гуманизации пространства детства.
С момента поступления ребенка в школу он попадает в новую и очень сложную ситуацию. Дегуманизирующим фактором является то обстоятельство, что в школе к ребенку не относятся как к “отдельному человеку” – перед ним (хотя и неявно) ставится задача “быть как все”. Это представляет наибольшую трудность для детей, выделяющихся из основной массы своей “несхожестью” (раса, национальность, внешний вид и т.д.). Для многих из них неприятие оказывается стрессовой, абсолютно неразрешимой без помощи педагога ситуацией.
Признание самоценности детства предполагает отказ от противопоставления жизни взрослых и детей, при котором взрослая жизнь представляется более значимой, достойной большего внимания и уважения. Отношение взрослых к детям Я.Корчак называл “протекционизмом”, понимая под этим демонстративное покровительство детям, постоянное желание им помогать, защитить, все сделать за них. Такая позиция, по его мнению, существенно отличается от права ребенка на уважение.
Принципиальное значение для реализации задач гуманизации пространства детства имеет признание воспитывающими взрослыми прав детей, ибо уважительное отношение педагога к ребенку является положительной основой развития его личности. Исследования показывают, что права ребенка в России, как, впрочем, и в других странах, соблюдаются далеко не всегда. Российские педагоги плохо знают Конвенцию Организации Объединенных Наций (ООН) о правах ребенка и другие правовые документы. Так, установлено, что в 1997-1998 гг. 100 процентов обследованных учителей нескольких районов Москвы, Московской области, Краснодарского края, Калининградской области не знали ни одного положения Конвенции; 46 процентов не скрывали, что используют в работе авторитарные методы; что из 100 конфликтов, возникающих между учителем и учениками, в 89 случаях виноват педагог; что уважительное отношение к детям независимо от их успеваемости проявляют только 18 процентов учителей.
Существует еще одна проблема, о которой стоит сказать, – это вопрос о границах воспитания. До каких пределов мы вообще можем влиять на развитие личности? Воспитание – это, наверное, единственная человеческая деятельность, где достижение идеального результата (воспитание идеального человека) нежелательно и даже опасно. Конечно, стремиться к идеалу нужно, но достижение его – совсем другое дело. Любой прогресс относителен, и он всегда имеет свою цену. Представляете, что было бы, если бы удалось совершить “большой скачок” в образовании и наши дети перестали лодырничать, озорничать, нарушать дисциплину и спать на уроках с открытыми глазами, усвоили весь материал, который им предлагают учителя, выполняли все указания взрослых и т.д.? Представляете, каких монстров мы бы вырастили?
Но, к счастью, это фантастика. Человек – саморегулирующая система, не допускающая, чтобы над ней совершали разрушающие эксперименты. Но ведь прецеденты суперуспешного воспитания были! Различные виды тоталитаризма создали чрезвычайно эффективные средства воздействия на личность. Правда, это происходило за счет разрушения самой личности, но всегда только из “лучших побуждений”, исходя из определенных представлений о моральном прогрессе и идеале.
Воспитание должно включать систему табу, которые не могут быть нарушены, независимо от того, какие могучие средства воздействия оказались в руках педагога. Надо включить в педагогику не только знания о том, что надо делать, но и знания о том, чего делать нельзя.
Во-первых, никогда не следует уничтожать в детях то, что уже есть. Обучая литературному языку, не следует вытравливать из их сознания подростковый жаргон. Обучая нормам взрослого поведения, надо помнить и о нормах поведения в детской среде. Приучая к собранности, не отучать от безделья. Некоторые испытывают дискомфорт, если ребенок, как им кажется, ничем не занят.
Во-вторых, не совершать за ребенка выбора жизненного пути. В восемь лет его отдают в музыкальную школу, лишая других возможностей проявить себя, а потом оказывается – потрачено столько времени и сил, что ничем другим уже заниматься нельзя. Не следует делать человека заложником полученного в детстве образования.
В-третьих, надо подумать, имеем ли мы право безгранично привязывать ребенка к себе? Безграничная любовь и привязанность ребенка к одному взрослому – родителю или педагогу, не опасна ли она, не вредна ли для растущего человека? Есть дети очень внушаемые, очень послушные, легко поддающиеся нашему влиянию. То, что мы считаем важным, но лишь в ряду других важных вещей, они могут довести до абсурда. Поэтому надо застраховать их от некритического восприятия каких-либо образцов.
Тема 3. “Воспитание к свободе в школе”
(По материалам И.Кулешовой
и О.Газмана)
Сущность проблемы свободы в педагогике заключается в гармонизации отношений человека, стремящегося к личному счастью и прогрессу общества. В большей степени это касается детей, которые, с одной стороны, не допускают какого бы то ни было давления над тобой, а с другой – нуждаются в воспитании, обращающем их к себе, к другим людям, к миру, помогающему в самодвижении к достижению свободы.
Достижение свободы видится в гармонизации внешних и внутренних ее условий, причем под внешними условиями можно понимать такие, которые “освобождают ребенка от” (принуждения, насилия, единообразия, одновозрастного общения и т.д.). Внутренние же условия – это индивидуальные образования личности (воля, способность к самореализации, самоопределению, самопознанию, саморегуляции, способность делать выбор и т.д.), т.е. освобождающие его для себя.
Какие пути воспитания ребенка к свободе существуют в таких авторских школах, как школа самоопределения А.Тубельского, адаптивная школа Е.Ямбурга, школа общечеловеческих ценностей В.Караковского, школа Л.Толстого и др.?
Можно выделить следующие пути:
профилизация содержания образования, предоставление ребенку возможности выбора уровня обучения и его профиля;
расширение представлений о мире и о себе через изменение содержания образования;
соблюдение принципа гласности в решении школьных задач;
деятельное активное включение каждого ребенка в познание себя, своего физического, психического, духовного “Я”;
наличие в школе “зон хаоса”, “пространства ненаблюдаемости”, которое создается благодаря стимулированию самостоятельности ребенка (самоопределение его в ситуации выбора деятельности, отношений, позиций, социальных ролей, преобладание в учебной деятельности самостоятельных индивидуальных или групповых творческих и проблемных заданий);
создание ситуаций успеха для каждого ребенка;
“право на ошибку”, которое выражается в отсутствии страха оценки за учебные успехи, в отсутствии сравнения ребенка с другими детьми;
совместность в решении школьных насущных проблем педагогическим коллективом, родителями и учениками.
Рассмотрим некоторые предложения по поводу того, как смоделировать такие ситуации в школе, проживая которые ребенок мог бы выстраивать личностный процесс достижения свободы.
Начнем с ситуации, в которой все оказываются довольно часто, – это ситуация наблюдения. Тот, за кем наблюдают, вынужден либо вести себя соответственно ожиданиям наблюдателя, либо демонстрировать протестное поведение наперекор желаниям наблюдателя. А теперь представим ребенка на этом месте. Чем больше наблюдения, тем меньше свободы у того, за кем наблюдают. Следовательно, в жизни человека должно быть пространство, где он становится невидимым, куда не проникает ничей взор, где он прислушивается только к себе и учится самостоятельно мыслить, выбирать, делать. В школьной практике вполне реальны ситуации “ненаблюдаемости”. Они зависят от умения директора школы или классного руководителя вовремя притормозить, дать возможность проявить инициативу другим, не вникать скрупулезно во все детали жизни школы или класса (что, кстати, является одним из условий самоорганизации).
Ольга БОРИСОВА,
начальник отдела областного центра воспитательной работы;
Павел СТЕПАНОВ,
учитель истории и обществознания
Калуга
Продолжение следует
Комментарии